Главные вкладки

    Составление описательных рассказов с использованием схем как средство развития связной речи старших дошкольников.
    методическая разработка (развитие речи, старшая группа) по теме

    Васильева Валентина Евгеньевна

    Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Составление описательных рассказов с использованием схем как средство развития связной речи старших дошкольников.

    Сообщение из опыта работы на методическом объединении педагогов ДОУ пгт. Никель.

    Воспитатель логопедической группы МДОУ д/с № 9

    Васильева Валентина Евгеньевна, I квалификационная категория

    Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности, в том числе и составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы. Процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. В  детском саду это занятие и совместная деятельность педагога с детьми. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя  деятельность, тем лучше результат.

    Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, в группе комбинированной направленности. В нашей группе планирование воспитательно-образовательного процесса осуществляется по темам.

    При планировании использую  в работе методическую литературу:

    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка детей с ОНР к школе специально в детском саду»;

    Бородич А.М. «Методика развития речи детей»;

    Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 1 и 2» и другие;

    А также  использую интернет-ресурсы.

    Все мы знаем, что мышление ребенка старшего дошкольного возраста наглядно – образное. Поэтому ему необходима подсказка, т.е. схема, которая помогает ребенку последовательно рассказать об игрушке, любом предмете или явлении природы.

    Описательному рассказу присущи своя структура, композиция.

    Возьмем, к примеру, описание животного.

    Вначале  мы называем его,  т.е. отвечаем на вопрос:

    1. Кто это? (и относим к определенному классу - классификация).

    Затем перечисляем отличительные признаки и действия, присущие  этому животному:

    1. Где живет?
    2. Части тела?
    3. Чем питается?
    4. Жилище.
    5. Детеныши.

    Каждый вопрос обозначается  определенным значком или рисунком, который помогает ребенку определить, что нужно отметить в описании.

           

    Описательные рассказы включаю как часть занятия по развитию речи.

    Учитывая возрастные особенности воспитанников, а именно – способность удерживать внимание до 10-15 минут, строю занятие так, чтобы ребёнку было интересно, но при этом выполнялась поставленная цель – развитие связной речи. Для этого использую разные сюрпризные моменты, например:

    Я сообщаю детям, что они сегодня будут составлять описательный рассказ, но о каком животном, они узнают только тогда, когда каждый из них угадает свою загадку об этом животном. Загадки загадываю каждому ребёнку на ушко.

    А также - внесение игрушки, картины, определенного предмета,

    - получение письма,

    - различные проблемные ситуации,

    - технические средства обучения,

    - художественное слово – все эти методы и приемы также  способствуют развитию у детей  интереса к занятию, поэтому они легко включаются в работу.

    Чтобы описательные рассказы не получались одинаковыми, предлагаю детям не повторяться и использовать разные слова – прилагательные, числительные, глаголы.

    Ещё использую разнообразные игры на развитие речи: «Назови ласково», «Добавь словечко», «Четвёртый лишний», «Ассоциации», «Один - много», «Подбери слово», «У кого какая шуба?»;

    дидактические игры: «Чей дом?», «Собери семейку», «С какого дерева листок?» и обязательно пальчиковые игры по темам.

    Взаимодействие с учителем – логопедом в данной работе имеет немаловажное значение и заключается в том, что в индивидуальной работе такие схемы и таблицы помогают  решить образовательные задачи при закреплении у  детей грамматических и лексических категорий и навыков связной речи.

    Закрепление полученных  знаний и умений происходит и в совместной и самостоятельной деятельности: в сюжетно-ролевых играх, в играх – драматизациях, а также – на прогулках - при наблюдении живой и неживой природы: описываем пришедших на участок кошку или собаку, деревья, растущие на нашем участке, птиц, которых мы подкармливаем.

    В группе также немало объектов, которые дети описывают по схемам: комнатные растения, разнообразные игрушки, предметы обихода и т.д.

    На занятиях по художественному творчеству, прежде  чем начать рисовать, лепить, клеить, мы с детьми рассматриваем и составляем описательный рассказ о предмете, животном или природном явлении с помощью этих же схем и таблиц.

    Достичь определенных результатов в составлении описательных рассказов можно только  в тесном сотрудничестве с родителями.

    Объясняю родителям, что такое описательный рассказ, для чего проводится эта работа.

    Подготовила консультации для родителей:

    «Дикие животные наших лесов»;

    «Домашние животные и птицы»;

    «Речевые игры дома».

    Кроме того, к определенному событию или по определенной теме даю творческие задания родителям и детям:

    - к семейному празднику, например,  воспитанникам было предложено составить рассказ о своем домашнем любимце.  А родителям – составить рассказ о своем ребенке;

    - в преддверии  Нового года дети описывали новогоднюю елку;

    - ко Дню открытых дверей по творчеству А.С.Пушкина – дети рисовали золотую рыбку и составляли о ней рассказ.

    В рамках районного конкурса детской рукописной книги воспитанники составляли описательные рассказы о воздушном транспорте. Все рассказы сложились в рукотворную книгу «Захочу и полечу».

    Таким образом, в результате использования схем и таблиц дети быстрее осваивают технологию описательного рассказа, у них развивается монологическая речь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Моделирование как средство развития связной речи старших дошкольников"

    В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...

    Консультация для воспитателей Тема: «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников».

    Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традици...

    план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"

    Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...

    Презентация "Сказка-как средство развития связной речи старших дошкольников"

    Разитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказку.Дошкольный возраст –период активного творческого развития личности ребенка Особое место в словотворческом процессе по праву з...

    Конспект родительского собрания в старше-подготовительной группе с использованием ИКТ на тему «Развитие связной речи старших дошкольников»

    Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.План:1. Вступительное слово педагога.2. Просмотр презентации.3...