«Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье через семейное чтение»
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Максименко Ольга Павловна

Старший дошкольный возравс-это период когда у ребёнка развивается и существенно формируется словарь и грамматические категории. И чтобы активно вовлечь в это процесс родителей, в нашем дошкольном учреждении был огрганизован  проект "Сундучок историй".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_proekt.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье через семейное чтение»

(проек учителя логопеда и родителей)

Ольга Павловна Максименко

учитель-логопед первой квалификационной категории

МБОУ №1 «Детский сад №1 Им. Ю.А.Гагарина»

г. Анива Сахалинской области

2016 го, Анива

В последнее десятилетие в Российской Федерации сложилась демографическая ситуация, для которой характерно уменьшение доли рождения здоровых, физически зрелых детей, а также идёт постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии. «Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с нарушениями речи». Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребёнка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность.  

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись – и не обходятся - без семьи. В её позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек. Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие.

Поэтому ориентированность современного дошкольного образования повышает требования к образовательным учреждениям в развитии педагогической культуры конкретной семьи.

Реализуя задачу педагогического просвещения родителей, педагоги дошкольных учреждений должны обогащать родителей такими знаниями, которые они смогут использовать как руководство к действию, а не как абстракцию, оторванную от жизни. Помимо этого образование родителей заключается в формировании у них умения самокритично оценивать себя как воспитателей, посмотреть на ситуацию глазами ребенка.

Дошкольное детство - уникальный  период для формирования   важнейших процессов развития личности; при этом каждый процесс выстраивается постепенно из множества маленьких и не всегда очевидных «кирпичиков». Развитие речи и овладения основами родного языка являются такими кирпичиками. Процесс овладения родным языком, по наблюдениям Л.С.Выготского, в отличие от аналогичного процесса овладения иностранным, идёт от непроизвольного компонента к произвольному. Становление у дошкольника основ родного языка – происходит,  прежде всего, в среде, в которой он находится.

Вопросу координированного планирования коррекционно-образовательного процесса логопеда, педагогов и родителей посвящен ряд статей современных  ученых и практиков (Е.М.Калинина, Н.Л.Крылова, Н.Я.Ларионова, К.Г.Ермилова, С.А.Миронова, Т.А.Ткаченко, Ю.Ф.Гаркуша, В.В.Юртайкин, Л.Н.Ефименкова и др.). Однако некоторые аспекты остаются мало изученными и недостаточно разработанными в научном и методическом планах. Один из них - разработка путей взаимодействия специалистов и родителей в системе работы по исправлению речи детей  в логопедических группах в ДОУ. 

И главным аргументом в данном вопросе является неоспоримость факта, что только совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекции речи воспитанников. Как показывает практика, существуют причины, препятствующие продуктивному взаимодействию с семьей:

-низкий уровень социально-психологической культуры  родителей;

-непонимание родителями самоценности дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;

-несформированность у родителей педагогической рефлексии, т.е. умения анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих ошибок.

 Вследствие чего, родители часто испытывают определенные трудности в воспитании детей с речевыми дефектами либо занимают не совсем правильную позицию:

- не достаточно хорошо понимают значимость своевременной речевой коррекции;

- не имеют достаточных знаний о том, как можно помочь ребенку;

-считают, что заниматься вопросом коррекции имеющихся у ребенка речевых недостатков не в их компетенции;

-ссылаются на нехватку времени для работы с ребенком и т.д. 

 В федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ ст.44 прописано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся…обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Ответственное родительство – это осознание родителями того, что воспитание и развитие ребенка является важнейшей областью их жизни. Но далеко не все родители проникаются ответственностью за полноценное развитие своих чад. Анкетирование позволило выявить, что большая часть родителей устранились из воспитательно-коррекционно-образовательного процесса.

Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей.

Поэтому основной целью в работе учителя-логопеда с семьями воспитанников – является исследование и выявление более эффективных методов и приёмов для психолого-педагогической поддержки родителей,   получение ими более глубоких теоретических знаний и овладении практическими навыками, а также достижение тесного взаимодействия детского сада и семьи  для полноценного речевого развития детей.

Методы и формы работы с семьями, которые являются общепринятыми в дошкольной педагогике, актуальны и в работе логопеда.

В нашем учреждении сложилась своя система работы логопеда с родителями по коррекции речи детей, исходя из анализа анкет родителей, учета мнения воспитателей, а также диагностики состояния речи детей. Пожелания родителей, которые выявляются через анкетирование в конце учебного года,  вносят коррективы в план на очередной год. Активно внедряются  разнообразные формы работы, которые позволили бы достигнуть реального сотрудничества с родителями.

В настоящее время в ДОУ хорошо зарекомендовали себя и проводятся следующие формы взаимодействия логопеда и семьи:

- коллективная (тематические родительские собрания, дни открытых дверей, занятия тренингового характера, мастер-классы, семинары-практикумы, круглые столы со специалистами, анкетирование, тестирование и т.д.);

-индивидуальная (консультирование индивидуальное по запросам родителей, анализ выполненного домашнего  задания, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий в ДОУ);

-наглядно-информационный материал (стенд «Школа для родителей», печатные консультации в папки-передвижки, буклеты-памятки и т.д.)

Однако не все родители сразу активно откликнулись на приглашение к сотрудничеству, 40-50%  проявляли слабый интерес. Речь воспитанников логопедических занятий развивалась в рамках заданий. Родители не уделяли должного времени своим детям дома, не закрепляли их речевые навыки  в беседе и простом семейном общении.

В связи с этим, стало ясно, что традиционные формы работы с семьёй малоэффективны, поэтому необходимо нарабатывать новые, при этом расширяя сферы сотрудничества.

В России 2015 год был объявлен Годом литературы, книги и чтения. Предполагалось, что мероприятия, связанные с этим событием должны сплотить детско-родительские отношения, вернуть в семьи утраченные традиции, обратить вниманием родителей к проблеме развития речи детей, закрепляются поставленные логопедом звуки детей дома и, конечно  же заинтересовать будущих школьников к изучению нового.

Старший дошкольный возраст - этот период, когда у ребенка интенсивно развивается и существенно формируется словарь и грамматические категории, усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь, формируется контекстная речь – связная речь, и, конечно же, становится нормативным произношение. Чтобы активно вовлечь родителей в процесс коррекции речи был разработан и осуществлён детско-взрослый, практико-ориентированный, долгосрочный (годичный)  проект «Сундучок историй».

Участники проекта:

- дети с 5 до 7 лет, посещающие логопедические группы детского сада (подготовительная группа);

- учитель-логопед, педагоги ДОУ, родители.

Цель проекта - формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком через приобщение  к книжной культуре.

Задачи:

1.Повысить эффективность речевого общения всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;

2.Установить партнёрские отношения с семьёй ребёнка – логопата, создать атмосферу общности интересов;

3.Вернуть утраченные семейные традиции;

4.Улучшить  культуру речи родителей, детей;

5.Познакомить родителей с детской литературой;

6.Пробудить интерес и желание родителей участвовать в развитии речи  своего ребенка.

Мы ожидали от проекта следующие результаты:

-активное  включение родителей в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях;

-изготовление родителями и детьми совместных поделок (книжки-малышки, герои любимых рассказов и т.д.);

-участие в конкурсах рисунков по прочитанным произведениям;

-семейные экскурсии в библиотеку;

-составление собственных рассказов на заданную тему4

-автоматизация правильного произношения звуков детьми, поставленных на логопедических занятиях, в условиях семьи;

-развитие практических умений и навыков правильной речи дошкольников  (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически верной, с  активизацией словаря);

 -самостоятельная подборка и исследование родителями и детьми книг определённой тематики;

-повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Данный опыт работы может использоваться педагогами ДОУ, и педагогами дополнительного образования.

 1-й этап. Подготовительный (информационно-аналитический)

Формы работы

-анализ и подборка методической литературы;

-сбор  сведений о воспитаннике, о его жизнедеятельности в условиях семьи;                                                  

-разработка плана проекта;

-подборка детской литературы;

-анкетирование родителей, с целью выяснения  образовательных потребностей родителей и уровня их компетентности в вопросах речевого развития, уровня мотивации, установить контакт с семьями детей с речевыми нарушениями;

-ознакомительная работа с родителями;

-оформление Соглашений с родителями об условиях коррекционного обучения детей на логопедических занятиях.

Содержание деятельности:

-определение актуальности, проблемы, цели;

-наблюдение, индивидуальные беседы, родительская встреча «Давайте знакомиться»;

-создание условий для реализации проекта (создание домашней библиотеки, оформление информационного стенда для родителей и т.д.).

2-й этап. Реализация проекта (практический)

Формы работы: реализация  плана проекта.

 Содержание деятельности:

-семинары - практикумы для родителей: «Артикуляционный и пальчиковый тренинг- первая ступень к развитию речи», «Раз словечко! Два словечко!» - пополнение словаря через словесные игры»;

-выступление на родительских собраниях: «Роль семьи в коррекционном процессе», «Формирование грамматически правильной речи дошкольников», «Семейное чтение», «Увлекательная и полезная  книга» и т.д.;

-буклеты - памятки для родителей «Как выбирать книгу для домашнего чтения»;

-изготовление  книжек-малышек, поделок по прочитанным произведениям;

-выставка любимы (из дома) книг;

-участие в совместных с детьми викторинах по сказкам, рассказам;

- развитию речи родителями для домашнего пользования;

-работа с индивидуальными тетрадями;

-конкурс «Самая красивая и содержательная тетрадь»;

-электронная библиотечка для родителей;

-консультации по запросам родительским;

-создание банка электронных презентаций в помощь  родителям;

-родительский клуб  «Читаем вместе»;

-открытые коррекционные занятия с детьми;

-интервью красивой речи (с детьми);

-Дни открытых дверей;

-Праздники речи;

-создание домашней библиотеки;

-посещение детской библиотеки;

-участие в мини-проектах: «Любимые сказки Чуковского», «Ребятам о зверятах», «Сказка ложь, да в ней намёк…» и т.д.;

-придумай свой рассказ ( о Новом годе, о черепахе, о путешествии в страну букв и т. д.);

- нарисуй своего любимого героя и т.д.;

-викторина «Сказки – наши друзья»;

-сообщение учителя-логопеда на тему: «Речевое общение с ребенком в семье» (презентация);

- анкетирования родителей на тему: «Что читаем дома», подведение итогов;

-Круглый стол с библиотекарем на тему «Как пробудить и поддержать интерес ребенка к чтению?», презентация;

-домашнее задание: Игра с детьми «Угадай сказку» по иллюстрациям.

Вручение благодарностей родителям и детям по окончании проекта.

3-й этап. Заключительный

Формы работы:

1.Диагностика и мониторинг качества речевого развития детей;

2.Оценка эффективности работы с родителями;

3.Анкетирование родителей с целью выявления отношения к проделанной работе и в определении уровня сформированности у них педагогической рефлексии;

-праздник «Удивительное путешествие в  страну читалию, практикум для родителей «Как хорошо уметь читать».

Результат проекта:

-повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей-дошкольников, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка;

-разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников 6-7 лет;

-создана домашняя библиотека (даже у тех, у кого в доме не было ни единой книги);

-выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании;

-качество речи детей повысилось, сроки автоматизации произношения сократились.

Постепенно из пассивных зрителей родители превратились в активных участников - помощников по решению проблем в развитии речи ребёнка. Что является залогом успешной коррекционной логопедической работы. Родители отмечтили, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы родители начали более добросовестно относиться к выполнению детьми домашнего задания и наших рекомендаций. В глазах родителей повысился авторитет учителя- логопеда  и всего педагогического коллектива ДОУ. Но самое интересное, в семья появилась хорошая традиция- читать детям.

Литература:

  1. Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.- М.:ТЦ Сфера, 2014;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.  Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. и др., М.:АРКТИ, 2006;
  4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666;
  5. Статья Гриценко З. Читательское развитие ребёнка дошкольного возраста. К постановке проблемы// Дошкольное воспитание. 2010.№8;
  6. Статья Емельянова М. От существования- к сотрудничеству и партнёрству// Дошкольное воспитание. 2009. №7;
  7. Книга Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении» М. творческий центр «Сфера», 2003г., с.3;

8.Книга Выготский Л.С.  М., 1996, («Антология гуманной педагогики»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическая компетенция родителей как важнейший фактор воспитания ребенка в семье» (из опыта работы с родителями МДОУ детского сада № 4 «Солнышко» г. Пятигорска)

Вот уже в течение трех лет в МДОУ детском саду № 4 «Солнышко» функционирует психологический клуб для родителей «Воспитываем вместе». Работа в клубе строится таким образом, чтобы показать родителям, чт...

Документация к тематической проверке по теме: "Организация работы по формированию педагогической компетенции родителей по развитию коммуникативных навыков дошкольников"

Здесь представлен приказ, который необходимо издать перед тематической проверкой  с приложением - планом проверки "Организация работы по формированию педагогической компетенции родителей по разви...

"Формирование педагогической компетентности родителей в области речевого развития дошкольников"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 166 г.Кранодар является краевой площадкой передового педагогического опыта ГБОУ ИРО Кранодарского края.Наш опыт работы с род...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРАВИЛА РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»

Памятка освещает вопросы развития речевых навыков у детей раннего возраста, а также практические рекомендации родителям по формированию предпосылок к речевому общению и взаимодействию с окружающим мир...

Логопедический проект «Учимся говорить правильно» как средство повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития

Логопедический проект "Учимся говорить правильно" направлен на повышенире уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей....

Мастер-класс для родителей «Повышение компетенций родителей по развитию простых математических представлений у детей через дидактические игры»

Цель: Повышение профессиональной компетенции родителей по развитию простых математических представлений у детей через дидактические игры.Задачи: 1. Познакомить родителей с дидактическими играми по ори...

Педагогический проект «Повышение педагогической компетенции родителей в развитии креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии Кроссенс»

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. ...