Мастер - классы для педагогов
консультация по логопедии

Хлюстова Надежда Сергеевна

Материал, представленный в данном разделе может быть полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Развитие и усвоение ребёнком навыков полного звукового анализа и синтеза”.

(семинар – практикум для педагогов)

Подготовила и провела

учитель – логопед:

 Хлюстова Надежда Сергеевна

г.Тутаев

В русском языке всего звуков. Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные. В отличии от букв, звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. Гласные звуки полностью состоят из голоса, произносятся протяжно, так как при произнесении не встречают со стороны артикуляционных органов никакой преграды. Согласные представляют собой разнообразные шумы, возникающие при трении воздушной струи об органы артикуляции, произносятся коротко. Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.

        Звуковой анализ – основа для обучения ребёнка чтению и письму. Развитие предпосылок звукового анализа нужно начинать с раннего возраста. Непосредственная же работа по формированию данных процессов начинается в дошкольном возрасте.

        Звуковой анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный звуковой анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он выполняется у детей дошкольного возраста спонтанно.

        1.Выделение звука на фоне слова.

        Задания:

        1.Отобрать предметные картинки, в названии которых есть заданный звук.

        2.По сюжетной картине назвать слова с определённым звуком.

        3.Придумай слова с заданным звуком.

        4.Назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду, игрушки, в названии которых есть заданный звук.

        5.Добавь слог с определённым звуком, чтобы получилось слово (го…ра, ко…ра).

        Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова).

        2.Вычленение первого и последнего звука из слова.

        Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков.

        Задания:

        1.Определить первый звук в словах: ослик, утка, аист, игла и т.д.

        2.Подобрать слова, которые начинаются на гласные звуки: а, и, о, у.

        3.Отобрать картинки, которые начинаются на ударные гласные звуки: а, и, о, у.

        3.Выделение первого согласного из слова.

        Основная сложность – это расчленение слога, особенного прямого на составляющие его звуки. Причина этого – нерасчленённое восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Работа по вычленению первого звука из слова проводится после того, как у детей сформировано умение вычленять звук из обратного и прямого слога и узнавать звук, находящийся в начале слова. Например, дети сначала определяют, что в слове «мыло» есть звук [м], который находится в начале слова и является первым звуком этого слова.

        Задания:

        1.Подобрать названия животных, овощей, фруктов, растений, посуды, игрушек, которые начинаются с заданного звука.

        2.Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.

        3.Назвать слова по сюжетной картине, названия которых начинаются с заданного звука.

        4.Изменить первый звук слова (гость – кость, моль – соль, …).

        4.Выделение конечного согласного в слове.

        Проводить в начале на обратных слогах, таких как, ум, ух, ус. Затем вычленяется последний согласный непосредственно в словах типа (дом) на слух, при самостоятельном произношении. Действие закреплено, если ребёнок, не называя слова, сумеет определить конечную согласную. При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука.

        5.Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

        Уточнять, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине.

        Задания:

        1.Разложить в три ряда картинки, где звук слышится в начале, середине, конце слова.

        2.Подобрать слова, где звук находится в одной из трёх позиций.

        3.Работа со звуковыми линейками.

        Самая сложная форма звукового анализа – это определение последовательности звуков в слове, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

        6.Развитие сложных форм звукового анализа (определение количества, последовательности и места звука в слове).

        1этап – формирование звукового анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.

        Детям предлагается картинка – слово, название которого можно проанализировать и составить с помощью фишек графическую схему. Первоначально для анализа даются однозначные слова типа «мак», «кот», «дом», «лук». По мере выделения звуков в слове, дети составляют схему – модель звукового строения слова. Овладение звуковым анализом основывается на ранее сформированных навыках выделения первого и последнего звука, определение положения звука в слове (начало, середина, конец).

        2этап – формирование действия звукового анализа в речевом плане.

        Дети называют слово, определяют 1, 2, 3 звуки, уточняют количество звуков.

        3этап – формирование действия звукового анализа в умственном плане.

        На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Например, они отбирают картинки в названии которых 5 звуков, при этом они не называются.

        Задания на закрепление звукового анализа:

        1.Подобрать слова с определённым количеством звуков.

        2.Выбрать предметные картинки с определённым количеством звуков.

        3.Преобразовать слова:

        а) добавляя звук в начале слова (рот – крот);

        б) добавляя звук в конце слова (бок – бокс);

        в) изменяя один звук слова (цепочка слов) – сок – сом – сук – суп.

        4.От одного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом – мак – кот – ток - …

        5.Назвать слова, в которых буквы расположены в обратном порядке: нос – сом, кот – ток.

        6.Какой звук выпал из слова: крот – рот, лампа – лапа, рамка – рама.

        7.Назвать общий звук в словах: луна – стол, кино – игла, окно – дом.

        8.Составь слово из первых звуков названий картинок.

        9.Игра «Ромашка». Выбрать лепестки с изображением предметов, названия которых состоят. Например, из 5 звуков.

        10.Игра «Как называется цветок?». Детям предлагается изображение цветка. На лепестках различные предметные картинки. Название можно узнать, если выделить из названий картинок первый звук.

        На начальных этапах работы звукового анализа делается опора на проговаривание слова. В процессе которого уточняется характеристика звука, последовательность звука в слове. Конечной же целью работы является сформированность действия звукового анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание.

        Обучая детей, очень важно с самого начала научить их правильно называть буквы. Все согласные буквы мы называем так же, как произносим сам звук! Нельзя говорить: буквы «пэ», «тэ», «рэ», так как это уже не одна буква, а целый слог из двух букв. Если ребёнок запомнит такие названия букв, он не сможет правильно сливать слоги. Нельзя говорить: «эр», «эль», «ка», «эс». Это правильные алфавитные названия букв, их вводят в школе. Но сейчас преждевременно знакомить ребёнка – дошкольника не следует, так как это затруднит развитие звукового анализа и процесс обучения грамоте. Таким образом, как произносится звук – так же называется и буква!

        Упражнения на развитие звукового анализа и синтеза способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

“Влияние игры на развитие коммуникативной сферы дошкольника”

(семинар для педагогов)

Подготовила и провела

учитель – логопед:

 Хлюстова Надежда Сергеевна

г.Тутаев

Семинар для педагогов

“Влияние игры на развитие коммуникативной сферы дошкольника”.

Роль игр в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. При организации с детьми, следует постоянно побуждать их к общению друг с другом и комментированию своих, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка. В дошкольном возрасте проводятся сюжетно-ролевые игры и игры с правилами – дидактические и подвижные.

 Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. В процессе игры педагог много разговаривает с детьми, в результате чего даже у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Педагог всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. Взрослый, взяв на себя игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре речи.

Наряду с сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами. К ним относятся дидактические, подвижные игры, игры-драматизации.  

В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.

Дидактические игры направлены на овладение предметными действиями. Как правило, после таких игр дети переносят полученные навыки в сюжетно-ролевую игру. Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т. д.

В ходе дидактических игр педагог развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержу. С дидактическими играми дети могут играть индивидуально или коллективно. Усвоив определенную последовательность действий, они затем играют самостоятельно в свободное время.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры, неправильное ударение. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить детей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.

Ученые отмечают, что мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на её развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов, кроме того, напрямую влияет на способность ребёнка учиться. Пока ребёнок маленький, шнуровка станет отличным тренажёром для освоения навыков шнуровки, поможет развить моторику, глазомер, усидчивость. Игра способствует развитию сенсомоторной координации. Гибкости кисти и раскованности движений и, как любое упражнение на мелкую моторику, активизирует развитие речи, формирует познавательный интерес.

Важную роль в развитии речи играет правильно поставленное дыхание – это развитие правильной воздушной струи, плавности вдоха и выдоха, умение контролировать силу выдыхаемого воздуха и направление выдыхаемой струи, а также владение артикуляционными органами. Это органы участвующие в образовании звука. Для развития дыхания у детей можно использовать следующие игры:

- «Сдуй листик с грибочка», «Метель», «Вулкан».

- «Прожорливые фрукты».

        - «Сдуй бабочку с цветка», «Сдуй снежок с варежки».

Для формирования фонетико – фонематических представлений, слоговой структуры слова, развития лексико – грамматического строя и связной речи можно использовать следующие игры:

- «Прожорливые банки, кубики».

- «Волшебные кубики».

- «Улитка».

        - «Цветочная поляна».

Несомненно, дидактические игры являются мощным средством для развития речи у детей ещё и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

        



Предварительный просмотр:

        

“Инновационные формы взаимодействия с семьёй”

(консультация для воспитателей и педагогов ДОУ)

Подготовила и провела

 учитель-логопед:

 Хлюстова Надежда Сергеевна

        

          Продуктивность работы учителей-логопедов, педагогов ДОУ с семьями воспитанников напрямую зависит от осознания необходимости выделять время на взаимодействие с родителями дошкольников, мобильности в построении графика своей работы, установления коллегиальных отношений со специалистами образовательного учреждения и, безусловно, желания постоянно совершенствоваться в своей профессии.

         К инновационным формам работы с семьями относятся следующие:

  1. Информационно – аналитические (проведение социологических срезов, опросников, “Логофакс”).
  2. Досуговые (совместные досуги, праздники, участие детей и родителей в выставках).
  3. Познавательные (семинары – практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей).
  4. Наглядно – информационные (организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет, организация мини библиотек).

          Но вполне возможен вариант, когда форма традиционна, а содержание – новаторское.

          Ниже представлены наиболее эффективные формы и приёмы организации работы с семьями воспитанников.

Родительские собрания

          Родительское собрание – хорошо зарекомендовавшая себя форма работы, может осуществляться разными путями: педагогическая, мастерская, деловая или ролевая игра, конференция, практикум, тренинг, КВН, викторины; конкурс, праздник вместе с детьми. В форме презентации.

          Инновационные формы приглашения родителей на собрание:

          - sms – информирование (многие сотовые операторы дают возможность бесплатно отправлять сообщения с их сайтов);

          - индивидуальные приглашения (обязательно с обращением к родителям по имени – отчеству, указанием точной даты и времени проведения мероприятия).

Шоковая анкета

(разработчик В.В. Сеничкина)

          Анкета предъявляется родителям на одном из первых родительских собраний и представляет собой половинку листа формата А4 со следующим содержанием:

“Какие причины мешают мне заниматься с собственным ребёнком?”

  1. Не хватает времени, я много работаю.
  2. Раздражает отказ ребёнка от занятий.
  3. Хочется поболтать по телефону с подругой.
  4. Много домашних дел, не успеваю.
  5. Пусть в садике занимаются.
  6. Надоело выполнять одни и те же упражнения.
  7. Зачем заниматься, когда и так всё “срастётся”?
  8. Я слишком устаю на работе.
  9. Мне лень.

          Отметив выбранные пункты, родитель переворачивает анкету и видит фразу: “Что я скажу своему ребёнку, когда он вырастет и спросит, почему ему в школе ставят двойки по русскому языку?”

Индивидуальные консультации

          В практике работы часто существуют ситуации, когда у родителей возникают какие – либо вопросы, но у них нет возможности задать их специалисту лично. В этом случае можно использовать “Логофакс” или “Почта” – коробку с прорезями для складывания записок с вопросами.

Информация в письменной форме

(консультации, буклеты)

          Буклет – письменная консультация, отпечатанная на одном листе, который складывается параллельными сгибами таким образом, чтобы её можно было читать и рассматривать, не разрезая, а раскладывая ширмообразно. От письменных консультаций, размещённых на информационных стендах, буклет отличается индивидуальным информированием.

Видеотека

          Многие занятия, а также консультации и индивидуальные практикумы рационально снять на видео. Родителям не всегда понятны термины, употребляемые специалистом, педагогом, принципы выполнения задания. После просмотра видеоконсультации или мультемедийной презентации у взрослых появляется возможность выполнить с ребёнком домашние задания в соответствии с требованиями учителя-логопеда, педагогов.

Практические занятия

          Детско – родительское занятие – одна из нетрадиционных форм организации взаимодействия с семьями воспитанников, предусматривающая максимальную активность как детей, так и их родителей, других близких родственников. Такое занятие направлено не только на развитие детей, обобщение преобретённых ими знаний, но также способствует формированию критичного отношения к своему ребёнку и приобретению ряда педагогических компетенций взрослыми.

До и после…

          Некоторые учителя-логопеды переработали и такой способ подачи информации: снятие видеосюжета с речью ребёнка в начале и конце учебного года.

Такая форма работы позволяет родителям увидеть разницу в динамике коррекции речи у детей.

        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....