Консультации для родителей.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Веретенникова Наталья Александровна

 Надо ли обучать дошкольника грамоте? Распространено мнение:" Если научит ребенка читать до школы, то в школе ему будет неинтересно". Так ли это?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации логопеда по обучению дошкольника   основам         грамоты.

  1.   Надо ли обучать дошкольника грамоте?

 Поговорим о необходимости обучения  дошкольников грамоте. Распространено мнение: «Если научить ребѐнка читать до  школы, то ему будет неинтересно учиться».

По мнению современных педагогов, психологов и физиологов, это не так.

Чтение является очень сложным психофизиологическим процессом.  Для того, чтобы в достаточной степени овладеть навыком чтения, букварного

периода (который по некоторым школьным программам длится всего 2 - 3месяца!) явно не хватит. А ведь навык чтения и понимания прочитанного является основой успешного обучения ребѐнка в школе с первого класса.

С первых дней пребывания в школе читающий ребѐнок окажется успешнее

своего сверстника, не умеющего читать. Зачастую у учителя не

бывает возможности уделять достаточно внимания ребѐнку, находящемуся на начальном этапе обучения грамоте, а дома необходимо выполнять домашнее задание, общее для всего класса. В такой ситуации получается, что выде

лить время для совершенствования навыка чтения очень трудно, и с трудом

читающий ребѐнок попадаетв ситуацию стресса.

Теперь о том,кому в школе интересно учиться.Ребѐнок, поступив в школу, попадает в новые для себя условия. Физиологически созревшему, готовому к школе ребѐнку интересно всѐ: он овладевает новыми правилами поведения,

строит взаимоотношения с учителем и одноклассниками, начинает писать и совершенствует навыки письма и чтения, учится учиться! Эта деятельность для начинающего школьника очень важна и требует от него много усилий! О какой скуке может идти речь? Неинтересно в школе может быть ребѐнку, не

готовому к школьному обучению.

 2. Когда ребѐнок готов к обучению грамоте?

Когда лучше начинать занятия по подготовке к обучению грамоте? Это за

висит не только от возраста ребѐнка, но и от его индивидуальных особенностей.У дошкольника, начинающего заниматься основами грамоты,

должна быть ярковыражена познавательная активность. Такой ребѐнок любит общаться со взрослым, часто задаѐт вопросы об окружающем, проявляет интерес к обучению. Не оставляйте без ответов любые вопросы Вашего ребѐнка, чаще обращайте его внимание на явления окружающей жизни,

больше читайте.Именно при совместном чтении книг (в отличие от просмотра видеофильмов) происходит необходимый духовный контакт ребѐнка со взрослым.

   Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная речь ребѐнка должна быть развита соответственно возрастной норме.

Поэтому, если у Вашего малыша имеются речевые недостатки, их необходимо устранить. К нарушениям устной речи, мешающим обучению грамоте, относятся: пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в словах; дефектное звукопроизношение; нечѐткая артикуляция звуков; неверное

согласование слов в предложении; ошибки в построении фразы.

Возраст 5 - 7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребѐнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит,что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Развитие внимания у дошкольников

    Внимание – сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектами внимания могут быть как любые предметы или явления окружающего мира, так и действия, мысли и переживания самой личности.

  От уровня развития внимания во многом зависит успешность обучения ребенка в школе.

Выделяют три основных вида внимания:  непроизвольное,  произвольное  и послепроизвольное.

 Ребенок дошкольного возраста не может долго сосредотачиваться на какой-то одной деятельности: он быстро отвлекается, устает, начинает плакать. Почему так происходит? Все дело в том, что у дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Ребенок пока еще слабо управляет своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений (залаяла собака на улице, завыла сирена – все это может послужить мощным отвлекающим фактором, ребенок прерывает свои занятия, а потом долго не может к ним вернуться.)   Однако для успешного обучения в школе ребенку гораздо важнее уметь использовать произвольное внимание.

  Произвольное внимание формируется у ребенка постепенно с 5-6 лет. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь.

    Развитие произвольного внимания тесно связано с формированием силы воли и ответственности: ребенок старается тщательно выполнить как интересное,  так и неинтересное для него задание. Основы ответственного отношения ребенка к делу закладываются прежде всего в семье, поэтому развитие произвольного внимания зависит и от того, какое отношение к делу воспитывается в семье ребенка.

   Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития таких его качеств, как объем, концентрация,  распределение  и переключение, устойчивость. Поэтому очень важно  давать ребенку упражнения именно на развитие этих свойств внимания.

 Развитие внимания, несомненно, требует больших волевых усилий как от педагога, так и от ребенка. Маленькие дети часто отвлекаются и не могут долгое время заниматься каким-то одним видом деятельности. Для того, чтобы привлечь ребенка, вызвать его интерес, рекомендуется применять различные игры и игровые упражнения. Игра – это наиболее доступный способ переработки полученных впечатлений. К игре, детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, выявить особенности его характера. Каждая игра несет в себе возможности для развития определенных психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, воображения.

Приемы развития внимания у детей

1. Учите слышать и понимать с первого раза предъявляемые им требования и инструкции (применять прием «повторения, проговаривания» : выслушал задание (просьбу, повтори. Все понятно?  (для активизации понимания и принятия задания)

2. Найди отличия (дается две картинки с похожим изображением одного и того же предмета, но на одной есть много отличий)

3. Найди такой же (подобрать пару одинаковых предметов из множества других)

4. Игра «Найди по контуру»

5. Лабиринты

6. Игры «Что изменилось», «Чего не стало».

 На стол выкладывается несколько игрушек картинок), после просмотра, ребенок закрывает глаза, одна игрушка убирается или меняется местоположение, ребенку предлагается ответить, что изменилось или чего не стало.

7. Игра «Пожалуйста»

Ребенок выполняет команду взрослого, только если услышит слово «пожалуйста»

Взрослый:Встань, пожалуйста; попрыгай; подними руки, пожалуйста, и т.д.

8.  Игры с мячом: Съедобное – несъедобное (летает не летает, живое не живое.)

9. Да и нет не говорите, черный с белым не носите (взрослый задает ребенку разные вопросы, отвечая, ребенок не должен называть запрещенные цвета и говорить «да и нет», например «Ты человек? » предполагаемые ответы «Человек, конечно»)

10. Графический диктант (под диктовку взрослого ребенок рисует узор в тетради по клеточкам: 2 клеточки вправо, 3 клеточки вниз… Узор должен быть заранее продуманным взрослым)

11. Перерисуй узор, рисунок (ребенок должен перерисовать предложенный рисунок точно по клеткам)

12. Вычеркни все… (ребенку дается статья из газеты, журнала и предлагается вычеркнуть: например все буквы А; со временем задание можно усложнить: букву А зачеркнуть крестиком, букву Б обвести в кружок; потом это можно делать на время)

13.  Игра «Деревья, растения, насекомые»

Дети садятся в круг. Взрослый объясняет правила игры: «Если я  скажу слово «ДЕРЕВО», все должны поднять руки вверх, если слово «РАСТЕНИЕ» - опустить руки вниз, если слово «НАСЕКОМОЕ – раскинуть руки в стороны и взмахнуть, как бабочка машет крыльями. Тот, кто ошибается – выбывает из игры.

14. Игра «ДВА СЛОВА»

 Взрослый произносит два несогласованных между собой слова, например: «КОШКА, ОКНО» - и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и придумывает из этих слов фразу, например: «КОШКА СИДИТ НА ОКНЕ». Мяч возвращается к ведущему, и ситуация повторяется – взрослый произносит слова, а ребенок – фразу.

Варианты слов:

КАРАНДАШ, СТОЛ                                                ЛОШАДЬ, ТЕЛЕГА

ДЕДУШКА, МАГАЗИН                                          САМОЛЕТ, ЛЕТЕТЬ

КАСТРЮЛЯ, ПОВАР    и т.д.

15. Перед ребенком лежат пять – шесть мелких предметов. По просьбе взрослого он берет только те из них, которые взрослый назовет, и в точно такой же последовательности, например: «Возьми машинку, бусину, звездочку и цветок». Игрушки ставятся в ряд по порядку. Количество предметов постепенно увеличивается.

16. «Забавные стихи», «Небылицы»

Внимательно послушай забавные стихотворения – небылицы  и скажи, что в них не так.

Рыбы плещутся в песке,

Муравьи живут в реке.

А на пальме бегемот

Ест бананы круглый год.

Гриву лев коню отдал,

А себе подковы взял.

Потерял свой острый рог

Одногорбый носорог.

Посмотри на небеса

И увидишь чудеса:

Черепашки там летят,

Свысока на нас глядят.

Речь формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом, с различными ее процессами, внимание является составляющей всех психических функций, именно внимание является компонентом любого другого психического процесса, в том числе и речи. Развивая внимание, мы тем самым развиваем и речь ребенка.

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения, хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Важно соответствие возрасту развитие памяти, речи, мышления, ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен.

Большое значение имеет речевая готовность к школе:

- сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп;

- сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;

- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;

- умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных;

- сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью;

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии может привести к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с тем, что родители не слышат недостатков речи своих детей; не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений.

Существенное значение для подготовки дошкольников к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения)

Психологическая готовность ребенка к школе включает следующее:

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради, а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Эмоционально-волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Важна усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Важный вопрос. Что означает диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но если речь идёт о ребёнке не достигшем семи лет, то констатируемая неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...