Составление описательных рассказов как средство развития связной речи старших дошкольников
консультация (старшая, подготовительная группа)

Портнова Татьяна Андреевна

Из опыта работы по развитию связной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составление описательных рассказов как средство развития связной речи старших дошкольников

                                      Воспитатель Портнова Т.А.

     При обучении детей составлению описательных рассказов решаются следующие задачи:

   - развитие умения выделять существенные признаки и основные части предмета;

   - формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа – описания;

   - овладения языковыми средствами, необходимыми для описания, составления описательного рассказа.

     Мы проводим занятия – упражнения на узнавание предмета по его описанию, обучение развернутому описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета.

     Для обучения описанию необходима активная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Детям следует дать план построения рассказа: сначала отражаем все признаки предмета, которые видим и можем почувствовать, а затем вспоминаем и рассказываем все то, что знаем о предмете.

Опираемся на естественный генетический путь усвоения знаний о предмете через сенсорные каналы: зрительное, слуховое, тактильное восприятие.

     Для обозначения отнесенности к определенной группе - знак «?» (Какой предмет по форме? Как определить? и т.д.) подобный план обеспечивает аналитическую деятельность, когда ребенок осознает канал обнаружения того или иного признака.

     При рассматривании предмета внимание детей направляется на выбор более точных слов  определений, умение контролировать свою речь, точно описывать предмет с его признаками. Для обыгрывания предмета можно привлекать кукольные персонажи, которые проявляют интерес к рассказу ребенка. Это повышает эмоциональный настрой, побуждает описывать более детально.

     С интересом дети включаются в работу, если есть вопрос - загадка или какой-то персонаж.

     Интерес детей, их желание говорить зависят от воспитателя: они поддерживаются манерой ведения занятия, эмоциональностью педагога, умением позволять детям свободно высказываться. Любую, даже неудачную попытку ребенка выразить свою мысль, требуется поощрять, поддерживать, тактично исправлять неточность. Поощрять успехи детей, используя фишки, смайлики.

    На занятиях при обучении детей составлению описательных рассказов используются следующие приемы:

   -дается образец рассказа по картинкам, а дети повторяют;

   -воспитатель описывает предмет, ребенок раскладывает опорные картинки, потом повторяет рассказ;

   -воспитатель начинает, ребенок продолжает;

   -дети самостоятельно составляют рассказ по данному плану;

   -ребенок сам раскладывает картинки и рассказывает;

   -картинки обиделись: 1,2,3 картинки повернуты изображением вниз, ребенок составляет описание предмета, включая в рассказ закрытые пункты плана;

   -картинки разбежались: дается задание составить рассказ без опоры на картинки, план рассказа дети удерживают в памяти.

    В работе предлагается многократное составление рассказов-описаний, загадок-описаний, описание предмета с последующим рисованием. Мотивационная деятельность детей обеспечивается созданием проблемных ситуаций: «Угадай предмет», «Расскажи другу о своей любимой игрушке», «Ты расскажешь, а я опишу» и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательных рассказов с использованием схем как средство развития связной речи старших дошкольников.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи....

"Моделирование как средство развития связной речи старших дошкольников"

В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...

Консультация для воспитателей Тема: «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников».

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традици...

план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...

Презентация "Сказка-как средство развития связной речи старших дошкольников"

Разитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказку.Дошкольный возраст –период активного творческого развития личности ребенка Особое место в словотворческом процессе по праву з...

Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является   развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...