Сообщение из опыта работы
статья по логопедии на тему

Смирнова Анастасия Анатольевна

Сообщение из опыта работы учителя-логопеда дошкольного отделения по теме "Инновационные формы работы с родителями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_k_mo_rabota_s_roditelyami.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 2083

Корпус «Остафьево»  ДО «Остафьево»

СООБЩЕНИЕ

из опыта работы

по теме «Инновационные формы работы с родителями»

Подготовила

Учитель-логопед

ГБОУ Школа №2083 ДО «Остафьево»

Смирнова А.А.

2016 г

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменять друг друга.

В законе РФ "Об образовании" указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом - это взаимодействие с семьёй для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями.

Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывался о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем - устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома и не знают, как заниматься.

Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье, и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс   позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Для оптимизации этого направления учителем-логопедом и педагогами было решено уделить особое внимание семьям, дети которых посещают группу компенсирующей направленности.

Я строю своё общение с родителями, на основе принципа "Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ", так как считаю, что у нас с ними одна общая задача - воспитание высоконравственной личности. Взаимодействие учителя-логопеда и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие "взаимодействия с семьёй" нельзя путать с понятием "работа с родителями", хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Опыт работы показал, что семья - компетентные родители, которые берут на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью, тем самым создают благоприятные условия для развития своего ребенка.

Всё наше взаимодействие с коллегами, родными, близкими, друзьями основано на общении. Иногда очень важным становится, что и как мы говорим. Убедить в своей правоте, произвести впечатление на понравившегося человека, защитить свои права, завоевать себе должное положение в жизни - всё это можно сделать с помощью красноречия.

К сожалению, в последнее время такое явление как нарушение речи и замедление речевого развития ребенка встречается довольно часто. Это, безусловно, осложняет его коммуникации в социуме и, впоследствии, может сказаться на социальной адаптации и успешности уже взрослого человека. Поэтому очень важно как можно раньше обратить внимание на возможные нарушения у малыша в этой области и предотвратить их развитие.

Целью логопедической работы с детьми в детском саду является развитие речи, коррекция ее фонетических и фонематических недостатков, формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.

Правильная речь - это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, еще и родителей, тех, кому подражают крохи, для кого родители - пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.

Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Значимость и разнообразие форм работы учителя - логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны дошкольного учреждения и родителей.

Мой ДЕВИЗ в работе с родителями: МЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ, НО НЕ ВМЕСТО ВАС!

Успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия.

Говоря об инновациях в работе с родителями, нельзя сбрасывать и традиционные формы работы. Ведь новое – это хорошо забытое старое, только отвечающее уже запросам современности.

Начнем с первой традиционной формы работы – родительских собраний

Родительские собрания 

В начале учебного года на родительском собрании я презентую работу психолого-педагогической службы. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. На первом групповом родительском собрании я разъясняю родителям, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (консультация невропатолога, психоневролога, ортодонта). Подчёркиваю важность систематической работы с ребёнком. Также родители получают информацию, как заниматься дома, как вести индивидуальные тетради.

Семинары-практикумы 

"Родитель + ребенок" по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: "Учимся у тех, кого любим".

Открытые занятия. Дни открытых дверей

Дни открытых дверей проводятся 2 раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в детском саду, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним. Родители посещают занятия и подгрупповые, и индивидуальные.

Также они могут посетить занятие в любое удобное для них время в течение всего учебного года.

Индивидуальная консультация        

Это кратковременная личная консультация. Знакомство родителей с интересными играми для развития логического мышления и речи. Совместное разучивание мамой и ребенком приемов артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр и т.д.

В результате проведения таких консультаций КПД значительно повышается так как родитель постепенно овладевает сугубо логопедическими навыками и умениями, хороший родитель неизбежно становится "немного семейным логопедом". Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.

В этом году в моей практике появилась еще одна необычная форма работы (консультирования) с родителями. Одна мама обратилась ко мне с просьбой снять занятие с ее дочерью для домашнего просмотра. Так как ребенок неохотно занимался дома, она решила, что видео занятия поможет мотивировать ребенка. Но во время занятия возникла еще одна проблема: поведенческие реакции на присутствие матери на занятии. Поэтому я предложила маме другой вариант – я самостоятельно буду снимать занятия и отправлять ей по электронной почте.

Индивидуальные консультации проводятся мною и по телефону. Ведь не всегда мама может прийти на консультацию в детский сад, а возникший вопрос (например, по поводу выполнения домашнего задания) необходимо решить. Поэтому родители связываются со мной по телефону, и я по мере возможности помогаю решить возникшую проблему.

Консультирование по запросам. Консилиумы

Включает в себя: констатацию динамики речевого развития (с чем он справился, что ещё вызывает трудности), обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, индивидуальные практикумы, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребёнка, назначение примерной даты следующей встречи.

Мастер-классы

Обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей с ОВЗ. Китайская пословица гласит: "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму". Во время проведения мастер-классов мне пришла в голову мысль о том, что родителям было бы интересно и полезно видеть, как их дети выполняют, например, звуковой анализ слов, и самим попробовать это сделать. Ведь в отсутствие родителей дети зачастую ведут себя иначе, чем рядом с мамой или папой. Да и во время просмотра таких видео-фрагментов мама может увидеть своего малыша совершенно с иной стороны, составить о нем более полную картину, заметить те особенности, которые раньше не замечала.

Тематические консультациями (мини-подгруппы)

На такие консультации я приглашаю родителей тех детей, у которых схожие проблемы в речевом развитии (по 2-4 человека). Они напоминают мини-тренинги. В время интерактивных речевых игр родители учатся, например, развивать связную речь ребенка в домашних условиях.

Праздники, развлечения, досуги

В течение учебного года для детей и родителей проводятся различные увеселительные мероприятия. Я принимаю в них активное участие, дети и родители слышат правильную речь и уместную интонацию не только на занятиях, но и в часы досуга.

Кроме того, в конце учебного года мною проводятся открытые логопедические досуги для детей с особыми возможностями, где дети получают «логопедические сертификаты», в которых указывается, что они научились правильно и красиво произносить определенные звуки.

Совместное участие в праздничных мероприятиях (инсценировки произведений с привлечением родителей)

Такая форма позволяет заинтересовать родителей, активизировать их, сделать их участниками мероприятия. Праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. Ведь, не зря гласит пословица "Ребенок растет не от хлеба, а от радости".

Наглядно-информационная форма работы

Уголок для родителей 

Кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации учебного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т.п.) решает и другие задачи. Здесь родитель может познакомиться с содержанием занятий текущей недели с помощью информационных листов. Логопедическая страничка «Я умею говорить» напомнит маме и папе о том, какие звуки их ребенок уже научился произносить правильно и красиво, о том, что необходимо следить за правильным произношением.

«Звездный коврик» расскажет об успехах ребенка «сегодня». На этом коврике ребенок отмечает свои успехи. А вечером рассказывает родителям о них. Мы, в свою очередь, побуждаем родителей интересоваться причинами появления этих звездочек, побуждая таким образом к диалогу.

Папки-передвижки содержат материал с разработанными комплексами игр, упражнений, а также закрепляющий материал знания детей по лексическим темам для практического использования с детьми дома.

Информационные буклеты  содержат краткий информационный материал по коррекции речевых нарушений, подборку речевых и пальчиковых игр и т.д.

Домашняя библиотечка авторских пособий 

Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью. Используется в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребенком по заданию логопеда.

Тетради по автоматизации звуков 

Позволяет в домашних условиях автоматизировать звуки и вводить их в речь

Интернет-ресурсы 

Не для кого не секрет, что в век высоких технологий как родители, так и их дети дома большую часть времени проводят с различными гаджетами или в интернет-пространстве. Поэтому я постаралась и этот момент использовать во благо детей и родителей.  Я рекомендую родителям использовать онлайн-игры и упражнения на различных интернет сайтах, в которые мы играем с детьми на занятиях. Часто использую систему развивающих онлайн-игр «Мерсибо». При использовании этой системы у меня есть возможность зарегистрировать с помощью электронной почты семью и в «дневнике» ребенка рекомендовать определенные игры (для автоматизации звука, развития дыхания, развития связной речи и т.п.), а затем и проследить за выполнением заданий.

Библиотека  

С целью воспитания любви к книге, ведь только читающий ребенок познает окружающий мир, пополняет словарный запас.

Анкетирование

Ежегодно изменяется, дополняется содержание анкет. Постоянная осведомлённость степенью удовлетворённости родителей позволяет выстраивать работу с каждой семьёй в своём направлении.

Предлагается материал не только для родителей ДОУ, но и доводится информационный материал для широкой публики по работе с детьми с ОВЗ.

Развивающая среда

 Большое внимание в нашем детском саду уделяется оформление пространственной среды. В этом процессе принимают участие и педагоги, и родители. Поскольку развивающая среда мобильная и полифункциональная, мы имеем возможность показать родителям, как в игровой наглядной форме они могут решить разнообразные образовательные задачи с детьми. Шагая по разноцветным ступенькам можно уточнить названия цветов и оттенков, сосчитать их. Тематические стикеры на стенах помогут закрепить знания о диких и домашних животных, насекомых. Научат выделять геометрические формы в сложных рисунках и, конечно, будут способствовать развитию речевых навыков.

Разнообразие предметно-развивающей среды – это заслуга не только педагогов, но и родителей. С их помощью изготовлено большое количество дидактических и развивающих игр.

Успешность и продуктивность такой совместной работы – это тесное сотрудничество с родителями, знание их возможностей, интересов. Часто родители сами предлагают свою помощь.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства для развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями. Повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности   важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Предлагается материал не только для родителей ДОУ, но и доводится информационный материал для широкой публики по работе с детьми с ОВЗ.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства для развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями. Повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности   важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями, создана система взаимоуважения. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"

Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....

Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"

Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка.  Важной  задачей воспитания дошкольн...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»

Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....