Консультация для родителей "Развитие речи. Шестой год жизни."
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Джилбаева Айна Галимовна

Консультация для родителей "Развитие речи детей. Шестой год жизни."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey_6_goda_zhizni.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» г. Тарко-Сале Пуровского района

Консультация

для родителей

Тема: «Развитие речи ребёнка.

Шестой год жизни».

     

учитель-логопед: А.Г. Джилбаева

Развитие речи ребёнка. Шестой год жизни.

На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка.

Педагоги учат детей чётко произносить все звуки родного языка, различать на слух и в произношении следующие группы звуков: [с] – [з], [с] – [ц], [ж] – [ш], [ч] – [щ], [с] – [ш], [з] – [ж], [ц] – [ч], [л] – [р].

Для различения звуков ребёнку предлагают называть изображенные на картинках предметы, в названии которых есть оба дифференцируемых звука. При этом дети должны произносить слова так, чтобы в них ясно слышались отрабатываемые звуки, (ссслон), (зззайка).

Ребёнок упражняется не только в произношении трудных звуков, но и укрепляет свой артикуляционный аппарат.

Игры и упражнения для детей шестого года жизни направлены на совершенствование фонематического восприятия: умение слышать и различать определённые звуки, подбирать слова.

Для выработки чёткой дикции и закрепления правильного произношения определённых групп звуков можно использовать чистоговорки, скороговорки.

Несколько усложняются задания по отгадыванию загадок.

Детям предлагают отгадать их и определить, какой из дифференцируемых звуков содержится в словах-отгадках.

Стихи, потешки, считалки служат для развития голосового аппарата (умение правильно пользоваться различной громкостью голоса, темпом речи, интонационными средствами выразительности). В этом возрасте ребёнку предлагают и более сложные задания, например, выделение из фраз, стихотворений лишь тех слов, в которых есть дифференцируемые звуки.

Для различения звуков [з] - [ж] педагог произносит, например, такие фразы: «У нашего забора коза ест травку», «Жук живёт в коре большого дерева» и предлагает ребёнку назвать слова, в которых есть звуки [з], [ж].

В работе с детьми шестого года жизни важно развивать умение внимательно слушать речь окружающих. Для этого в качестве упражнения можно давать детям задания, которые помогают устанавливать неточности, например: «Январским ясным утром в начале сентября взошла луна. А звёзды упали на поля», «Нарцисс закукарекал, расцвёл петух-чудак. А я в подвал спустился, чтоб подмести чердак»

Необходимо обращать внимание на то, чтобы при чтении стихотворений дошкольник учитывал интонационные средства выразительности: в зависимости от содержания читал стихи весело или грустно, возвышенно или спокойно, громко или тихо. Интонационная выразительность речи взрослых при чтении ребёнку художественных произведений будет способствовать не только глубокому и правильному пониманию их содержания, но и воспитывать у ребёнка потребность самому передавать текст выразительно, громко, не торопясь.

У детей шестого года жизни всё чище становится произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания, словарь увеличивается на 1000-1200 слов. Дети используют в своей речи отвлечённые существительные, прилагательные, глаголы, многие слова из пассивного словаря переходят в активный словарь.

Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок ещё далёк от свободного пользования словами.

Хорошим показателем овладения словарём является умение подбирать антонимы–существительные (вход - выход), прилагательные (хороший - плохой), наречия (быстро - медленно), глаголы (говорит - молчит), подбирать наибольшее количество прилагательных к определённым существительным. (Какой может быть дождь? – Холодный, сильный, мелкий, грибной и т.д.).

Предлагая такие задания, нетрудно убедиться, что словарь ребёнка всё ещё недостаточно богат прилагательными, глаголами, наречиями.

При пересказах сказок возможны ошибки в употреблении слов. Имеет место и неправильный выбор предлога. Например, вместо предлога '' между'' используются слова ''в середине''. Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью.

На шестом году жизни ребёнок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. Всё реже ребёнок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей). Он легко образует новые существительные и другие части речи при помощи суффиксов (учит – учитель, железо – железный, стекло - стеклянный).

Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.

У ребёнка шестого года жизни совершенствуется связная монологическая речь.

Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был.

В этом возрасте ребёнок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены хорошо знакомые предметы. Но при составлении рассказа по картинке он ещё часто концентрирует своё внимание главным образом на основных деталях,  второстепенные, менее важные части опускает.

На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата окрепли, и многие дети способны правильно произносить все звуки родного языка.

Однако у некоторых детей могут быть задержки в усвоении звуков, неправильное их формирование: [р] – горловое, одноударное, звуки [ш], [ж] – боковые, [с]–[з] – межзубные. Ребята не всегда чётко дифференцируют в словах произношение свистящих и шипящих звуков. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука.

Ясность, внятность речи во многом зависит от скорости высказывания. Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, ''проглатывают'' даже отдельные слова. Дефекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная его подвижность могут быть причиной неправильного произношения звуков. С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, занимается логопед.

Занятия направлены на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, на постановку звуков или на их закрепление, введение в речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речь ребёнка на шестом году жизни"

Косультация для родителей.Как развиватся речь ребёнка на шестом году жизни....

Особенности развития речи детей шестого года жизни. Консультация для родителей

В консультации раскрываются особенности речевого развития детей 6 лет, даются рекомендации родителям по развитию фонематического слуха детей....

Особенности развития речи детей шестого года жизни

Основные особенности развития речи детей шестого года жизни...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка пятого-шестого года жизни".

Подробная консультация для родителей- детей старшей группы, направит взрослых чаще удилять внимание развитию речи детей....

Консультация для родителей: "Развитие речи ребенка шестого года жизни"

К концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для своб...

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей шестого года жизни»

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей шестого года жизни» На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой ...

Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы

Развитие мелкой моторики пальцев руку детей младшей группыКонсультация для родителей...