Конспект логопедического занятия по постановке звука {-с}
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Данный конспект отражает правильность произношения звука -с, необходимость развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха. Используются разные приемы. Задействованы анализаторы, т.е глазки, ушки, ручки- телесный ориентированный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по постановке звука [c].
Бондаренко Л.Н. учитель-логопед, Республика Хакасия, г. Саяногорск.
Занятие 1.
Тема. Знакомство с частями артикуляционного аппарата. Подготовительные упражнения к воспитанию звука С. Развитие слухового внимания на речевых и неречевых звуках. Выделение 1-го гласного звука в слове. Анализ и синтез слогов типа: ау, уа.
Цели:
- познакомить обучающихся со строением артикуляционного (речевого) аппарата, развивать умение ощущать их положение, воспроизводить отдельные движения по инструкции;
- формирование знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;
- развивать дифференцированные движения артикуляционного аппарата;
- развивать и тренировать слуховое внимание и фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа слогов, наблюдательность, логическое мышление.
Этапы | Содержание | Оборудование |
2. Развитие слухового внимания на неречевых звуках
3. Постановка целей занятия (объявление темы). 4.Знакомство с артикуляционным аппаратом. Работа со схемой органов артикуляционного аппарата.
5. Подготовительные упражнения к воспитанию звука С.
6. Наблюдение за артикуляцией гласных звуков. Выделение первого гласного из слов.
7. Анализ и синтез слогов типа ау, уа.
8. Подведение итогов Занятия и оценка работы детей. 9. Домашнее задание.
| Приветствие. Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие. А вы знаете, для чего нужен логопед, как он помогает детям? А у кого бывает речь? А для чего нужна речь? Человека окружает множество звуков. Предлагаю вам прислушаться к шуму улиц, школьного коридора и т.д. Попробуйте назвать источник звука. Игра “Узнай по звукам”. На столе предметы из стекла, дерева, бумаги, железа. Уточняю, что эти звуки исходят от действия с различными предметами. Это – неречевые звуки. Игра “Звукоподражания”. Логопед просит детей изобразить голоса различных животных и птиц (лягушку кошку, ворону, собаку, корову, воробья, барана). Можно ли считать это речью? Нет. Эти звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания. А теперь для сравнения произнесём: а-а-а, у-у-у, ч-ч-ч, ш-ш-ш, р-р-р. Это речевые звуки. Речью владеет только человек. Речь необходима тем, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга. А сейчас мы познакомимся, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов. Попробуйте сами назвать их. Показывается схема артикуляционного аппарата и называются его части: - органы дыхания (лёгкие, бронхи). Произносим звуки А, Ю Ж, С (тыльная сторона ладони к губам) - голосовые складки. На пути движения к гортани выдыхаемая струя заставляет дрожать две натянутые струны – голосовые складки. Здесь рождается голос. (руку на горло – произносим звонкие звуки, затем глухие. Сравниваем.) - ротовая полость: язык (кончик, спинка, корень), твёрдое и мягкое нёбо, губы, зубы – верхние и нижние: Прошу детей отыскать тот или иной орган, показать на себе. Прикасаюсь шпателем к арт. органам, дети называют. Показ на схеме артикуляции детьми. Чтобы правильно, красиво произносить звук С, нужно, чтобы нас хорошо слушался язык. Сейчас мы будем делать упражнения и посмотрим, у кого послушнее язык. Смотрите в зеркало и повторяйте за мной упражнения. - улыбка, затем хоботок - лопатка, затем накажем непослушный язычок: бя-бя-бя, пя-пя - облизнуть нижнюю губу - блинчик на сковородке - лодочка, затем задувать на лодочку (посередине языка) - язык-силач -произносим ИИИИ, объясняем свои ощущения от положения языка
Предлагаю вам внимательно посмотреть на мой рот и запомнить, как меняется положение губ при произнесении гласных звуков: а, о, у, ы, э, и (дети объясняют) Поиграем в игру “Что я хочу произнести” (беззвучно) – а, о, ы, у, и, ау, ао, э, уа. Какие звуки я произносила? (гласные). Как они произносятся, почему так называются? (с голосом). Запомните: Без гласных не бывает слов, слогов. На наборном полотне картинки. В каждом слове-ответе выделяется первый звук.
Отгадайте загадки, назовите первый звук:
Как кричат в лесу, когда заблудятся? (ау) Какой первый звук в этом слове? (а) Запишите в тетрадь. Какой второй звук в этом слове? (у) Запишите в тетрадь. Прочтите, что получилось. (ау) Как плачет ребёнок? (уа) (аналогично анализируется, записывается, читается) ДЗ № 1: повторять названия частей артикуляционного аппарата. Выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. |
Зеркало, стакан, карандаш, книга, газета, ключи, ножницы.
Схема, зеркала
Спирт, вата, шпатели
Инд. зеркала
Показ на табличке на стенде.
Наборное полотно с картинками
На наборное полотно букву А, затем У
|
Тема: Постановка звука [С]
Цели:
1. Образовательные:
- формирование знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;
2. Коррекционные:
- развитие моторики артикуляционного аппарата, пальчиковой моторики;
- формирование правильной голосовыдыхаемой струи, кинестетических ощущений;
- развитие фонематического слуха, навыков звуко-буквенного анализа слов;
- закрепление звука в изолированном виде, в слогах, в начале слов.
3. Воспитательные.
- воспитание контроля за своей речью; развитие чувства товарищества.
Ход занятия:
Этапы занятия | Содержание занятия |
1. Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл слонёнок. Он хочет посмотреть, как вы занимаетесь! Но у него одна проблема: пока он ехал на самокат |
2. Постановка целей занятия (объявление темы) | Но у него одна проблема: пока он ехал на самокате, у него спустилось колесо. Вы хотите ему помочь? Для этого нужно будет накачать насосом колесо. Но песенка насоса непростая: С – С – С. Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [С]. А вы хотите научиться песенке насоса? Вы будете стараться на занятии? Молодцы! |
3. Артикуляционная гимнастика | 1)Массаж: Давайте начнем с массажа лица, повторяйте за мной мои действия. Погреем ладоши, подушечки пальцев и погладим по лбу (2-3 раза), от переносицы к крыльям носа и дальше к мочкам уха (2-3 раза), над губой (2-3раза), по подбородку (2-3 раза). 2) Артикуляционная разминка: - улыбка, затем хоботок - лопатка, затем накажем непослушный язычок: бя-бя-бя, пя-пя - облизнуть нижнюю губу - блинчик на сковородке (распластанный язык на дне рата) - лодочка - язык-силач - горочка (большая и маленькая), покатаем зубки с горочки, выгибает кошка спинку. -произносим И, объясняем свои ощущения от положения языка 3) Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнение “Кулак-кольцо” 4) Голосовые и дыхательные упражнения: - надувание щек одновременно и поочередно; -губы трубочкой, выдох тонкой, длиной струёй, задувание на картинки, мелкие предметы; -выдыхание воздуха посередине языка (лодочка), в колпачок от ручки, фломастера; |
Характеристика звука | Давайте узнаем, когда произносишь звук [С], что делает язычок? Губы? Зубы? Воздушная струя? Голосовые складки? С – губы в улыбке, зубы сжаты, язык широкий, лежит на дне рта, кончик упирается в нижние зубки. Посередине языка - желобок, по которому проходит воздух, струя тонкая и холодная. (показ профиля артикуляции, схема на руке, выдох на тыльную сторону ладони) Звук С – согласный или гласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? (дети объясняют) Запомните: С – согласный, глухой, бывает твёрдым и мягким (это зависит от последующего гласного). Сначала мы будем учиться произносить твёрдый звук С. |
5. Постановка звука | Произнести звук С------- длинно. Теперь споём песенку насоса: С – С – С. |
6. Закрепление изолированного звука 7. Связь звука и буквы | Звукоподражание: С чем ещё можно сравнить звук С? Чайник кипит, ветер свистит… Мы сейчас произносили звук, слышали его. А какой буквой он обозначается? (С – похожа на месяц “Полумесяц в небе звёздном буквой С повис над домом; С – откусанный бублик, сушка “Села мышка в уголок, съела бублика кусок”; на отпечатки копыт – “Шёл конь копытами звеня, как буквы С следы коня”; на телефонную трубку …) |
8. Развитие фонематического слуха | Сейчас я буду называть вам звуки, когда услышишь С – хлопни ладошками: С, м, н, г, С, ш, р, в, с, ж, С, у, з, ч, х, С, щ. Сейчас я буду называть вам слоги, когда услышишь Л – хлопни ладошками: на. Са, Су, ну, до, Со, ра, Са, жи, ны, Сы, вы, кэ, то, хэ, Сэ, Со Сейчас я буду называть вам слова, когда услышишь слово со звуком [С] поднимите букву С. (БУКВЫ С) Сад, дом, бумага, сало, сук, шуба, дочка, сытый, бочка, жук, самолёт, домик, гном, совок, сковорода. |
9. Закрепление звука в слогах | Игра “Буква ходит в гости” - составление прямых слогов с гласными а, ы, о, у, э С ---- --- А С ---- --Ы С---- О С---- ---Э С ---- ----У (обращается внимание детей на положение губ, языка на С, затем на то, как меняется положение губ на гласные) Многократное повторение слогов СА, СЫ, СО, СУ, СЭ |
10. Закрепление звука в словах | Если получились слоги, переходим к словам. Произнесём слова, тянем длинно С: С---- а-д, С-----ало, С------обака, С-----амолёт С-----орока С-----поги (картинки из альбома Грамматика в картинках. Трудные звуки. Звук С. Т. С. Резниченко, О. Д. Ларина “Говори правильно. Звуки С З Ц” Задание “Рыбак” Нужно поймать те рыбки, на которых изображены картинки со звуком [С] (картинки:
|
11. Выделение первого, хорошо произносимого согласного звука в слове.
Звуковой анализ слов: ус, он, ох, ах
12. Домашнее задание | На наборном полотне картинки: стол, мак, хлеб, крот, звезда и .т.д С какого звука начинаются названия этих картинок? Затем определяется место этих звуков: в начале какого слова звук К? (звук К на первом месте в этом слове, то есть в начале) С? и т.д. Это усы, а как скажем про один? Ус.
Про женщину мы говорим – она, а про мужчину? Он (разбирается аналогично). Когда кто-то чем-то огорчён, что он произносит? Ох. (анализ) Когда мы удивляемся, какое короткое слово мы произносим? Ах (анализ) Закрепить слоги и слова, которые мы произносили на занятии. Раскрасить букву, нарисовать, на что ещё похожа буква Л. (Д/задание № 2, 3). |
13. Итог занятия | Сегодня мы учились правильно произносить звук [С], помогли слонёнку накачать колесо насосом, “ловили” слова со звуком [С], вы повторяли за мной слоги и слова. |
14. Оценка | Вы очень хорошо работали на занятии, у многих из вас уже отлично получается, а если вы будете заниматься дома, то у нас это получиться намного лучше и быстрее. Молодцы! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/02/picture-110305-1351834096.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/06/picture-329206-1425654658.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия на постановку звука "Р"
Тема: звук "р".Цель занятия: постановка звука "Р".Задачи:- развитие артикуляционной моторики;- развитие фонематического восприятия;- развитие зрительно пространственных представлен...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/04/picture-1399180-1649084888.jpg)
конспект логопедического занятия по постановке звука [Л]
Конспект группового логопедического занятия в старшей группе по постановке звука [Л]...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/08/picture-1442410-1670508871.jpg)
конспект логопедического занятия по постановке звука Ш
Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/05/picture-730473-1451977276.jpg)
Конспект логопедического занятия по постановке звука (ш)
Конспект логопедического занятия по постановке звука (ш)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/05/picture-730473-1451977276.jpg)
Конспект логопедического занятия по постановке звука (ш)
Конспект логопедического занятия по постановке звука (ш)...