Совместные досуги с родителями и детьми с нарушениями речи как вид интерактивной формы работы с родителями
методическая разработка по логопедии на тему

Пастухова Вероника Викторовна

Данная методическая разработка может быть полезна для учителей- логопедов и воспитателей, работающих в дошкольных учреждениях,   поскольку содержит методические рекомендации по организации и проведению тематических детско-родительских досугов как вида интерактивной формы работы с родителями. Описанный опыт имеет практическую значимость для педагогов ДОУ, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, а также для учителей, логопедов начальных классов при разработке ими собственных мероприятий с участием детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pastuhova.docx85.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Совместные досуги с родителями и детьми с нарушениями речи как вид     интерактивной формы работы с родителями

ВыполнилаПастухова В.В., учитель-логопед МБДОУ детский сад № 26 ст. Варениковская

2016


Аннотация

Данная методическая разработка может быть полезна для учителей- логопедов и воспитателей, работающих в дошкольных учреждениях,             поскольку содержит методические рекомендации по организации и проведению тематических детско-родительских досугов как вида интерактивной формы работы с родителями. Описанный опыт имеет практическую значимость для педагогов ДОУ, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, а также для учителей, логопедов начальных классов при разработке ими собственных мероприятий с участием детей и родителей.

Содержание

Введение.        ………………………………………………………………        2

  1. Аналитическая часть
  1. Исследование проблемы        5
  2. Интерактивные формы работы с родителями        7
  3. Виды совместной деятельности детей и взрослых        9
  4. Методика организации совместных досугов        11
  1. Практическая часть
  1. Особенности проведения совместных досугов в группах для детей с нарушениями речи        14
  2. Предварительная работа с родителями при подготовке к проведению совместных досугов        16
  3. Предварительная работа с детьми при подготовке к проведению сов- местных досугов        17
  4. Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя        17
  1. Выводы        18

Список литературы        19

Приложение .        20

Введение

Сегодня многие родители из-за социальной нестабильности и       экономического неблагополучия все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, а также подготовке их к школе, переложив всю ответственность на педагогов ДОУ. Зачастую ребенок больше времени проводит с компьютером, чем с родителями. Общение с компьютером, телевизором заменяет живое общение в семье, у нового поколения снижается интерес к чтению. Это приводит к бедности внутреннего мира ребенка, отставанию в психическом, интеллектуальном и речевом развитии. Количество детей с речевыми проблемами неуклонно растет.

К нам в логопедические группы приходят дети с различной      степенью нарушений речи, при этом часто сопутствуют проблемы волевой сферы, нарушения внимания, памяти. Эти проблемы накладывают отпечаток на внутреннее состояние ребенка: зачастую наши детки малообщительны, стеснительны; имеются проблемы с общением, особенно трудно они вовлекаются в совместные игры со сверстниками. Наблюдения за отношениями детей и их матерей, беседы с мамами часто выявляют скрытую неудовлетворенность матерей в отношении своих детей. Дети это чувствуют, и у них возникает боязнь высказываний, они отказываются отвечать на занятиях, замыкаются. Критические замечания взрослых и требование говорить правильно приводят к обратному результату. А ведь коррекция проходит именно в активной речи ребенка. Иной раз много усилий надо приложить, чтобы снять у ребенка страх за неправильный ответ, нечеткое произношение.

Перед детскими садами стоит важная задача - построение       взаимодействия с семьями воспитанников на новых принципах, вовлечение родителей в образовательный процесс с учетом современной социальной ситуации, привитие уважения к педагогу и его работе. Решение этой задачи особенно необходимо в работе с родителями, имеющими детей с нарушениями речи, так, как только совместные усилия родителей и специалистов дают наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми. При этом именно активное участие родителей является обязательным и чрезвычайно ценным потому,  что  мнение  родителей  является  для детей самым  авторитетным, и


только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого общения с ребенком.

Педагоги ДОУ много внимания уделяют передаче родителям        информации о воспитании и обучении детей, используя для этого самые разные формы: собрания, конференции, консультации, информационные стенды и т.д. Большая часть информации через небольшой период времени забывается родителями. По моему мнению, это происходит потому, что теоретические знания не переходят в практику. Родители знают, что нужно дать детям, но как это им преподнести знает не каждый. Поэтому в своей работе я стараюсь больше показать родителям различные виды игр, занятия (фронтальные и индивидуальные), организую выставки игр, пособий, практикумы, родители получают памятки-буклеты с описанием игр. Я         использую совместные детско-родительские досуги, на которых родители имеют возможность сами поучаствовать в играх, подготовить с ребенком    домашнее задание.

Такая форма совместной деятельности всех сторон коррекционно- педагогического процесса (педагог – ребенок – родитель) позволяет:

  • поставить родителей в активную позицию как участника воспитательного процесса,
  • создать положительный эмоциональный настрой на совместную       деятельность детей с родителями (что важно для закрепления новых произносительных навыков)
  • приобрести детям первый опыт выступления на публику,
  • дать родителям возможность видеть достижения своего ребенка и других детей.

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью       использования новых интерактивных форм взаимодействия педагогов с   родителями детей с тяжелыми нарушениями речи, с одной стороны, и недостаточной готовностью педагогов к построению оптимальной образовательной (методической) среды, с другой.

Целью написания методической разработки является обобщение имеющегося опыта по организации совместных детско-родительских досугов как вида интерактивной формы работы с родителями детей, имеющих      нарушения речи.

Для достижения данной цели были определены задачи:


  1. Проанализировать состояние проблемы в научно-методической   литературе. Определить роль и значение совместных детско-родительских досугов в системе работы с родителями.
  2. Раскрыть научно-методические подходы к организации детско- родительских объединений.
  3. Описать опыт работы по организации детско-родительских досугов
  4. Сформулировать основные принципы организации тематических детско- родительских досугов.
  5. Разработать комплекс приемов и средств оптимизации интерактивных форм работы с родителями.
  6. Систематизировать используемые в работе приемы.
  7. Разработать методические рекомендации по организации детско- родительских досугов.

Новизной данной разработки, на мой взгляд, является:

  • показ актуальности проблемы организации совместной деятельности в   системе работы с родителями детей с ТНР (законными представителями);
  • рассмотрение принципов организации, условий эффективности   взаимодействия между учителем-логопедом (воспитателем) и родителями (законными представителями) воспитанников;
  • описание форм и алгоритма организации совместных детско-родительских досугов.
  • создание комплекса приемов и средств оптимизации работы с родителями;

Объективные условия эффективности проведения совместных досугов – наличие ресурсов:

  1. Кадровых. Необходимо создание образовательной среды в      образовательном учреждении, которая способствует профессиональному развитию педагогических работников. Педагог должен обладать такими компетенциями как: обеспечение эмоционального благополучия детей и поддержка их индивидуальности и инициативы, взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, вовлечения их в образовательную деятельность.
  2. Научно-методических (литература).

  3. Материально-технических. Использование аудиотехники, ИКТ (для    создания презентаций, оформления фотоматериалов), другой оргтехники для изготовления пособий для проведения конкурсов, безусловно добавляет яркости на мероприятиях. Но все это можно оформить и своими руками.


Субъективные условия эффективности реализации данной формы работы с семьей:

  1. наличие научно-методических ресурсов (владение знаниями);
  2. наличие всех компонентов готовности педагога
  • Психологической. У педагога должна быть личностно-мотивированная заинтересованность в создании условий эффективного взаимодействия с семьей воспитанников.
  • Теоретическая. Педагог должен владеть системой знаний.
  • Практическая. Педагог должен владеть системой умений и навыков  работы с родителями: определять цели, задачи, виды организации, определять эффективные приемы и методы, планировать всю систему работы с родителями в целом, иметь практические навыки работы с родителями для реализации планов).

Практическая значимость данной методической разработки

Данная методическая разработка рассматривает актуальность поиска     новых форм работы с родителями, имеющими детей с проблемами речи, предлагает интегрированную форму организации совместных досугов с учетом речевых проблем воспитанников, дает методические рекомендации по организации и проведению тематических детско-родительских досугов как вида интерактивной формы работы с родителями.

  1. Исследование проблемы

Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К. Д. Ушинский,                    Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему

«всем миром»: детский сад, семья, общественность. Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии и воспитании ребенка.

Современные исследователи отмечают важность взаимодействия     педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного субъекта в


образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей.

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка

В своих работах, учёные предлагают различные формы и методы    плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи -            Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова; раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей - А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина.

Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:

  • единство в работе  ДОУ и семьи по воспитанию детей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
  • использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;
  • индивидуальные и групповые формы работы с родителями.

Авторы закладывают в основу организации взаимодействия ДОУ с семьей принципы – преемственности согласованных действий, обратной    связи, индивидуального подхода к каждой семье.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в     «Концепции дошкольного воспитания», «Типовом положение о дошкольном образовательном учреждении» (Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 № 2562), Законе «Об образовании» (2013) - федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Так, в законе «Об образовании»  в ст.44, п.1.записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и     родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости нововведений


в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение        системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

  1. Интерактивные формы работы с родителями

Сегодня всё большее признание завоевывают новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Интерактивное направление в работе с семьёй в настоящее время может считаться       приоритетным, так как позволяет использовать оптимальные формы и методы в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьёй.

Слово «интерактив»  пришло  к нам из английского  языка  от  слова

«interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например,    человеком).

Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Принципы интерактивных форм работы с родителями:

  • сотрудничества;
  • активности и сознательности;
  • согласованного взаимодействия;
  • открытости и доверия;
  • воздействия на семью через ребенка и для ребенка;
  • воздействие на ребенка через семью и для ребенка;

Задачи интерактивных методов работы с родителями:

  • обеспечить готовность родителей к взаимодействию с педагогом;
  • прояснить родительские ожидания, представления (ожидания родителей в хорошем отношении педагога к их ребенку – «психология доверия», представления о возрастных особенностях детей, о содержании работы ДОУ и т.д.);


  • углубить воздействие педагога на родителей;
  • повысить уровень родительской компетентности;

        гармонизировать семейные и родительско-детские отношения;

  • повысить ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.

Интерактивные формы работы с родителями:

  • родительские собрания в нетрадиционных формах (игры, семинары– практикумы, тренинги и др.);
  • дни здоровья и марафоны «Здоровое поколение»;
  • праздники здоровья;
  • туристические походы, спортивные соревнования;
  • выставки детских работ;
  • спортивные и другие праздники («Папа, мама, я – спортивная семья» и др.);
  • «Круглые столы»;
  • «Устные журналы» для родителей;
  • клубы  «Молодая  семья»,  «За  здоровый  образ  жизни»  и др.;
  • выпуск журналов «Азбука дорожная – азбука надѐжная», «В здоровом теле – здоровый дух» и др.;
  • выпуск газет «Добрая дорога детства» и «Мудрая сова»;
  • семейные фотовыставки «Наша дружная семья»;
  • выпуски «Полезной книги для родителей», бюллетеней, рекомендаций;
  • конкурсы на лучшие семейные проекты, поделки;
  • совместные занятия с детьми и родителями;
  • мини-турпоходы;
  • открытые занятия для родителей (как детей, посещающих дошкольное учреждение, так и для вновь прибывших);
  • «Прямой телефон» и телефон доверия;
  • «День радости»;
  • консультативные Дни «Сотрудничество»;
  • Дни открытых  дверей; «Добро пожаловать в д/сад»;
  • выпуск семейных газет;
  • родительская газета «Здоровье»;
  • семейные старты;
  • родительская гостиная;
  • «Семейный музей»;
  • «Семейный театр»;
  • «Почта для родителей»;


  • открытый микрофон «Детский сад и семья: мы рядом»;
  • Родительская Академия «Здоровье», «Дети – зеркало родителей»,

«Школа здоровья»;

  • ведение «Дневников здоровья», дневников «Шаг за шагом» и многие другие.

Новые интерактивные формы и методы работы:

  • общение через интернет-сайт,
  • проектный метод,
  • интерактивная игра,
  • организация медиатеки,
  • семейный клуб,
  • совместные мероприятия и др.

Применение интерактивных методов позволяет значительно        углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и реагирования, что способствует интеграции психолого- педагогических знаний и навыков.

  1. Виды совместной деятельности детей и родителей в ДОУ

Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные     участники, т.е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.

Предлагаем описание некоторых наиболее интересных видов участия родителей в деятельности дошкольного учреждения.

Дни открытых дверей

При их организации родители приглашаются к участию в жизни детского    сада и группы. День открытых дверей дает возможность познакомить    родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Например, в День открытых дверей, посвященном Всемирному дню здоровья, можно пригласить родителей принять участие в проведении утренней гимнастики и спортивных состязаниях.

 Совместные досуги, праздники, театры, соревнования, конкурсы.


В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах.

Совместные занятия с родителями

Участие родителей в качестве зрителей, жюри, почетных гостей. Приглашенные родители («Гость группы») могут рассказать детям о своей профессии, своих достижениях, своем хобби, показывая свои умения и    навыки и т. д.

Туристические походы, экскурсии

Одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это – общение с    природой, изучение родного края (в ближайшем окружении к ДОУ, значимых мест в месте проживания), смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

Выставки совместных работ детей и родителей

Совместную деятельность детей и взрослых можно организовать и через     организацию разнообразных выставок творческих работ. Творческие задания раскрывают потенциал родителей, скрытые и порой даже неосознаваемые   ресурсы и возможности для достижения успеха. Выставки работ родителей, изготовленных вместе с детьми, участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, самое вкусное блюдо не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах.

Тематические встречи и семинары-практикумы

Сообщение незначительного объема информации в устной форме    дополняется практической составляющей – совместной деятельностью детей и взрослых. Это могут быть физические и ритмические упражнения, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, самомассаж, изготовление поделки, рисунка нетрадиционным способом, подбор рифмы и сочинение стихотворения, загадки и т.д.. Такие практические мероприятия в большей степени помогают приобрести участникам живой опыт, у родителей возникает возможность фактически немедленно проанализировать и применить на деле полученные знания и умения.


Основная задача всех форм совместной деятельности - пробудить у     родителей интерес к деятельности ДОУ, убедить их в необходимости общения с ребенком и создать все необходимые условия для этого.

  Организация взаимодействия с семьей – работа трудная. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и     кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

  1. Методика организации совместных досугов

Проведение детско-родительских досугов способствует сближению детей и взрослых на основе общих интересов и приобщению детей и их       родителей к здоровому, творческому образу жизни. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, и в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

      Родители охотно и с большим желанием принимают участие именно в таких досуговых мероприятиях. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

Цель проведения совместных досугов: создать условия, мотивирующие родителей на объединение усилий с педагогами для достижения           положительных результатов в вопросах воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста, предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

    Для создания условий эффективной работы по коррекции речи  воспитанников я определила задачи, решаемые с помощью совместных детско- родительских досугов:


  1. Включить родителей в воспитательно-образовательный процесс.
  2. Формировать у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей.
  3. Обогатить эмоциональный совместный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними через игровую деятельность.
  4. Развивать у детей и родителей интерес к совместному   времяпровождению.
  5. Сплотить родителей и детей, способствовать тому, чтобы дети понимали родителей, а родители – своих детей.
  6. Познакомить родителей с традициями и формами игрового досуга в   семьях.
  7. Помогать родителям открывать новые возможности игрового отражения мира для ребенка.
  8. Стимулировать родителей к активному сотрудничеству с педагогами

Ожидаемые результаты от проведения совместных детско-родительских мероприятий

Для родителей:

  • повышение заинтересованности, активности, психолого-педагогической культуры, творческого участия родителей в жизни своих детей;
  • укрепление авторитета отца в семье;
  • укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при коррекции   нарушений речи детей и их подготовке к обучению в школе;
  • повышение самооценки родителей на основе реальных достижений своего ребенка.

Для детей:

  • повышение коммуникативных, творческих способностей детей;
  • формирование уверенности при публичном выступлении;
  • формирование чувства гордости за свою семью (отца, мать, других членов семьи);
  • приобщение детей к семейным традициям;
  • расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей;

Общие:

  • формирование положительного эмоционального контакта родителей и   детей, семейных ценностей;
  • создание условий для совместного творческого процесса детей и родителей;


  • вовлечение детей и взрослых в познавательный, развивающий и творческий процесс, который возможен только при плодотворном общении и     сотрудничестве его участников;
  • создание условий для эффективной коррекционной работы с детьми.

Алгоритм организации досугового мероприятия с родителями:

  1. Определение и выбор темы (на усмотрение специалиста, или возможен выбор тем из предложенных по результатам анкетирования родителей).
  2. Постановка цели и задач.

3.Изучение научно-методической литературы по теме.

  1. Составление сценария мероприятия.
  2. Планирование и организация предварительной работы.
  • индивидуальные беседы с активными участниками,
  • консультации по выполнению домашнего задания для родителей и детей (поделки, тексты выступления детей, стенгазеты и т.д.)
  • приглашение или объявление предстоящей встречи,
  • изготовление буклетов, памяток, подготовка оборудования, материалов, наглядностей, презентаций, оформление выставок и фотовыставок, рисунков детей, конкурсных работ по теме).
  1. Проведение мероприятия.

Для того, чтобы досуговое мероприятие было эффективным, необходимо учитывать некоторые условия:

  1. Обеспечить безопасность участников. Педагог не должен оценивать правильность или неправильность выступления детей и родителей. Особо следует отмечать ценность обратной связи, полученной от родителей: «Очень важно, что вы это сделали, сказали». Некоторые родители при участии в     играх или выступлениях могут чувствовать неловкость. Педагогу лучше не заострять на этом внимания, а проявить интерес к мнению этих родителей, выразить им благодарность за участие.
  2. Заинтересовать родителей. Нужно объяснить родителям цель такого мероприятия для детей.
  3. Тема досуга должна быть близка участникам, жизненна.
  4. Организовать пространство. Обязательно нужно изменить        расстановку столов в группе. Первые мероприятия проводим в группе, в знакомой обстановке, чтобы дети чувствовали себя уверенно.


  1. Предупредить родителей заранее. Сообщить о содержании                (за 2-3 недели), рассказать о теме, о домашнем задании и способах его выполнения. Для этого организуются консультации для родителей небольшими подгруппами. Можно подготовить письменные приглашения и передать их с детьми.
  2. Выбрать оптимальное время для проведения. В беседах с родителями подбираем день, удобный для большинства родителей.
  3. Выбор оптимальной нагрузки мероприятия. Имеет смысл начинать с небольших несложных заданий, постепенно увеличивая речевую и        смысловую нагрузку для детей.

   Не стоит забывать, что совместные детско-родительские досуги являются лишь частью большой многосторонней работы, проводимой педагогами ДОУ с родителями.

  1. Особенности проведения совместных досугов в группах для детей с нарушениями речи

В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи вопрос о       необходимости активного участия родителей в процессе преодоления недостатков речи их детей стоит наиболее остро. Уже с первых дней посещения логопедической группы требуется помощь родителей. Ведь только у них есть возможность ежедневно закреплять новые произносительные навыки у своего ребенка. Но не каждый родитель готов к активному сотрудничеству по выполнению индивидуальных заданий логопеда, к серьёзной работе со своим ребенком, требующей времени, сил, терпения. Поэтому мы находимся в постоянном поиске новых форм работы с родителями для решения важной задачи построения взаимодействия с семьями воспитанников.

На сегодняшний день такой эффективной формой организации    общения между педагогами и родителями стало проведение совместных детско- родительских досугов.

Организация таких досугов с детьми, имеющими нарушения речи имеет свои особенности. В современных методических пособиях приводится много примеров сценариев досуговых мероприятий, но их невозможно     применить на практике с детьми, первого года обучения в логопедической группе. Детям со II - III уровнем ОНР, иногда в сочетании с дизартрическим компонентом, которым все чаще сопутствуют нарушения внимания, памяти, низкий уровень общей моторики, оказываются недоступны стихотворные тексты, сложные фразы.


Поэтому сценарии досугов составляю так, чтобы у детей посильная речевая  нагрузка,  само  участие  давало  детям  моральное   удовлетворение,  укрепляло веру в своих способностях. При таком подходе родители       становятся самыми активными помощниками и участниками. Это хороший повод провести мероприятие вместе с родителями, а не для них. Сценарии составлены так, что родители являются непосредственными участниками праздника. Это предполагает сотрудничество с родителями и общение с детьми через совместную деятельность.

 Совместные досуги состоят из двух частей.

Первая часть представляет собой презентацию домашней работы. Каждый ребенок представляет свою работу. Представление носит индивидуальный характер, зависит от тяжести нарушений речи и психологических особенностей ребенка. Содержание выступления ребенка заранее     оговаривается логопедом с родителями, проводится подготовительная работа с ребенком.

Это может быть выступление на основе диалога с логопедом, который задает наводящие вопросы ребенку. (Как называется поделка? Из чего она сделана? С кем её делал ребенок?)

Выступление может быть в виде выученной загадки, короткого   стишка о своей поделке (текст загадки подбирает логопед, чтобы словарный материал содержал слова с сохранными звуками и ребенок чувствовал себя уверенно). Это может быть песенка, короткая инсценировка. В презентации может принимать участие любой член семьи.

Обычно с презентациями выступают все присутствующие дети.

В начале первого года обучения выступления-презентации короткие, носят чисто эмоциональную нагрузку. Каждый ребенок и его родитель   получают положительную оценку педагога, громкие аплодисменты за выступление.

Вторая часть представляет собой игротеку. Обязательно первая игра должна быть с хорошей подвижностью, чтобы снять нагрузку после    малоподвижной деятельности. Игры и задания отражают тематику досуга, проводятся с участием родителей и других членов семьи.

Примерная структура совместного досуга

  1. Основная (официальная)

1.Организационный момент. Открытие мероприятия, оглашение темы встречи.

2. Презентации домашнего задания (и/или театрализация произведения)

  1. Игровая.
  2. Награждение участников, чаепитие.


При кажущейся простоте структуры совместного досуга, ему    предшествует большая предварительная работа. Такие мероприятия готовятся не один день.

Особенностью совместных досугов является их интегрированный    характер. В ходе этих мероприятий решаются задачи развития речи,   ознакомление с литературными произведениями (чтение стихов, загадок, театрализация сказок и рассказов), физкультурно-оздоровительные приемы (подвижные игры, пальчиковые гимнастики), музыкально-ритмические упражнения, изобразительные задания. А также игры, развивающие ловкость, внимание, память, сообразительность.

Проводится совместные досуги 2 – 3 раза в год (начало октября,       январь, апрель). Тема досуга подбирается исходя из периода работы с детьми, имеющими нарушения речи, в соответствии с планом работы логопеда с     родителями, может быть подобрана в соответствии с планом работы ДОУ.

Примерная тематика домашних заданий и презентаций:

  • Конкурсы поделок на любую тематику («Дары осени», «Елочка зеленая»,

«Новогодние игрушки», «Кормушки для птиц» )

  • Конкурсы костюмов («Новогодний маскарад», «Чудо-шляпа», «Костюм из бросового материала»)
  • Театральная постановка (может быть с участием педагогов, родителей)
  • Конкурсы стенгазет («Наши защитники», «Герб семьи», «Мамы всякие важны», «Мой прадедушка – герой»)
  • Конкурсы блюд («Поварята», «Умелые ручки», «Бабушкины секреты»)
  • Конкурсы авторских книжек-самоделок

  1. Предварительная работа с родителями при подготовке к проведению совместных досугов

Привлечение родителей к сотрудничеству должно быть адресным и посильным.

Многие педагоги сетуют на низкую посещаемость мероприятий    родителями. Однако, для того, чтобы сделать родителей активными партнерами, их надо подготовить к этой деятельности – т.е., проинформировать, просветить (объяснив значимость того или иного процесса и его последствий), оказать индивидуальную психолого-педагогическую поддержку, обучить необходимым навыкам. И только после этого можно надеяться на то, что родители увидят в специалистах ДОУ не только профессионалов, но и помощников в семейном воспитании ребенка.


За 2 – 3 недели до проведения совместного досуга логопед может   провести короткие встречи-консультации с подгруппами родителей, вывесить яркий информационный листок о предстоящим мероприятием. Содержание информации о мероприятии должно быть не официально строгим, а творческим, вызывающим желание участвовать и интерес к мероприятию.

В процессе подготовки с каждым родителем индивидуально     подбирается речевой материал для выступления ребенка, обговариваются приемы поддержки ребенка в случае затруднений. Мы всегда приветствуем и поддерживаем  участие  родителей с литературными,  музыкальными номерами.

Также решается вопрос о завершении мероприятия. Будет ли это     чаепитие или другие виды поощрения детям (призы, самодельные медали) – выбор за родителями.

  1. Предварительная работа с детьми при подготовке к проведению совместных досугов

Дети также заранее узнают о предстоящем мероприятии. Педагоги объясняют детям, как все будут к нему готовиться: что нужно сделать дома с родителями, как выступить. Педагоги уточняют, как нужно слушать     выступление товарища. Учим детей радоваться за успехи друг друга и терпимо относиться к неудачам, поддерживать друг друга.

На индивидуальных занятиях логопеда ребенок готовится к      выступлению, дома проходит закрепление материала.

Заранее изготавливаем с детьми приглашения для родителей, в      которых указываются дата, время и место проведения, а также тема первой части мероприятия. Как приятно видеть радостные лица родителей, когда их ребенок вручает приглашение, сделанное своими руками! Тут уж стыдно будет не прийти и не принять участие, чтобы порадовать сына или дочку.

  1. Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя

В подготовке и проведении совместного досуга с родителями    немаловажную роль играет взаимосвязь логопеда с воспитателями группы. Воспитатели организуют изготовление с детьми пригласительных билетов, контролируют выполнения домашнего задания родителями и оказывают помощь в его выполнении. Также с их участием проходит подготовка помещения: расстановка мебели, украшение, оформление.


По желанию логопеда, организующего данный вид досуга,   воспитатели тоже могут принимать участие в его проведении. Они могут организовать некоторые конкурсы и игры. В этом случае логопед готовит воспитателей к участию, распределяет обязанности между ними, объясняет каких действий ждет от них. Одновременное участие в мероприятии всех педагогов группы показывает детям и родителям единство интересов, методов работы педагогов.

Выводы

Анализ практики работы в течение нескольких лет по организации интерактивной формы совместной деятельности показал, что детско- родительские досуги помогают взрослым и детям раскрепоститься, учат     общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, что положительно влияет на психическое и социально-нравственное здоровье дошкольников. Разработанная система социально-оздоровительной работы         позволяет эффективно использовать возможности семьи и сделать родителей партнерами-единомышленниками в решении задач по воспитанию у дошкольников основ здорового образа жизни. Именно такое объединение  создает благоприятные психоэмоциональные условия, во многом    определяющие эффективную коррекцию нарушений речи ребенка, сберегающее и формирующее его здоровье.

        Совместно с родителями мы создаем пространство доверия,         партнерства и уважения. Формируем поколение успешных людей, ответственных за будущее страны.

     Уважаемые педагоги! Мы надеемся, что предложенная нами форма работы с родителями поможет Вам в объединении усилий педколлектива и родителей в развитии ребенка, как личности и будет способствовать поиску новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе.

Глоссарий

Интерактив - от английского слова «interact», где «inter»- это взаимный,

«act»- действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например,      компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Профессиональные компетенции – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении        профессиональных задач.


                     Список литературы

  1. Инновации в логопедическую практику/ методическое пособие для до- школьных образовательных учреждений / Сост. О.Е. Громова. – М.:ЛИНКА_ПРЕСС, 2006
  2. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного    учреждения с семьёй //Дошкольное воспитание. 2000. №3.
  3. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 ИДЕЙ для вовлечения   родителей в жизнь детского сада. М.: ТЦ Сфера, 2012.
  4. Мецлер Т.В. Социально-педагогический творческий проект «В гостях у Логосказки», ж-л «Логопед» № 4 – 2011, стр 66.
  5. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога.    Методическое пособие. – Волгоград, 1998.
  6. Никишина И.В. Интерактивное обучение детей и взрослых. Статья,   sova.ru
  7. Хоменко И.А. Система работы образовательного учреждения с семьей. Книга 1: Информирование. - М: Сентябрь, 2009.
  8. Телятникова О.В. Детско-родительский проект «Речецветик»,                 ж-л «Логопед» № 10 – 2012 г.

Приложение

Задачи

Развивающие:


                                     Конспект

совместного детско-родительского досуга

«Кто на свете всех сильнее, всех умнее и добрее»

  • учить детей выступать перед аудиторией,
  • развивать монологическую речь, Воспитательные:
  • привлечь к патриотическому воспитанию родителей,
  • воспитывать уважение к защитникам Отечества,
  • приобщать детей к семейным традициям;
  • укреплять авторитет отца в семье, вызвать у детей чувство гордости за   своего отца;
  • объединить интересы детей и взрослых при подготовке и проведении    мероприятия;
  • - формирование положительного эмоционального контакта родителей и   детей, семейных ценностей
  • Предварительная работа:
  • изготовление стенных газет с фотоматериалами, посвященными папам и дедушкам детей;
  • подготовка детей к рассказыванию текста;
  • подготовка материала для проведения игровых аттракционов.

Ход.

I.        Дети входят в зал под музыку Шаинского «Папа может…» и садятся за столик к своим родителям

II.        Вступительное слово ведущей (логопед): Сегодня мы будем поздравлять с праздником «Защитников Отечества» наших пап, дедушек. Потому что многие из них служили в армии, стояли на страже нашей Родины.

III.Основная часть Рассказы - презентации о папах, дедушках.

- Сейчас дети расскажут о своих папах и дедушках. (Выступления всех желающих детей с домашним заданием)

IV.        Песня «Наша Армия» Загадки о папе. Песня «Папа может!»

V.        Игры с папами, дедушками

1.        «У папы сильные руки» - соревнования для сильных пап «Кто быстрее сомнет лист газеты левой рукой»

2.        «Сильный папа» - штангист – дети в сумках - подтянуть штангу к груди. (кто больше)

3.        Все мужчины любят хоккей. «Хоккеисты» - соревнование по две команды. В команде папа и его ребенок. Задание – провести шайбу между кеглями, поставленными  в ряд.

4.        А теперь усложним задание «Пройди меду кеглями» - с завязанными   глазами. Когда глаза уже завязаны, кегли тихонько убираются.

5.        Наши дети тоже сильные и ловкие Игра «Эстафета - передай флажок» (пролезть под дугой, пройти по мостику, обогнуть куб, вернуться к  команде)

6.        «Плетень» Все желающие делятся на 3 - 4 команды. На музыку все        двигаются, танцуют, подбирают ленточки. С окончанием музыки команды должны выстроиться в линию по цвету и «сплести» плетень из рук. (ленты 4 цветов)

VI.        Вручение медалей «Лучшему дедушке», «Лучшему папе», изготовленных руками детей, вручают все дети своим папам и дедушкам.

VII.        Вручение всем детям подарков – «Лодочки», изготовленные детьми из цветной бумаги.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных форм работы с родителями Детско-родительская научно-практическая овощная конференция для детей старшего дошкольного возраста

Активно используя новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада, мы опробировали одну из интерактивных форм работы с семьёй: детско-родительская научно-практическа...

Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ

Подробно описаны интерактивные формы работы с семьей....

Презентация "Личностно-ориентированные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи"

Данная презентация представляет опыт работы учителя-логопеда с родителями дошкольников группы компенсирующей направленности....

Доклад из опыта работы для педагогов на тему: «Традиционные и интерактивные формы работы с родителями по здоровьесбережению дошкольников»

       На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми.Здоровье детей напрямую зависит от ...

Консультация для педагогов ДОУ «Интерактивные формы работы с родителями и детьми в ДОУ»

Консультация для педагогов доу «Интерактивные формы работы с родителями и детьми в ДОУ»...