Использование игровых методов и приемов в работе логопеда в обучении дошкольников грамоте.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гренкова Наталия Александровна

В статье рассматриваются особенности русской письменной речи, предпосылки ее формирования у дошкольников и этапы формирования основ грамоты у детей 6-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ.

  Школа, с ее правилами, предметными дисциплинами, новым коллективом детей и педагогов – все это ново и поначалу  тревожно для детей. Около двух-трех месяцев уходит на адаптацию ребенка к новой жизненной ситуации, и практически вся его психическая энергия затрачивается на этот важный процесс. Естественно, с началом усвоения знаний у детей возникают трудности, поскольку, с одной стороны, урочная система, являясь основной формой обучения, основывается на произвольности психической деятельности («надо!»), с другой, у первоклассников еще преобладает игровая мотивация («хочу!»). Практически все уроки построены на сформированных произвольности внимания и сложноорганизованной  сенсомоторной базе. Недоразвитие или  трудности функционирования данных структур часто приводят к  проблемам усвоения письма и чтения, то есть к дисграфиям и дислексиям.

Известно, что письмо – знаковая система. Письменная речь, с одной стороны, вторична, так как фиксирует устную речь с помощью символов второго порядка (букв), с другой стороны, достаточно обособлена, так как  существует по своим законам. Например, в письменной речи есть гласные буквы, которые служат для обозначения мягкости согласных, а в устной речи их нет, потому что в зависимости от позиции в слове это либо дифтонги (йа, йо ,йу, йэ),либо одинарные гласные. Использование в устной речи разных орфоэпических вариантов одного и того же слова не допускает разнообразия в его написании. На письме слова дискретны, а  устноречевой поток слитен и  имеет только смысловые интонированные паузы. В жизни зачастую письменная речь изучается раньше устной: в ситуации дефицитарного развития (обучение глухих глобальному чтению, а потом и устной речи), а также при обучении иностранному языку, когда дети практически сразу же начинают изучать алфавит, читать и переводить письменные тексты, а устную речь так и не осваивают. В принципе, письменный язык может быть изучен в отрыве от устного языка. Таким образом, овладевая устной и письменной речью, можно сказать, что мы овладеваем двумя языками (как в ситуации билингвизма).

Письмо, по сути, это процесс перекодирования, то есть перевода символов первого порядка в символы второго порядка. То есть необходимо уметь символизировать звуки буквами и  моделировать  фонематическую структуру слова с помощью этих графических знаков. В русском языке письменный знак обозначает один звук, поэтому наш вид письменности называется альфабетическим.   Пиктографическая система берет за основную единицу  картинку, идеографическая - иероглиф, как в китайском языке, силлабическая - слог, как в японском языке.

В русском языке существуют основные принципы правописания. Первый - фонетический принцип, когда буквенное обозначение полностью соответствует звукам, слышимым  в слове. Второй принцип – морфологический. Суть его в том, что при написании сохраняется постоянство буквенного обозначения морфем (приставок, корней, суффиксов, окончаний). Третий, традиционный принцип сохраняет исторически старое написание слов (словарные слова).

Письмо – особая форма коммуникации. Человек активно пользуется письменной речью с целью передачи, сохранения информации. Помимо фактов, письменная речь способна транслировать эмоциональный настрой человека с помощью системы знаков пунктуации. Письменная речь, в отличие от устной, монологична и очень контекстна.

Для того, чтобы ребенок овладел таким комплексным навыком, как  письменная речь, очень важно сформировать у него основу, базис, так называемые предпосылки. Интеллектуальное  развитие способствует формированию символизации (от рисунка к звуко-буквенной символике). Устноречевое развитие  является фундаментом для фонематического восприятия, то есть выделения и дифференциации звуков речи и полного осознания качественно-количественной звуковой оболочки слова. Моторная зрелость необходима для реализации графомоторной программы. Важны также оптимальная концентрация и распределение внимания как центрального психического процесса, организующего любую произвольную деятельность.  

Чтение – это процесс декодирования букв в звуки, неотрывно связанный с пониманием прочитанного.  В нашей стране наиболее популярен аналитико-синтетический метод обучения чтению, по принципу «от части к целому». Сначала изучаются звуки и соотносятся с соответствующими буквами, потом происходит слогослияние и воссоздание звукового облика слова. Ключевым в этом процессе является понимание, что каждое слово имеет свое значение, обозначая конкретные предметы, явления и т.д. Первоначально ребенок воспринимает слова в виде целостных структур, не выделяя отдельные части (логографическая стадия). Альфабетическая стадия связана с началом выделения из слова отдельных букв и их последующего объединения в слоги. Стадия ортографического чтения характеризуется переходом  от побуквенного к послоговому  чтению, а далее к глобальному. Процесс понимания прочитанного зависит от сложности текста, мотивированности и психологического настроя ребенка.. Развитие способности к пониманию прочитанного продолжает совершенствоваться после окончания школы и в зрелые годы.

Итак, становится понятно, что письменная речь многообразна, достаточно автономна и сложна по структуре и процессу формирования. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте подготовить ребенка к ее усвоению, то есть создать необходимые предпосылки.

1.Полноценное развитие устной речи. Важно научить ребенка слышать и слушать, начиная с инструкций и просьб и заканчивая  распространенными текстами. Необходимо постоянно пополнять словарный запас детей, расширяя и уточняя значение слов, обозначающих предметы и явления, признаки и действия и т.п. Умение синтаксически грамотно строить предложения, правильно интонировать и строить диалог, а затем и монолог основополагающе в процессе освоения письма и чтения. Нелишним будет формирование разнообразных грамматических категорий (рода, числа, времени т.д.) и согласования слов в словосочетаниях и предложениях.

2.Развитие фонематического восприятия и навыков звукобуквенного анализа. Нужно научить ребенка различать слова-паронимы, правильные и неправильные варианты произнесения слова. Затем привлечь внимание к звуковой оболочке слова, определяя наличие – отсутствие звука в слове, место звука в слове, последовательность звуков и их качественные характеристики. После нужно начинать работу по ознакомлению с буквами, акцентируя внимание ребенка на том, что звуки мы говорим и слышим, а буквы мы видим и читаем и пишем. Звуковой состав слова визуализируем с помощью цветовых схем.

 Важно научить ребенка делить слова на слоги, а предложения – на слова, использую наглядные схемы. Эту работу нужно проводить с целью профилактики нарушения границ слов и предложений на письме.

3.Развитие графомоторных навыков. Это раскрашивание, штриховка, копирование фигур, рисование из точки в точку, обводка, рисование по клеткам по зрительному образцу, графические диктанты и т.д. Предшествует этим видам работ предметное и сюжетное рисование, лепка, конструирование, игры с пазлами, мозаикой, шнуровка.

4.Формирование навыка чтения. Нужно постепенно и последовательно переходить от элементарных единиц чтения к более комплексным. На каждом этапе развития навыка одна определенная операция доводится до автоматизма, что не требует дальнейшего контроля сознания. В итоге процесс чтения как слияния букв в слоги, а слогов в слова выглядит как симультанное (одномоментное) опознание, и под контролем сознания остается только осмысление фразы или высказывания. Начинать надо с гласных букв, потом нужно переходить к согласным буквам, называя их без призвуков. На следующем этапе читают слоги типа СГ или ГС. Затем переходят к слогам или словам типа СГС, после ССГ, ГСС, СГСГ, ССГС, СГСС, ГССГ, ГССС. Следующий этап – трехсложные слова типа СГСГСГ, СГСГСГС, СГССГССГ, ССГССГСГ. Чем крупнее слог или слово, воспринимаемое одномоментно (глобально), тем успешнее понимание прочитанного.  Ведь объем оперативной памяти у младшего школьника – 4-6 единиц. Следовательно, понять словосочетание, включающее 7-8 слогов, на этом этапе затруднительно. А если ребенок читает побуквенно, число единиц хранения в оперативной памяти увеличивается вдвое. Поэтому дети перечитывают слово из 8-9 букв 2-3 раза, прежде чем поймут его.

Подводя итог, хочется еще раз напомнить о сложности усвоения письма и чтения детьми и необходимости строить, образно говоря, крепкий надежный фундамент для того, чтобы дом под названием « письменная речь» строился грамотно и надежно. А фундамент, то есть предпосылки формирования письма и чтения, важно заложить в  дошкольном  возрасте  совместными усилиями педагогов и родителей.

Очень важно сделать занятия по обучению грамоте интересными для дошкольников. Из детской психологии известно, что любая деятельность в этом возрасте усваивается лучше и качественнее лишь в процессе  игры и должна быть увлекательной, эмоционально положительно окрашенной  для ребенка. Как правило, усвоение знаний, умений и навыков требует соблюдения  таких основных принципов, как систематичности, перехода от простого к сложному, строгой дозированности материала, постоянного повторения пройденного, смены видов работ в течение одного занятия и т.д. Зачастую занятия напоминают уроки в первом классе, то есть однообразны и скучны для дошкольников. А монотонность и однообразие, как известно, способствуют  быстрому развитию утомления, снижению концентрации внимания и ухудшают усвоение материала. Поэтому педагогу очень важно использовать на занятиях разнообразные по форме и содержанию методы и приемы, направленные на обучение грамоте дошкольников и, соответственно, профилактику дисграфий и дислексий в школьном возрасте.

Как же разнообразить подачу сложного и достаточно абстрактного материала по обучению дошкольников грамоте? Во-первых, нельзя забывать о том, что у любой деятельности (игровой или учебной) обязательно должен быть мотив, иначе эффективность этих занятий будет крайне низкой, зато резко возрастет утомляемость и недовольство воспитанников. Во-вторых, важно наличие игровой заинтересованности  и динамичности, то есть смены видов заданий и дидактических игр вкупе с активной паузой. В-третьих, занятия за столами важно чередовать с упражнениями сидя  на ковре, стоя в кругу посреди комнаты и т.п. В-третьих, нельзя забывать о том, что у любой деятельности (игровой или учебной) обязательно должен быть мотив, иначе эффективность этих занятий будет крайне низкой, зато резко возрастет утомляемость и недовольство воспитанников. Основная мотивация в дошкольном возрасте, как известно, носит игровой характер и напрямую связана с ведущим видом деятельности – игрой. А именно в игре в дошкольном возрасте происходит формирование основных психических процессов, фундамента учебной деятельности. Поэтому так важно организовывать занятия в игровой форме, не забывая, конечно, про его содержание и методы подачи материала. Таким образом, мотив всегда носит игровой характер, что должно быть связано с сюжетной линией занятия, объединяющей все  разнообразные задания и упражнения. Эти игровые сюжеты могут быть связаны с программным содержанием, или с интересами детей. Например, занятия-путешествия в космос (связаны с днем космонавтики) или занятия-приключения, занятия-соревнования (помощь сказочным героям, разгадывание загадок с последующим получением сюрпризов и т.д.). То есть детям важен дух игры, сказки, волшебства и тайны! Выбор этих игровых линий зависит от творческого настроя педагога, от его фантазии и готовности играть вместе с детьми.

 Итак, игра не подменяет собой занятия по обучению грамоте, а облегчает их, делает естественными и интересными для детей.

Хотелось бы остановиться на разнообразии методов и приемов, используемых на подобных занятиях.

 На стадии знакомства со звуками эффективно использование принципа наглядности, то есть звуки лучше изображать с помощью символов (например, звук П в виде пыхтящего чайника). Подвижная игра «Услышишь звук, прячься в домик» способствует удержанию внимания на процессе выделения конкретного звука из ряда других. Картинками-символами можно маркировать коробки из бумаги, и после заселять их предметами, имеющими в своем составе данные звуки. Или, рассматривая картину, найти на ней все предметы с определенным звуком. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Можно вручить маленькие призы (например, игрушки из шоколадных яиц) всем детям, получившим фишки.    В процессе дифференциации звуков речи использование игр типа «Подари подарки Соне и Маше» или «Помоги Незнайке помирить звуки Л и Р» делает сложный фонематический процесс интересным. Интересна игра «Придумай сказку на О» (все слова в ней должны начинаться на этот звук). Хорошо воспринимаются детьми упражнения с мячами, кубиками, большими пирамидками. Разнообразят занятия игры с мелкими игрушками типа «Волшебный мешочек», «Что спрятали» (в большой таз с фасолью  зарывают игрушки или картинки). Можно использовать рисуночные методики, например «Нарисуй коврик» (украшаем только предметами с определенным звуком), «Что лишнее в доме» (на полках, в саду) и т.д. Мальчики любят игры с машинками и с удовольствием строят гаражи из кубиков, на гранях которых написаны буквы. Гаражи могут состоять из гласных, из шипящих, соноров и т.д. Полезно на этом этапе, предваряя написание букв на бумаге, выкладывать их из палочек, мозаики, лепить из пластилина, обводить, находя конкретную букву в наложенных изображениях.

На стадии знакомства со словами, их значением, слоговой и звуковой структурой, можно играть в  «Цветные слова», в «Восстанови сказку» (когда от слов в известной сказке остается только первый слог), в «Угадай, что загадали», в «Цепочку слов», в «Подскажи словечко», в «Сложи слово» (из слогов-кирпичиков, из отдельных букв «строится» дом-слово), в «Слог\звук потерялся» (можно использовать схемы слогов, символы звуков или буквы), в «Кто быстрее» (надо допрыгать до ведущего, проговаривая при этом слова, и чем в слове больше слогов, тем быстрее можно оказаться у финиша). Различные лабиринты, как их называют дети, «ходилки»,где количество ходов определяется с помощью кубика с разным количеством точек на гранях, тоже направлены на называние слов, определение количества слогов в них, первого или последнего звука в словах. Сейчас в продаже есть множество логопедических игр, тетрадей с занимательными заданиями и  ими очень удобно пользоваться, но какие-то дидактические материалы можно изготовить самим.

При усвоении знаний о предложении важно не только использование схем, хорошо известных всем практикующим логопедам, но и игр, направленных на формирование этого понятия. Игра «Письма Незнайки» любима многими детьми за то, что можно поставить себя на место учителя и, подкорректировав послание неграмотного сказочного героя, повысить свою самооценку и, конечно, от души посмеяться. Игра-соревнование командами «Передай и угадай», где каждое слово фразы заменяется жестом, дает детям возможность в игровой форме понять, что слова в предложении - это отдельные единицы. На решение этой задачи направлена игра – упражнение «Убежало слово». Группа детей, каждый из которых – отдельное слово, встает в ряд в правильной последовательности. Предложение называют, потом одно из «слов» исчезает (предварительно зрители отворачиваются). Нужно вспомнить слово, а потом добавить в этот ряд – предложение свое слово, увеличив его (из команды зрителей в цепочку встает новый ребенок). Дети также делают вывод, что даже без одного слова предложение может потерять смысл.

С целью формирования и закрепления навыков чтения можно играть в «Собери слово» (на полоске в ряд нарисованы предметы, нужно, определив первые звуки в их названиях, выложить соответствующие буквы, и, прочитав слово, найти соответствующее изображение предмета). Интерес вызывает игра «Кто в домике живет?». На листе бумаги изображении несколько домиков, у них есть «окошки», состоящие из двух створок. На створках написаны слоги (например, пе-тух). Когда ребенок прочитает слово, можно открыть «дверку» домика и увидеть изображение петуха (картинки располагаются на втором листе, подложенным под первый). Игра «Что за слово» тоже нравится детям. На половинках листов формата А4 пишутся слова, объединенные какой-либо темой, например, «Зима». Педагог подкидывает листы с написанными словами, дети подхватывают их, читают. Кто правильно прочитал слово, делает из бумажного листа «снежок». Когда такие «снежки» будут готовы у всех, начинается снежный бой. А если тема «Весна», то слова пишутся на «лепестках», и потом из них составляются «цветы». Более сложным являются загадки кресс-кроссы.  В таблице спрятаны слова, объединенные одной темой, например  «Животные». Нужно отгадать загадку и найти ответ в таблице, обведя его карандашом. Слова в подобных таблицах соседствуют с бессмысленным набором букв. В конце учебного года среди хорошо читающих шестилеток можно проводить игры-квесты, когда, «случайно» обнаружив записку с указанием места, где лежит следующая, дети постепенно добираются до сюрпризов (это могут быть красивые ручки, воздушные шарики, мыльные пузыри и т.д). Восторгу детей нет предела!

В заключение еще раз хочется отметить, что игровой сюжет, непосредственный и искренний интерес к занятиям, динамичность в их проведении, частая смена видов упражнений и игр, работа  в разных зонах группы, а главное, творческий подход к планированию и методической реализации программы по обучению  грамоте в старшей и подготовительной группе ДОУ – вот что будет способствовать вашему педагогическому успеху. А дети с удовольствием начнут вслушиваться в звучащие слова, определять их качественно-количественный состав и составлять с ними предложения, даже читать и писать, закладывая полноценный фундамент для дальнейшего усвоения письменной речи.

                                                              Литература :

1.Корнев А.Н.«Нарушения чтения и письма у детей». Издательский Дом «МиМ», Санкт-Петербург, 1997 год.

2.Синицина Е.И.«Игры и упражнения со словами». Юнвес, Москва, 2000 год.

3.Управителева Л.В.«Обучение грамоте в детском саду». Академия развития, Ярославль,2000 год.

4.Шишкова С.Ю.«Буквограмма. В школу с радостью».Издательство Феникс,Ростов-на-Дону, 2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях

Ознакомить родителей с использованием игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях...

Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»

Консультация для родителей  «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»Игра - одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельн...

Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»

Консультация для родителей«Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»...

Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях

Игровой материал для родителей по подготовке детей к обучению детей грамоте...

Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»

Консультация для родителей«Использование игровых методов и приемов в обучении  детей грамоте в домашних условиях»...

Методическая разработка для воспитателей ДОУ «Использование игровых методов и приемов ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников».

laquo;В  «В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть».А. Н.ТолстойСогласно ФГОС  ДО  поз...