Главные вкладки

    Консультация для родителей "Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников"
    консультация на тему

    Одрина Марина Валерьевна

    Папка-передвижка "Мнемотехника"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                           

    Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников

    C:\Users\Sony\Desktop\мама работа\мнемотаблицы\проекты и конспекты\Detsad_vospitatel.jpg

    В настоящее время все чаще у детей наблюдаются следующие проблемы в развитии связной речи: бедность и односложность речи, невозможность грамматически правильно построить распространенные предложения, неспособность грамотно сформулировать вопрос и построить краткий или развернутый ответ, неспособность составить описательный рассказ, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Поэтому как перед педагогами, так и перед родителями стоит очень важная задача: развитие коммуникативных навыков.

    Одним из способов развития связной речи является МНЕМОТЕХНИКА.

    Мнемотехника, или мнемоника (от греч. Mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

    В дошкольном возрасте преобладает наглядно–образная память и запоминание носит непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Использование мнемотехники позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.


    Основой мнемотехники являются мнемотаблицы, по-другому их называют сенсорно-графическими схемами или предметно-схематическими моделями.

    Содержанием мнемотаблиц могут быть графические или частично-графические изображения персонажей сказки, явлений природы некоторых действий, буквенный материал, цифры, геометрические фигуры, которые выделяют главные смысловые звенья сюжета.

    Мнемотаблицы могут быть использованы для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах, при отгадывании и разгадывании загадок, при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко запоминают картинку, а потом припоминают слова.

    При моделировании необходимо придерживаться следующих требований:

    - модель должна отображать обобщенный образ предмета

    -раскрывать существенное в объекте

    -замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

    Особенно эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

    При моделировании необходимо придерживаться следующих требований:

    - модель дожна отображать обобщенный образ предмета

    -раскрывать существенное в объекте

    -замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

    Пример мнемотаблицы для заучивания стихотворения:

    - Ножки, ножки, где вы были?

    - За грибами в лес ходили.

    - А вы, ручки, что делали?

    - Мы грибочки собирали.

    - А вы, глазки, помогали?

    -Мы искали да смотрели,

    Все пенечки оглядели.


    Также эффективны мнемотаблицы и при обучении пересказыванию и составлению описательных рассказов.

    Пример мнемотаблицы для пересказа рассказа «Весна»:

    http://birmaga.ru/dostc/%C2%AB%D0%9C%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%C2%BBc/45907_html_38a26b38.jpg

    Настала теплая весна. Греет яркое солнышко. Началась капель, журчат веселые ручейки. На деревьях набухли клейкие почки, из которых скоро появятся молодые зеленые листики. С юга вернулись перелетные птицы.

    Пример мнемотаблицы для составления описательного рассказа «Дерево»:

    http://cs409427.vk.me/v409427593/2e86/xQWDeCTz5dA.jpg

     Мнемотаблица для рассказывания сказки «Репка»:

    http://www.maam.ru/upload/blogs/2480f5f3ff24fbadda1e4804c4d1b0d6.jpg.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие "Картина как средство развития связной речи дошкольника"

    В данном учебно-методическом пособии представлены методика работы с картиной в разныех возрастных группах, решаемые задачи, формы приемы работы, предложен примерный перечень картин для рассматривания ...

    Консультация для педагогов "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"

       Развитие связной речи, овладение родным языком - сложнейшая задача дошкольного образования. Эффективный способ решения проблемы - моделирование, благодаря которому дети учатся обоб...

    Консультация. "Конструирование - как средство развитие связной речи дошкольников" (старший дошкольный возраст)

    Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал, что воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Речь является одним из обязательных и незаменимых ко...

    Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников. Консультация для воспитателей ДОУ

    На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером...

    Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

    laquo;… Не только интеллектуальное развитие ребенка,но и формирование его характера,эмоций у личности в целом,находится в непосредственной зависимости от речи»(Лев Семенович Выготский)...

    Консультация для родителей "Мнемотехника, как средство развития связной речи дошкольников"

    Мнемотехнику используют для запоминания разных видов информации: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие...