"Современные игры и упражнения для формирования правильного дыхания у детей с речевыми нарушениями". Презентация игр.
презентация по логопедии на тему

Запивалова Светлана Сергеевна

«Dum spiro, spero» - «Пока дышу – надеюсь» - писал сосланный из имперской столицы на пустынные черноморские берега нынешней Румынии древнеримский поэт Овидий. Если без пищи человек и сухопутные млекопитающие могут прожить достаточно долго – 30 и более дней,  без воды  всего 2 – 3 дня, то без кислорода необратимые изменения в клетках мозга наступают уже через 5 – 7 минут. Дыхание – это процесс обмена газов между клетками и окружающей средой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kpk_145_dyhanie_2.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

                      Современные игры и упражнения

для формирования правильного дыхания у детей

                             с речевыми нарушениями

 

                                         Запивалова Светлана Сергеевна,

                                   учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №87 комбинированного вида»

                                                                                   Ново-Савиновского района города Казани 

   «Dum spiro, spero» - «Пока дышу – надеюсь» - писал сосланный из имперской столицы на пустынные черноморские берега нынешней Румынии древнеримский поэт Овидий. Если без пищи человек и сухопутные млекопитающие могут прожить достаточно долго – 30 и более дней,  без воды  всего 2 – 3 дня, то без кислорода необратимые изменения в клетках мозга наступают уже через 5 – 7 минут. Дыхание – это процесс обмена газов между клетками и окружающей средой.

   Мудрецы и философы, религиозные аскеты и создатели метафизических практик, целители древности и античные зачинатели основ современной медицины всегда искали в дыхании ключи к овладению потаёнными механизмами обретения совершенного здоровья, запредельного долголетия и мистических совершенств. В настоящее время интерес к овладению правильными режимами функционирования дыхательной системы человека также не утратил актуальности.   Анализ разнообразной медицинской и биологической литературы показали, что дыхательные упражнения обладают  важным тренирующим действием на клетки и ткани всего организма. Они дают мощный оздоравливающий результат и  повышают сопротивляемость организма к различным негативным факторам.                                                                                                                    

   Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

   В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа детей имеющих различные речевые нарушения. Речевое дыхание дошкольника с речевыми нарушениями отличается от речевого дыхания сверстника с нормальной речью: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. У них превалирует верхне-грудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч, а многие дети не умеют экономно расходовать речевой выдох и добирают (вдыхают) в процессе речевого высказывания перед каждым словом.                                              

    Задачей этого раздела логопедической работы является систематизация различных приемов дыхательной гимнастики, направленной на увеличение длительности и силы внеречевого выдоха, а затем и выдоха в процессе фонации звуков, произнесении слов и фраз.

   Путем специально подобранных игр, упражнений идет тренировка внеречевого и речевого длительного выдоха:

   Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе.

Методические рекомендации: при выполнении дыхательной гимнастики.                                                         1. Необходимо соблюдать регламент в пределах 3–5 минут, чтобы не вызвать у детей головокружения и негативных реакций.                                                                                                                       2. Не допускать общего мышечного напряжения, поднятия плеч при вдохе и вытягивания вперед шеи при вокальных упражнениях.                                                                                                                         3. Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки.                                                                            4. Одежда ребенка не должна стеснять его движения.                                                                                             5. Помещение должно быть хорошо проветренным.                                                                                              6. Осанка ребенка должна быть правильной при выполнении дыхательной гимнастики как сидя, так и стоя.                                                                                                                                                                     7. Воздух набирать через нос; выдох должен быть длительным и плавным.                                                       8. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда.                                                                                                                 9. Между занятиями и последним приемом пищи нужно чтобы, прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

Статическая дыхательная гимнастика. Для воспитания внеречевого дыхания учат быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху (без фонации). Выдох должен дифференцироваться по силе:

  • сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги);
  • сдуть ватку;
  • подуть на султанчики;
  • погреть ладошки;
  • подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;
  • задуть в ворота легкие ватные шарики (мячи);
  • сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила);
  • подуть на граненый карандаш и сдвинуть его на поверхности стола;
  • подуть в дудочку, свирель, в трубу;
  • извлечь звук из губной гармошки на вдохе и выдохе;
  • подуть в детскую игрушку «тещин язык» и до конца расправить скрученную спиралью полую полоску бумаги;
  • подуть на подбородок. Нижняя губа заводится под верхние резцы. Подуть на подбородок холодным воздухом длительно;
  • сильно подуть в пузырек, горлышко которого касается нижней губы. Получается свист.

Колобок                                                                                                                                  Колобок – колобок
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.

   В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой  для колобка. Зверей (зайца, волка, медведя, лису) расположить вдоль лесной тропинки. Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по этой тропинке и избежать встречи с лесными жителями.

Курочка Ряба

Курочка ряба,  яички снесла,
Ребятишек к себе позвала.
Нужно яички срочно поймать,
Не уронить, в корзину собрать.

  Ведущий должен корзинкой поймать все киндер-яйца, сдуваемые игроками со стола.

 Дифференциация носового и ротового вдоха – выдоха:

  1. вдох носом – выдох через рот;
  2. вдох одной ноздрей – выдох другой;
  3. вдох – выдох через нос;
  4. вдох носом – выдох через нос;
  5. вдох ртом – выдох через рот;
  6. вдох через одну ноздрю – выдох через другую;
  7. вдох через одну ноздрю – выдох через обе ноздри;
  8. вдох через одну ноздрю – выдох через рот в положении трубочка;
  9. вдох через нос – выдох через рот в положении трубочка толчками порционно.

 Динамическая дыхательная гимнастика подготавливает дыхательный аппарат к фонационному (речевому дыханию), т. к. способствует расширению емкости легких. Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Тренировка внеречевого дыхания достигается за счет изменений темпа, частоты, характера выполнения динамических упражнений. В комплекс тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания включают активизирующие и релаксационные упражнения.

 Дыхательные упражнения (традиционные) без речевого сопровождения:

Поднятие на носках, руки вверх – вдох, опускаясь – выдох.

Поднимание рук над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опускание рук – выдох.

Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох.

Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох.

Отведение локтей назад – вдох, поставить руки в исходное положение – выдох, руки на поясе.

Фонационная дыхательная гимнастика. Для воспитания речевого дыхания учат рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз.

Предлагают длительно на одном выдохе воспроизводить различные звукоподражания. Начинают с гласных звуков и их сочетаний. Гласные звуки должны утрированно артикулироваться, а выдох должен быть длительным. Сначала произносим один гласный на одном выдохе, затем два, и увеличивая до пяти гласных звуков. Следующим этапом можно произносить длительно согласные звуки, подражая разным животным или насекомым (ж ® жук, з ® комар и т.д.)

Речевая дыхательная гимнастика. На завершающем этапе работы над дыханием в упражнения вводят слоги, слова, фразы, четверостишия и т. д. Целью этого этапа является распределение экономного выдоха на протяжении всего высказывания и сохранение темпо-ритмической и звуко-слоговой структуры высказывания.

1) Слоги на одном выдохе

па

по

 

 

 

па

по

пу

 

 

па

по

пу

пы

 

па

по

пу

пы

пэ

и другие звукосочетания, но с правильно произносимыми звуками.

2) Слова на одном выдохе

 счет до 5, до 10.

дни недели

времена года

названия месяцев

3) Фразы на одном выдохе

     Пословицы:

  • Береги нос в большой мороз
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда
  • Любишь кататься – люби и саночки возить и т. д.

      Загадки:

  • Лежал, лежал да в реку побежал. (Снег)

4) Произнесение предложений на одном выдохе под мяч

Примечание: каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол.

Меня зовут Вася (3 броска мяча).

Мою маму зовут Лена (4 броска мяча).

Моего папу зовут Николай Иванович (5 бросков).

И другие предложения, в ответ на вопросы логопеда.

5) Чтение стихотворения, сопровождая каждое слово броском мяча об пол.

Труба трубит, труба поёт,
Идёт по улице народ.
Трубач трубит в трубу не зря:
Сегодня праздник Октября!

     Литература:

  1. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф.Архипова М.: АСТ: Астрель/, 2008.
  2. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  3. Нарушение голоса у детей:учеб.-метод. пособие/ О.С. Орлова.- М.: АСТ: Астрель:Транзикнига, 2005.
  4. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1 периода обучения в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк:  Издательство ГНОМ и Д, 2009 .                                                                                    
  5.  Парадоксальное дыхание для начинающих. Игорь Исаев: ООО «Издательство АСТ», 2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для формирования воздушной струи у детей с речевыми нарушениями

Произнесение большинства звуков требует направленной воздушной струи. Как правильно ее формировать вы узнаете в этой консультации. А чтобы деткам было не скучно, все упражнения представлены в игровой ...

Упражнения для формирования воздушной струи у детей с речевыми нарушениями

Произнесение большинства звуков требует направленной воздушной струи. Как правильно и интересно ее формировать у деток вы узнаете в этой консультации....

Упражнения для формирования воздушной струи у детей с речевыми нарушениями

Произнесение большинства звуков требует направленной воздушной струи. Как правильно и интересно ее формировать вы узнаете в этой консультации....

Мастер-класс по теме: «Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»

Мастер-класс по теме:«Игры и упражнения по формированию фонематического  восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»...

Мастер-класс по теме: «Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»

Мастер-класс по теме:«Игры и упражнения по формированию фонематического  восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»...

Мастер-класс по теме: «Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»

Мастер-класс по теме:«Игры и упражнения по формированию фонематического  восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»...

Упражнения для формирования воздушной струи у детей с речевыми нарушениями

Произнесение большинства звуков требуют направленной воздушной струи. Как правильно ее формировать и какие упражнения можно использовать для этого представлено в данной статье.   ...