Артикуляционная и дыхательная гимнастика
консультация по логопедии на тему

Потапова Юлия Игоревна

Рекомендации начинающим учителям-логопедам и воспитателям по проведению артикуляционный и дыхательной гимнастики, примеры упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikul._i_dyh._gimnastika.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

                             Потапова Юлия Игоревна

МБДОУ «Центр развития ребенка

                                    «Аленушка» - детский сад №3»

                                         учитель – логопед, ВКК

  • Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"?
  • Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
  • Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
  • Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
  • Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности организма, особенно детского, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом.
  • Однако дыхательная система ребёнка не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащённое. Следует учить детей дышать правильно, особенно в процессе речи.
  • Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
  • Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. 
  • Речевое дыхание отличается от обычного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс…

 Выполнение артикуляционных упражнений необходимо и на индивидуальных и на фронтальных занятиях. Если каждое фронтальное занятие начинается с артикуляционной гимнастики, это  экономит время для постановки и автоматизации звуков.

 К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно на логопедических занятиях, можно отнести принцип повторяемости. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки.

  • Дети очень любят играть, и когда мы объединяем отдельные артикуляционные упражнения в сказочный сюжет, то они сами становятся активными участниками этой сказки.

  • Эти сказки под силу придумать не только педагогу. Можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения.

 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 Артикуляционная гимнастика имеет огромное значение для формирования правильного произношения, но только в том случае, если выполняется правильно и систематически.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ:

• Комплекс артикуляционных упражнений выполняется не реже 1 раза в день, а в дни, когда ребёнок не посещает занятия не реже 2 раз в день.

• При выполнении упражнений необходимо соблюдать указанную логопедом последовательность.

• Все упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать движения органов артикуляции (языка, губ и т.д.).

• Необходимо следить, чтобы во время выполнения упражнений ребёнок не напрягал шею, плечи, что бывает довольно часто.

• Перед выполнением упражнения взрослый должен внимательно прочитать методические указания к нему. Неправильно выполняемые упражнения не повысят эффективность логопедической работы, а в некоторых случаях могут даже снизить её.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

1. ТОЛСТЯЧОК

Выполнение. Надувать одновременно обе щеки и удерживать под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз

Методические указания. 1. Вдох делать через нос. 2. Следить, чтобы при надутых щеках изо рта не выходил воздух.

2. ХУДЫШКА

Выполнение. При сомкнутых губах и опущенной нижней челюсти втягивать щёки в ротовую полость. Удерживать под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.

Методические указания. 1. Вдох делать через нос. 2.Следить за удержанием заданного положения, чтобы ребёнок не расслаблял щёки раньше времени.

3. УЛЫБОЧКА

Выполнение. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.

Методические указания.1. Прикус должен быть естественным. 2. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

4. ХОБОТОК

Выполнение. Губы и зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть вперёд трубочкой. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.

Методические указания. 1. Следить, чтобы ребёнок удерживал губы в заданном положении, не расслабляя их раньше времени.

5. УЛЫБОЧКА - ХОБОТОК

Выполнение. Поочерёдное выполнение упражнений «Улыбочка» и «Хоботок»

(8 - 10 раз). По указанию взрослого («Улыбочка» - «Хоботок» - «Улыбочка» -

«Хоботок» - ... и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение.

Методические указания. См. выше.

6. ЗАЙЧИК

Выполнение. Зубы сомкнуты. Поднимать верхнюю губу вверх, чтобы были видны верхние зубы (5 раз). Затем опускать нижнюю губу вниз, чтобы были видны нижние зубы (5 раз). Выполнять 3 – 4 раза.

Методические указания. 1. При поднимании верхней губы следить, чтобы нижняя была расслаблена, не поднималась вверх. 2. При опускании нижней губы верхняя должна оставаться в обычном положении, не опускаться за нижней губой.

7. ПТЕНЧИК

 Выполнение. Широко открыть рот («птенчик просит есть»), язык спокойно лежит в ротовой полости. Удерживать заданное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.

Методические указания. 1. Следить, чтобы во время выполнения упражнения рот был широко открыт, не закрывался. 2. Язык не должен втягиваться вглубь ротовой полости, он должен быть расслаблен, лежать спокойно, не двигаться.

8. НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК

Выполнение. Приоткрыть рот, широкий язык спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Затем остановиться и, не убирая язык в ротовую полость, удерживать его широким в спокойном состоянии при открытом рте под счёт до 5-10. Выполнять 4-5 раз.

Методические указания. 1. Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов рта. 2. Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе, при этом важно следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух (чтобы это проверить, надо поднести ватку ко рту; при правильном выполнении она будет отклоняться).

9. ЛОПАТОЧКА

Выполнение. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Выполнять 6 – 8 раз.

Методические указания. 1. Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов рта. 2. Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только прикрывать нижнюю губу.

10.ИГОЛОЧКА

Выполнение. Приоткрыть рот, слегка высунуть язык изо рта. Сделать его узким («как иголочка»), удерживать в таком положении под счёт до 5-10.

Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был узким; его края не должны касаться углов рта. 2. Стараться удерживать язык в спокойном состоянии.

11. ЛОПАТОЧКА - ИГОЛОЧКА

Выполнение. Поочерёдное выполнение упражнений «Лопаточка» и «Иголочка» (8 – 10 раз). По указанию взрослого («Лопаточка» - «Иголочка» - «Лопаточка» - «Иголочка» - ... и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение.

Методические указания. См. выше.

12. ЧАСИКИ

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. На счёт «раз – два» переводить язык из одного угла рта в другой, тянуть его то к правому, то к левому уху.

Методические указания. 1. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Темп выполнения не должен быть быстрым.

13. КАЧЕЛИ

Выполнение. Приоткрыть рот, высунуть язык. По указанию взрослого («вверх» - «вниз» - «вверх» - «вниз» - ... и т.д.) ребёнок должен поочерёдно поднимать язык вверх и опускать вниз, тянуться то к носу, то к подбородку.

Методические указания. 1. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Следить, чтобы при подъёме языка рот был приоткрыт, нижняя губа не подталкивала язык вверх.

14. ПОЧИСТИ ЗУБКИ

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» сначала нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Выполнять 5 – 6 раз.

Методические указания. 1. Язык находится с внутренней стороны зубов, не высовывается из ротовой полости. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Темп выполнения не должен быть быстрым.

15. ПОСЧИТАЙ ЗУБКИ

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться в каждый зуб с внутренней стороны сначала нижней челюсти, затем верхней. Выполнять 2 раза

Методические указания. 1. Язык находится с внутренней стороны зубов, не высовывается из ротовой полости. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Следить, чтобы рот был приоткрыт, не закрывался во время выполнения упражнения.

16. КИСКА СЕРДИТСЯ

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы (с внутренней стороны). На счёт «раз» - выгнуть язык горкой («как киска выгибает спинку, когда сердится»), упираясь в нижние зубы. На счёт «два» - вернуться в исходное положение. Выполнять 6 – 8 раз.

Методические указания. 1. Кончик языка не отрывается от нижних зубов. 2. Рот не должен закрываться.

17. ЧАШЕЧКА

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, края языка поднять вверх в форме чашечки. Удерживать в данном положении под счёт до 5. выполнять 5 – 6 раз.

Методические указания. 1. Рот открыт; нижняя челюсть не должна подталкивать язык вверх. 2. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы (на начальных этапах можно придерживать её пальцем).

18. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать её вареньем). Выполнять 8 – 10 раз.

Методические указания. 1. Язык должен двигаться сверху вниз (а не влево - вправо). 2. Рот открыт; нижняя челюсть неподвижна, не подталкивает язык вверх. 3. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

19. ТРУБОЧКА

Выполнение. Открыть рот. Поднять боковые края языка вверх, свернув язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

Методические указания. 1. Выдох должен быть плавным, длительным, непрерывным. Можно положить на стол ватку и дуть на неё. 2. Щёки не должны надуваться. 3. Следить, чтобы ребёнок не делал слишком глубокий вдох и резкий выдох.

20. МАЛЯР

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Выполнять 8 – 10 раз.

Методические указания. 1. Следить. Чтобы язык был широким. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Нижняя губа не должна натягиваться на нижнюю челюсть.

21. ИНДЮКИ

Выполнение. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп выполнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл» («как индюки болбочут»). Выполнять 6 – 8 раз.

Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Движения языка должны быть вперёд – назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперёд.

22. ЛОШАДКА

Выполнение. Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается. Выполнять 10 – 20 раз.

Методические указания. 1. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 2. Кончик языка не должен быть вытянут и заострён. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

23. ГРИБОК

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу (это шляпка грибка, а подъязычная уздечка – ножка). Держать под счёт до 3-10 (время выполнения увеличивать постепенно), выполнять 3 – 4 раза.

Методические указания. 1. Губы должны быть в улыбке. 2. Кончик языка не должен подворачиваться. 3. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка».

24. ГАРМОШКА

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу (как в упражнении «Грибок»). Не отрывая языка, закрывать и открывать рот. Выполнять под счёт до 3 – 10 (время выполнения увеличивать постепенно). Со временем стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык вверху.

Методические указания. 1. Губы должны быть в положении улыбки. 2. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были неподвижны.

25. ДЯТЕЛ

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка поставить на бугорки за верхними зубами. Ударять кончиком языка по бугоркам («как дятел стучит по дереву»), при этом будет слышатся звук, близкий к звуку «д». Сначала упражнение выполнять медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические указания. 1. Рот должен быть всё время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Ударять языком надо именно по бугоркам, а не по верхним зубам. 3. Следить, чтобы звук «д» носил характер чёткого удара, а не хлюпал. 4. Кончик языка не должен подворачиваться.

26. МОТОРЧИК

Выполнение. Длительно произносить звук «д-д-д» (если ребёнок правильно произносит звук «з», лучше длительно произносить «з-з-з», подняв язык за верхние зубы; при этом будет слышаться звук, близкий к «ж»). Во время произнесения плоской ручкой чайной ложки, соской или прямым указательным пальцем самого ребёнка производить быстрые движения по подъязычной уздечке из стороны в сторону («заводить моторчик»). Постепенно пробовать «заводить моторчик» и убирать механическую помощь (соску, палец).

Методические указания. 1. При выполнении этого упражнения дети часто закрывают рот. Чтобы этого не происходило, ребёнок может зажать зубами палочку шириной 1 см. или ручку зубной щётки. 2. Движения нужно производить быстро; при правильном выполнении слышится чёткий звук Р.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

.

 Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и  голос.

 Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют:

- воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом,  

- профилактике возникновения болезней  дыхательных путей,

- восстановлению носового дыхания при его  нарушении.

При проведении дыхательной гимнастики  необходимо соблюдать следующие требования:

  • Занятия  можно выполнять ежедневно, но не более 3 – 6 минут, в зависимости от возраста детей, во избежание головокружений продолжительность упр. должна быть 3-4 раза. В комплекс с артикуляционной гимнастикой  должно быть включено 1 упражнение на дыхание.
  • Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении,
  • Обязательно до еды, можно во время утренней гимнастики.
  • Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. (например - дуем сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый)
  • Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот.
  • Вдыхать легко  и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
  • В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе  и не опускать при выдохе.
  • После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
  • Все упражнения выполнять в игровой форме.
  • Сдувать предмет можно с ладони, со стола или с твердой поверхности – картонный цветок, или дуть на предмет, привязанный к ниточке.

Дыхательные упражнения делятся на:

на упр., вызывающие длительный направленный  выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде…),

 игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики…),

 игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри…),

упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох  через рот и нос),

упражнения с проговариванием звуков.

Упражнения на развитие дыхания также можно объединять в комплексы, и использовать как весь комплекс или только его часть.

Мной собран большой  материал по дыхательной гимнастике, многие игры и упражнения  использую в своей работе.

Для дыхательной гимнастики использую:

- «бассейн» с водой;

- дерево с бабочками и дерево с божьими коровками (фигурки привязаны на леске - дуем на бабочек и жучков, кто выше полетит);

- «волшебные снежинки» (легкие игрушечные снежинки на леске, дуем, устраиваем настоящую метель);

- «музыка ветра» с птичкой (дуем, а птичка летит и звенит);

- «рыбки на волнах» (привязаны самодельные рыбки на леске и голубые ленточки, имитирующие волны) – дуем – рыбки «плавают» в «волнах»;

 - различные «флюгеры», «пропеллеры», «вертелочки», мыльные пузыри, бабочки…

- «Магические цветочки»;

- Играем на различных дудочках;

- «Делаем коктейли» или устраиваем листопад, снегопад в зависимости от сезона…

- Играем в «хоккей»…

- Помогаем бабочке перелететь на каждый цветочек!

- Играем в Футбол!!!

- Задуваем свечи…

Можно использовать предметы: ватку, карандаш, листочки, шарики, катушки, вертушки, наборы для купания (уточки, кораблики), мыльные пузыри, перышки, свечки, свистульки, свистки, дудочки, пузырьки, надувные игрушки, музыкальные игрушки….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей.

Методические реомендации для педагогов и родителей...

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

Консультация для родителей "Артикуляционная и дыхательная гимнастики"

Консультация для родителей с выполнением практических заданий....

Картотека пальчиквой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет с ЗПР на учебный год

Подборка и систематизация пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастик для детей 5-6 лет с ЗПР на каждый месяц учебного года...

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (консультация для родителей с практикой)

У детей с речевыми нарушениями отмечается слабость и вялость артикуляционной моторики (языка, губ, щек): их движения нечетки, наблюдаются трудности удержания артикуляционной позы, переключаемости, быс...