Рабочая программа
рабочая программа по логопедии на тему
Рабочая программа по устранению речевых нарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 37.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида
№ 22 «Ивушка» г. Южно-Сахалинска
693000 г. Южно-Сахалинск, пер. Красносельский 1; тел/фак:77-39-43
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующей МБДОУ № 22 «Ивушка»
___________________ Жолнина Л.И.
Приказ № от г.
Рабочая программа
«Коррекционная помощь детям с речевыми нарушениями»
2014-2017гг.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г., а так же коррекционными программами Министерства Образования РФ (Филичева Т.В., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В., Нищева Н.В.), научно-методическими рекомендациями.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школьному обучению, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры речи подготовке к успешному овладению письменной речи.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему обеспечивающую полноценное овладение фонематической стороны речи, интенсивное развитие фонематическое восприятие, лексико-грамматических категории языка, развитее связной стороны речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Данная модель организации органично вписывается в систему МБДОУ, результативна, малозатратна.
Согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03», утвержденных Главным государственным врачом Российской Федерации, следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебной деятельности максимально доступным объёмом недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допускаемые СанПином (п. 2.12.7).
В соответствии СанПином продолжительность образовательной деятельности 6-го года жизни 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни 25-30 минут.
Цель программы - сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
- Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- Преодоление недостатков в речевом развитии;
- Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения;
- Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- Формирование навыков учебной деятельности;
- Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ;
Планирование образовательной деятельности с детьми, имеющими диагноз ФНР, ФФНР, ОНР 3-4 ур. седьмого года жизни разделено на два периода обучения:
1 период- октябрь-декабрь 13 недель, 36 занятий- 2 занятия в неделю, 13 часов.
2 период- январь-май 21 неделя, 42 занятия – 2 занятия в неделю 21 час.
- звукопроизношение, подготовка к грамоте + связная речь.
Всего 68 занятий в год-34 часа.
С 15 мая –повторное повторение материала.
Форма организации обучения – в микрогруппах и индивидуальная. Для подгрупповой образовательной деятельности объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевых нарушений, по 4 человек, периодичность образовательной деятельности- 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительной группы.
Продолжительность образовательной деятельности с детьми ФН- от 3 до 6 месяцев;
ФФНР (полиморф ная дислалия)-1 год
ОНР 3-4 ур. - 1-2 года.
Выпуск детей проводится в течении всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка..
Индивидуальные занятия.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 20 минут.
ФНР – 2 раза в неделю;
ФФНР – 2 раза в неделю;
ОНР 3-4 ур.р. – 2-3 раза в неделю.
Заключение.
Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.
Учебно-тематическое планирование.
название | ФНР, ФФНР, ОНР 3-4 ур. у детей 7-го года жизни. | ||
Всего часов | Подгрупповая деятельность | Индивидуальная деятельность | |
136 | 68 | 68 | |
Формирование звукопроизношения | 103 | 35 | 68 |
Обучение связной речи | 15 | 15 | |
Подготовка к обучению грамоте | 18 | 18 | |
Количество часов | 45ч. 35 мин. | 34 час | 11 часов 35 мин. |
Методическое обеспечение.
Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении магнитофона, компьютера, также возможность педагога использовать технические средства обучения.
- Занятия по каждой теме производятся в игровой форме: «Путешествие в Звукоград», «Звуки заблудились», «Мишка в стране знаний», « Телеграф», «Перевёртыши», «Словесный сад», «Слоговые сады» и другие.
- Лексические темы и дидактические игры: «Путешествие солнечного лучика», «Помоги Незнайке исправить ошибки», «Телефон», «В гостях у Федоры», «Цветик - семицветик», «В стране волшебника Гудвина», «Фантазёры» и другие.
- Использование компьютерной коррекционно-речевой программы «Игры для Тигры».
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, ОНР 3-4 уровнем речевого развития.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирование произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонким артикуляционными или акустическим признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
К 4 уровню общего недоразвития речи (ОНР) отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.
Незавершенность звуко – слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.
Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР и ОНР 4 уровня строится с учётом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедической воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Исходя из неоднородности состава группы детей обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.
Направления коррекционно-развивающей работы.
- Формирование полноценных произносительных навыков;
- Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтез;
- Развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- Обогащение словаря привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- Воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- Развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
- Формирование полготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
Основной целью индивидуальной деятельности состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений , направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны, характерных для дислалии, дизартрии и др. В индивидуальной деятельности логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. В данной деятельности дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слогах, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповой деятельности.
Основная цель подгрупповой деятельности - воспитание навыков коллективной работы. В этой деятельности дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповой деятельности является то, что они готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях в группе.
Содержание логопедической работы с детьми 7-го года по преодолению ФНР, ФФНР и ОНР 3-4 ур.
1 период | ||
Звуковая сторона речи | Развитие речи | |
Основное содержание работы | ||
произношение | Фонематическое восприятие | |
- постановка отсутствующих звуков; - закрепление правильно произносимых звуков; - выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата; - развитие речевого дыхания; - преодоление затруднений в произношении сложных по конструкции слов, состоящих из правильно произносимых звуков; - формирование грамматически правильной речи; - усвоение слов различной звуко-слоговой сложности связи с закреплением правильного произношения звуков; -усвоение доступных ритмических моделей слов: та-та, та-та, та-та, та-та… - определение ритмических моделей слов: вата-тата, вода- тата и др.; - соотнесение слова с заданной ритмической моделью: вата-тата, вода- тата и др.; - различение звуков на слух: По твёрдости – мягкости; По глухости – звонковсти; По месту образования; - Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры. | - формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки; - последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков; - выделение начального гласного из слов типа: ива, утка,.. - последовательное называние гласного из ряда двух-трёх гласных (аи, аиу, ио); - анализ и синтез прямых и обратных слогов; - выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот… - выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом, кнут… - выделение первого согласного в слове; - анализ и синтез слогов (та, ми) и слов (кит, суп); - выкладывание из цветных фишек обратных слогов; - преобразование слогов; - звуко-слоговой анализ слов типа: сани, косы, козы… выкладывание схемы слов из фишек; - усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук»; - составление графической схемы слов; - называние порядка следования звуков в слове; Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове; - умение давать качественную характеристику звуку; Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. | Изучение грамматических форм слов за счёт сравнения т сопоставления: существительных единственного и множественного числа и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма); - различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, окон, стульев…) - согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительным (залаяла собака, залаяли собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поёт Валя, поют дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан, моя сумка, моё окно, мои туфли); - образование слов способом присоединения приставки (наливает, напевает, выливает, поливает); способом присоединения суффиксов (мех - меховой, лимон – лимонный) - к словам с уменьшительно ласкательным значением (пень – пенёк, лес – лесок..); - способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад); Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия; - усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много - яблок, платьев); - распространение простого предложения прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что? что делает? делает что? - составление предложений из слов , данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким или полным ответом на вопросы; - составление простых распространённых предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со, по картинкам; по демонстрации действий, по вопросам. - объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. - составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола…) -развитие умения составлять рассказ из предложений, данных в задуманной последовательности. |
2 период | ||
- исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей; - закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуко; - усвоение слов сложного слогового состава ( тротуар, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с закреплением правильного произношения; Усвоение многосложных слов (учительница, часовщик, электрический и т.д.); - развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата; - различение на слух: [ч] – [ть] – [сь] – [щ], [ц] –[ть] – [сь], [щ] – [ч] – [сь] – [ш] и их дифференциация; - усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения; - анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры; - совершенствование дикции и интонационной выразительной речи. | - совершенствование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов; - составление схемы слов из фишек и полосок; - звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, красный… - определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный»-«согласный», «твёрдый»-«мягкий», «глухой»-«звонкий»; - закрепление слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук); - развитие умения находить в слове ударный гласный; - развитие подбирать слова к данным схемам; - развитие умения подбирать слова к данной модели (1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой – гласный, 3-ий мягкий согласный. Например: лось, конь, соль…) - преобразование слов за счёт замены звука (суп-сук, вата-дата, угол-уголь) - определение количества слов в предложении и их последовательности; - деление слов на слоги; - формирование операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов; - формирование навыка преобразования слогов и слов с помощью замены звуков (му-пу); - преобразование слов за счёт замены или добавления звуков (мышка-мушка-мишка, стол-столик и т.д.); - совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами; - выкладывание из полосок схемы предложения; - формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение. | - продолжать изучение изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия; - усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья); - усвоение падежных окончаний существительных (В лесу жила белка. Дети любовались белкой. Дети кормили белку.); прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой мишка, большая кошка, большие кубики); - согласование прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой… голубой платок, ая… голубая лента, ое… голубое блюдце, ые… голубые полотенца); - согласование числительных с существительными в роде, падеже, числе (Куклам сшили…, две рубашки…, пять рубашек.); - употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (играю – играл - буду играть); глаголов совершенного и несовершенного вида (рисует – рисовал); - развитие умения подбирать родственные слова (снег, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежный, снежок и т.д.); - образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приполз, приехал, подъехал, заехал, переехал, выехал); присоединением суффикса – образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые; пластмассоый, ая, ое, ые); за счёт словосложения(трёхколесный, первоклассник); - образование существительных обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, ученик, учительница, хоккей, хоккеист…); - привлечение внимания к многозначности слов (лисички – животные, лисички – грибы); - образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных (У зайчика маленький коротенький хвостик. У лисы большой пушистый хвост.); - практическое употребление образованных слов в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет… стеклянной вызы. Машина подъехала к гаражу. Маша каталась на трёхколесном велосипеде.); - употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В лесу много… зелёных сосен. Дети кормили капустой… белого кролика. Дети давали корм… белым кроликам); - закрепление навыков составления и распространения предложений; - составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с, со, из…. - составление предложений из «живых слов» и распространение предложений с помощью вопросов ( Миша вешает шубу – Миша вешает в шкаф меховую шубу); - закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос; - составление предложений по опорным словам; - составление сложноподчинённых предложений ( по образцу) с союзами; - формирование умения составлять рассказ по картинке, по серии картин; - заучивать наизусть стихотворные тексты, скороговорки. |
Планируемый результат:
- Правильно артикулировать все звуки в различных позициях;
- Чётко дифференцировать все изученные звуки;
- Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- Различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне;
- Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- Производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- Овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтение стихов.
Приложение № 1
Воспитанники с нарушениями в развитии речи.
Форма № 1.
№ | Фамилия Имя воспитанника | Дата рождения | группа | Дата обследования | Заключение логопеда | примечание |
Приложение № 2
Речевая карта.
Форма № 2
- Фамилия Имя возраст ребёнка _________________________
- Группа ___________
- Дата зачисления в группу логопедической деятельности _____________
- Жалобы педагогов, родителей __________________________________
- Состояние слуха ______________________________________
- Данные о ходе развитие речи. Анамнез общего и речевого развития ____________________________________________________________________________________________________________________________
- Состояние артикуляционного аппарата ____________________________________________________________________________________________________________________________
- Общая характеристика речи (запись самостоятельного высказывания) ____________________________________________________________________________________________________________________________
а) Словарный запас:
- в пределах обихода ___________
- какие части речи преимущественно употребляет ____________________________________________________________
- ошибки в употреблении слов __________________________________
б) грамматический строй речи __________________________________
- типы употребляемых предложений _____________________________
- аграмматизмы _______________________________________________
в) произношение и различение звуков:
- произношение звуков ________________________________________
- отсутствие _________________________________________________
- искажение ________________________________________________
- замена ____________________________________________________
- смешение отдельных звуков __________________________________
- различение оппозиционных звуков ____________________________
- воспроизведение слов с различными звукослоговым составом _____________________________________________________________
г) темп и внятность речи _______________________________________
9. уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова _________________________________________________
10. проявление заикания:
а) предполагаемая причина ____________________________________
б) выраженность заикания _____________________________________
в) форсированность языковых средств __________________________
г) особенности общего и речевого поведения _____________________
д) адаптация к условиям общения ______________________________
11. краткая характеристика ребёнка по данным педагога-психолога и воспитателя ____________________________________________________________________________________________________________________________12. Заключение логопеда ________________________________________
13. результаты исправления (отмечается к моменту отчисления воспитанника из группы логопедической деятельности) ____________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________ (_____________)
Приложение № 3.
Форма № 3.
Отчет о проведенной коррекционной работы за ___ год логопеда ______________________________ ФИО
- Общее количество выявленных детей 5-7 лет, имеющих нарушения в развитии речи ______________________________________________
- Из них:
- зачислено в группу логопедической деятельности ДОУ ____% _____
- с ОНР ______ % ________
- с ФНР ________% _______
- с ФФНР _______%_______
- с ФФНР , стертая дизартрия _______%_______
3. количество детей, выбывших из группы логопедической деятельности:
- с хорошей речью _____%_____
- с улучшениями ____%____
- с незначительными улучшениями _____%______
- без улучшений _____%_____
4. рекомендовано направит:
- в массовую школу ____%____
- в речевую школу ____%_____
- в массовую школу с обязательными занятиями на школьном логопункие ___%___
5. количество детей, оставшихся на повторный курс ____%____
6. количество детей, выбывших в течении года _____%______
Зав. МБДОУ № 22 «Ивушка» ______________________
Логопед МБДОУ № 22 «Ивушка» __________________________
Приложение № 4.
Журнал движения воспитанников в группе логопедической деятельности.
№ | Фамилия Имя ребёнка | группа | Заключение логопеда | Дата зачисления | Дата выпуска | примечание |
Приложение № 5.
Журнал первичного обследования средних, старших и подготовительных групп детского сада.
№ | Фамилия Имя ребёнка | Год рождения | № группы | Домашний адрес | Речевое заключение | примечание |
Приложение № 6.
Журнал посещения.
№ | Фамилия Имя ребёнка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Приложение № 7.
№ | дата | Тема консультации | Ф.И. родителя (подпись) |
Приложение № 8.
Журнал регистрации консультаций с воспитателями.
№ | дата | Тема консультации | Ф.И. воспитателя (подпись) |
Список рекомендуемого оборудования и мебели группы логопедической деятельности:
- Настенное зеркало для логопедической деятельности;
- Зеркала для индивидуальной работы;
- Дополнительное освещение работы;
- Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;
- Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости);
- Классная доска;
- Шкафы для пособий;
- Письменный стол для работы учителя-логопеда;
- Столы для деятельности с детьми;
- Стулья детские
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...