Консультация для воспитателей «Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников»
консультация по развитию речи

Арькова Наталья Геннадьевна

В современном детском саду на вооружении у педагога должно быть великое множество методов, приемов обучения детей. Это необходимо для лучшей результативности, вариативнсти и гибкости образовательного процесса. Одним из методов являются интеллект-карты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников»

Уже несколько лет при выборе методов и приемов развития и обучения детей дошкольного возраста, воспитатели и специалисты ДОУ ориентируются на реализацию требований федерального государственного стандарта. Целевым ориентиром в развитии речи детей, оканчивающих данную ступень, является следующее: «…ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…»

Также ФГОС предписывает нам поиск новых методов, более прогрессивных, помогающих детям освоить тот океан информации, который их окружает. Эти методы и приемы должны быть направлены, в первую очередь, на развитие творческого ребенка, его любознательности, на развитие умений самостоятельного решения проблем.

И одним из таких методов являются интеллект-карты.

Немного теории. Интеллект-карты – разработка Тони Бьюзена, британского деятеля в области психологии обучения и развития интеллекта. Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, представляющий собой особый вид записи материала в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям. Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга. Интеллект-карта напоминает нейрон (клетку головного мозга) с множеством ответвлений. Наше мышление организованно не линейно, как текст, а имеет именно такую ветвящуюся структуру: каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями на основе ассоциаций. Точно также на физическом уровне соединяются нейроны. Именно поэтому она более удобна в использовании и позволяет более качественно отобразить структуру материала, отразить связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Для работы с дошкольниками метод интеллект-карты был адаптирован кандидатом  педагогических  наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко, которая предложила использовать его для развития связной речи детей.

В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи:

-   развивать психические функции (внимание, память, мышление);

-  стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;

-   развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;

- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

- формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-  развивать воображение и творческую активность;

-  формировать преемственность между детским садом и школой;

-  развивать мелкую моторику рук;

-  формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;

- развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;

- способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

 

Свойства интеллект-карты:

·        наглядность (в интеллект-карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);

·        привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» - Т. Бьюзен);

·        запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);

·        своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);

·        творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);

·        возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

Методика составления карты:

1.Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.

2.    В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).

3.  Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.

4.   Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.

5.    Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.

Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными   иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями. 

В работе с дошкольниками интеллект-карты могут применяться следующим образом:

1 – направление

Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

2 - направление

Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи.

Составление интеллект-карты по закреплению и обобщению материала по изученным темам. Также здесь можно составлять описательные рассказы с детьми, что является развитием связной речи.

Последовательность работы:

1 вариант:

1.Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и т.п)

2. Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.

3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2 вариант:

- К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.

Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.

Практикум.

Последовательность работы при составлении интеллект-карты по рассказу:

  1. Выделение основных ключевых понятий по теме.
  2. Называние картинок, изображенных на карте.
  3. Составление предложений по каждой ветке дерева.
  4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

В ходе работы мы выполняем следующее:

• Читаем рассказ.

• Обозначаем главную идею в центре (название рассказа).

• Изображаем ветки в цвете от главной идеи с нумерацией.

• Разбираем рассказ по частям с последующим моделированием.

• Моделируем рассказа полностью.

• Дети самостоятельно воспроизводят рассказ по интеллектуальной карте.

Варианты работы с интеллект-картами в зависимости от уровня развития детей и сложности материала.

1 вариант – Дети воспроизводят рассказ по схеме интеллект-карты, составленной педагогом.

- Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Задаются вопросы по тексту, дети с помощью интеллект-карты отвечают на вопросы полными предложениями.

2 вариант - Дети с помощью педагога составляют интеллект-карты по заданному рассказу и пересказывают его.

- Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Берётся в горизонтальном направлении большой чистый лист (А4). В центре обозначается заголовок текста. Используя разные цвета ручек, маркеров, карандашей рисуются разные толстые, кривые ответвления от заголовка. Затем вопросы задаются так, чтобы несколько предложений объединялись в одну мысль. И с помощью графических изображений, схем, рисунков, фигур, картинок изображаются модели мыслей по тексту.

3 вариант - Дети самостоятельно составляют интеллект-карты по заданному рассказу с элементами сочинения. А затем пересказывают его

4 вариант - Дети самостоятельно, составляют рассказ и одновременно моделируют его по частям:

- обозначается тема;

- «мозговой штурм» - подбор слов-ассоциаций по данной теме;

- дети составляют интеллект-карту, используя картинки и включая свои рисунки, изображения;

- по составленной интеллект-карте рассказывают свой рассказ.


Практикум.

Составление интеллект-карты по рассказу Валентина Катаева «Грибы».

Грибы (рассказ)

К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.

 — Ну, дети, — сказала мама, — нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

 — Я лучше всех собираю, — сказал Павлик.

 — Нет, я лучше, — сказала Женя.

 А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.

 Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.

 — Я лучше всех собрал! — кричит Павлик издали. — У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!

 Посмотрела мама и улыбнулась:

 — Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.

 — Ага! — кричит Женя. — Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы — красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов! Грибы

Посмотрела мама и засмеялась:

 — Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

 А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.

 — А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.

 — У меня совсем мало, — говорит Инночка застенчиво.

 Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца — подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете.

А сверх того ещё целое гнездо опят — удалых ребят.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 12 общеразвивающего вида города Зея «Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников» г.Зея 2018 г. Учитель – логопед Арькова Н.Г.

Слайд 2

«…ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…»

Слайд 3

Теория Британский деятель в области психологии обучения и развития интеллекта

Слайд 5

ИК наглядность привлекательность запоминаемость своевременность творчество пересмотр

Слайд 6

1. Сбор информации

Слайд 7

2. Закрепление и обобщение материала

Слайд 8

3. Развитие связной речи

Слайд 9

3. Развитие связной речи Рассказ В. Катаева «Грибы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников».

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традици...

Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников".

Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников"....

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников. Консультация для воспитателей ДОУ

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером...

Консультация для воспитателей "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

В данной консультации раскрывается понятие "мнемотехника" и "мнемотаблица", а так же этапы работы и различные варианты использования мнемотаблиц....

Консультация для педагогов "Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников"

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста...