Методическая рекомендация: "Дыхательная гимнастика в детском саду"
методическая разработка по логопедии на тему

Важной частью нашей речи , является правильное дахание. Из данной рекомендации можно взять для себя много интересногои полезного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya.docx270 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Дыхательная гимнастика в детском саду

     Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание.   К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути ( наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и  кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

   Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и  выдоха, которое  сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

    Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания  на равномерном выдохе. Оно отличается от  жизненного тем, что это управляемый процесс.

 В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если  дыхание учащенно, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

  Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

   Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют  воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют  интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

  Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

   В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделить особое внимание. Правильное  речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

   При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

Выполнять упражнения каждый день по 3-6 мин, в зависимости  от возраста;

Проводить упражнения в хорошо проветриваемом помещении или при открытой форточке;

Заниматься до еды;

Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

Дозировать количество и темп проведения упражнений;

Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать- через рот;

Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;

В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 с.

      Игровые упражнения  для развития физиологического и речевого дыхания.

«Задуй упрямою свечу» - в правой  руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

 « Паровозик» - ходить по комнате, имитируя согнутые руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Пастушок» - подуть  носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы  созвать разбежавшихся  в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

« Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося « гу-у-у» ( 8-10 раз).

« Кто громче» - выпрямлять спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт) и произносить ( выдыхать) « м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре ( в результате получается длинный скандированный выдох); звук м надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

« Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» ( 6-7 раз).

« Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 с ),

Наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3-4 раза.

« Охота» - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье, и т.д.).

«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре  глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.

« Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово « пых». Повторить не менее 6 раз.

« Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!.

« Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

« Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

« Пилка дров» - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

« Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и подтянуть вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя руками « прорубить» пространство между ногами. Произнести « ух». Повторить 6-8 раз.                                                                                                                                                  « Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки,- вдох( пауза 3с).

Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3-4 раза.

 

 

 

http://www.playing-field.ru/img/2015/051902/4551615http://www.coloringpaint.com/img/tachki3.jpg   http://www.playing-field.ru/img/2015/051820/3551731


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая программа "Фитбол- гимнастика в детском саду"

Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи (Казанская А. В., Пикалева Е. Ю., 2001):Развитие двигательных качеств;Обучение основ...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Методические рекомендации по проведению утренней гимнастики в детском саду.

Вся утренняя гимнастика должна проводиться эмоционально, вызывать у детей хорошее, жизнерадостное настроение.Планирование утренней гимнастики тесно связано с планированием всего материала по развитию ...

Методическая разработка проведения утренней гимнастики в детском саду

Утренняя гимнастика — часть режима двигательной активности детей. Она представляет собой комплекс физических упражнений для мышц и суставов....

Учебно-методическая программа "Фитбол- гимнастика в детском саду"

Предметом особого внимания служит работа над осанкой, так как тяжелая походка (на всю стопу, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной...