Детско-родительский спектакль «Гуси-лебеди»
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Филиппова Светлана Евгеньевна

Одним из требований ФГОС является создание условий для участия родителей в образовательной деятельности, в частности посредством создания образовательных проектов, совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. На основе этих требований  в нашем  МБДОУ был запущен проект «Семейные ценности». В рамках реализации проекта были проведены  конкурсы  семейных стенгазет по следующим темам: «Я и моя семья», «Мои веселые каникулы», «Мои увлечения». Также проводились логопедические викторины «По дорогам сказок», «Умники и умницы» и конкурсы чтецов, в которых дети были активными участниками, а родители были привлечены как зрители.  Эти мероприятия выявили активное желание родителей в новой творческой работе  совместно  с детьми.  Тогда нами было предложена постановка сказки «Гуси-лебеди», где дети и их родители выступали, как актёры.  Так родилась идея детско-родительского спектакля. Чтобы наполнить его коррекционным содержанием в сценарий нами были включены логопедические задания для зрителей (детей старшей и подготовительной группы), выполняя которые, они помогали героям сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gusi-lebedi.doc606 КБ

Предварительный просмотр:

Создание образовательного проекта

совместно с семьёй:

Детско-родительский спектакль

«Гуси-лебеди».

Авторы:

Творческая группа педагогов

МБДОУ № 209 г. Красноярска

Прокопьева О.В. – учитель-логопед

Дмитриева Н.Г. – учитель-логопед

Филиппова С.Е. – учитель-логопед.

Красноярск  2015.

Содержание:

  1. Описание детско-родительского, игрового, творческого  взаимодействия в спектакле  «Гуси-лебеди» в рамках образовательного проекта «Семейные ценности».
  2. Отзывы участников, зрителей, грамоты.
  3. Фотоотчет
  4. Сценарий спектакля.

Наш детский сад (МБДОУ 209 ) комбинированного вида.  Его посещают дети с ОВЗ, в том числе и дети с тяжелыми нарушениями речи.

Одним из требований ФГОС является создание условий для участия родителей в образовательной деятельности, в частности посредством создания образовательных проектов, совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. На основе этих требований  в нашем  МБДОУ был запущен проект «Семейные ценности».

Целями этого проекта являются:

  • Обмен опытом между семьями воспитанников в организации активного досуга, оздоровления детей.
  • Осознанное и заинтересованное включение детей и их родителей в процесс коррекции и профилактики речевых нарушений.

В рамках реализации проекта были проведены  конкурсы  семейных стенгазет по следующим темам: «Я и моя семья», «Мои веселые каникулы», «Мои увлечения». Также проводились логопедические викторины «По дорогам сказок», «Умники и умницы» и конкурсы чтецов, в которых дети были активными участниками, а родители были привлечены как зрители.  Эти мероприятия выявили активное желание родителей в новой творческой работе  совместно  с детьми.  Тогда нами было предложена постановка сказки «Гуси-лебеди», где дети и их родители выступали, как актёры.  Так родилась идея детско-родительского спектакля. Чтобы наполнить его коррекционным содержанием в сценарий нами были включены логопедические задания для зрителей (детей старшей и подготовительной группы), выполняя которые, они помогали героям сказки.

 Главными задачами данного мероприятия было:

  • Организовать творческое взаимодействие детей и взрослых.
  • Создать атмосферу партнерства и сотрудничества между актерами: родителями и детьми.
  • Развивать самоконтроль  и ответственность у детей-актеров.
  • Содействовать преодолению замкнутости и речевого негативизма у детей логопатов.
  • Мотивировать активное участие зрителей-детей  в сказке через решение различных речевых  заданий.
  • Обогащать  знания  родителей  о способах и приемах  развития речи у детей.

В работе над спектаклем участвовали 9 семейных пар (мама, ребенок): учили роли, танцы, песни, некоторые изготавливали себе костюмы. В процессе репетиций родители  и дети совместно  творчески работали, создавая  атмосферу партнерства, взаимопомощи, взаимного приятия и уважения друг к другу.

В ходе работы над спектаклем родители лучше понимали речевые проблемы ребенка и пытались вместе с логопедом найти эффективные методы их устранения. Мы пришли к выводу, что совместная театральная деятельность взрослых и детей  стимулирует и активизирует речевые навыки и развивает творческий потенциал детей с речевыми нарушениями. Новым для нас также было активное участие зрителей: через выполнение различных видов заданий зрители помогали героям сказки. Задания направлены на развитие фонематического слуха, зрительной памяти и внимания, навыков самоконтроля, активизацию словарного запаса. Включаясь в сказочный сюжет, дети показывали умение переносить  знания и умения во внеучебные ситуации.

Спектакль очень понравился зрителям и участникам, был отмечен грамотой оргкомитета «Недели логопедии»  г. Красноярска. Мы планируем продолжать работу по проекту «Семейные ценности» и рады поделиться опытом с коллегами из других регионов.

Сценарий    детско-родительского спектакля

 «Гуси-лебеди»

Действующие лица:

Родители (взрослые роли):                                                                                                                Автор                                                                                                                                        Мама  Маши и Вани
Мама  Аленки                                                                                                                                         Первый гусь-лебедь                                                                                                                         Второй гусь-лебедь                                                                                                                                  Баба-Яга
Речка                                                                                                                                                                    Печка
Яблоня

Детские роли

Маша                                                                                                                                                        Аленка
Ванечка                                                                                                                                               Третий гусь-лебедь                                                                                                            Четвертый гусь-лебедь                                                                                                                    Поваренок                                                                                                                                          Маленькая яблонька                                                                                                                       Маленькая речка

Автор    

Декорации:

Деревенская изба.

Лес (березы, елочки, мухоморы, сова).

Речка (ткань голубого  цвета, кувшинки, мост).

Яблоня (дерево плоскостное с дидактическими заданиями)

Звучит музыкальное сопровождение, выходят авторы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Автор (взрослый):

- Здравствуйте, мои друзья,

Расскажу вам сказку я.

Не про лисоньку удалую,

Не про рыбку золотую,

Про Аленку и Ванюшку

И про Машу - их подружку.

Автор (ребенок):

-Эту сказку знаем мы

Под названьем «Гуси–лебеди».

Ты садись дружок удобней,

Ведь рассказ наш  будет долгий.

Из домика под музыку выходят мамы и дети.

Мама  (Аленки):

Мы на ярмарку пойдем,
К вечеру нас ждите.
Остаетесь вы втроем,
Сильно не шалите!

Мама  (Маши и Вани):

-За Ваняткой присмотри,
Ты уже большая.

За ворота не ходите.
Слышишь, запрещаю!

Мама  (Аленки):

-У купцов из дальних стран
Купим вам обновы.
Маше - шелк на сарафан,
Ване - пояс новый!

Умницею, дочка, будь
Отправляемся мы в путь.

Мама (Маши и Вани):

- Ваня, Машу слушай!

Мамы идут к лесу и скрываются за деревьями. Дети  садятся у дома.

Маша (зевая):

-Ох, и скучно у ворот
Мне сидеть без дела.
Как  к девчонкам в хоровод
Я б  пойти хотела!

Алена: 

-Отлучимся -ка на часок,
Мама не узнает.

Посмотри-ка, петушок
Над тобой летает! (
дает Ване  петушка на палочке.)

Маша:

-Мы пошли, а ты сиди
Смирно под окошком.
Никуда не уходи
И не мучай кошку.

Ваня берет петушка, а Маша и Алена  идут к детям в зале.

Автор:

-За рекою круглый год
Водят люди хоровод.
А как песню запоют,
Ноги сами в пляс идут!

Где девчонки молодые?                                                                                                                     Где вы парни удалые?                                                                                                                    Приходите поскорей,
С вами будет веселей!

Звучит народная хороводная музыка, дети становятся в круг.

Речевая хороводная игра «Дударь».

( Дети водят хоровод вокруг одного ведущего -Дударя, приговаривая слова: «Дударь, дударь,  дударище! Старый, старый старичище! Едет Дударь на базар покупать большой товар. Дударь, Дударь, что купить?». Дударь отзывается: « Самое… (холодное, сладкое, твердое и т.д.». Дети предлагают подходящий товар,  Дударь выбирает нужное слово  у одного человека и выводит его в круг. Этот  человек и становится следующим Дударем.)

                                                                                                                                         

Маша и Алена водят хоровод и садятся на стульчики вместе с детьми – зрителями. Из-за избушки  выглядывает Баба-Яга.

Баба-Яга:

- А мальчишка - ничего,
закачу пирушку!
Гуси,  эй! Хватай его,
и  ко мне в избушку!

Баба-Яга прячется.

 Ваня: 

-Возле дома целый день я сестрицу жду
Уморился, утомился, сяду, подремлю (засыпает).

Под тревожную музыку влетают гуси, кружат около Вани, останавливаются.

Первый гусь-лебедь (взрослый):
-Здравствуй, Ванечка, дружок! 
Хочешь прокатиться?


Второй гусь-лебедь (взрослый):
-Выходи к нам на лужок,

Будем веселиться!


Третий гусь-лебедь (ребенок):
-Эй, чего ты там сидишь?
Выходи скорее!


Четвертый гусь-лебедь (ребенок):
-Ну, иди же к нам, малыш,
Вместе веселее!

Первый гусь-лебедь:

-Мальчик, хочешь покататься?

Ваня: 

-Одному сидеть мне скучно, должен вам признаться. А куда мы полетим?

Второй гусь-лебедь:

-Вокруг деревни  круг дадим и вернёмся. Полезай, там разберёмся.

 (берут Ваню за руки, улетают под музыку,  бросают перо).

Автор:

-Что случилось? Как же так!                                                                                                               Ванечка такой простак!                                                                                                                 Обманули его гуси,                                                                                                                             Унесли его к бабусе                                                                                                                                    И бабусе непростой.                                                                                                                

Зовут ее Бабой Ягой!

Под музыку возвращаются к избушке Маша и Алена.

   

Алена:

- Надо нам домой спешить,
Чтоб не заругали.
А иначе станут шить                                                                                                                            Сарафан едва ли.


Маша:

- Братец милый, отзовись,
Не пугай сестрицу.
Вправду нет его, кажись.
Что могло случиться?

Маша поднимает перо гуся-лебедя.

Маша (в ужасе):

- Ой, беда-то! Ванечку украли!

Алена:
-
Съест его Баба-Яга. Маша мы пропали!!!

Маша:

-Что  же делать мне теперь,
Что скажу я маме?
Только вышла я за дверь,
Утащили Ваню!
Как теперь его сыскать
Мне на свете белом?
Не простят отец и мать,
Что недоглядела!


Алена:

- Ну, авось не попадем
В лапы к чуду-юду.
Коли братика найдем,
То ругать не будут!

Девочки под музыку делают круг по залу, одновременно  звучат слова автора.

Автор:

-Путь нелегкий предстоит- много испытаний.

 Как бы  девочкам помочь, отыскать бы Ваню.

 Что за аромат плывет? Пироги кто-то печет.

 Глянь-ка печка к нам идет, громко песенку поет.

Появляется печка  и поваренок. Поют песню «Пироги».

Маша :

-Целый день мы  шли сюда -
Сосны все, да ели.
Печка, ты скажи, куда
Гуси полетели?

Печка:

 -Здравствуй, девица краса,

 Отказать тебе должна.

Мне сначала помоги,

А потом уж попроси.

Поваренок:

-Пирожки сгорят вот- вот,

Помоги, пироги нам разбери.

Автор: 

-Ребята, некоторые пироги у печки подгорели у стали твердыми,  но есть пироги  и мягкие. Нам нужно разобрать их в две корзины, твердые пироги в корзинку с синей лентой, а мягкие пироги в  корзину с зеленой лентой. Посмотрите на картинку на пирожке, если первый звук в этом слове мягкий, значит и пирожок мягкий, если же звук твердый-то и пирог твердый. Давайте поможем девочкам разобрать эти пирожки.  ( Дети выполняют задание).

Печка:

-Вот спасибо, вот тропа, тебе туда.

Алёна:

- Спасибо, печенька!

Маша и Алена под музыку делают круг по залу, одновременно  звучат слова автора.

Автор:

-Всем известно много лет

На добро, добром ответ.

По тропинке побежали вскоре снова  заплутали,

Глянь-ка, Яблонька стоит,

Ветки до земли клонит.

Под музыку выходят яблоньки, исполняют танец «Яблонька».

Аленка:

-Целый день мы  шли сюда
Сосны все, да ели.
Яблонька,  скажи, куда
Гуси полетели?

Яблонька:

-Здравствуй, девица-краса,

Отказать тебе должна.

Мне сначала помоги,

А потом уже проси.

Яблонька маленькая:

-Яблоки наши  поспели,

И давно уж перезрели.

Ветки тянут они вниз.

Собери- получишь приз.

Я дорогу покажу, как добраться расскажу.

Автор: (показывает на дерево с дидактическим заданием).

-Нам нужно собрать  все яблоки в корзину. На каждом яблоке написан слог. В корзину можно положить яблоки парами-с одинаковыми  слогами. Каждый из вас может перевернуть только два яблочка за один раз. ( Дети- зрители  выполняют задание).

Яблонька:

- Вот спасибо, вот тропа тебе туда.

Маша и Алена под музыку делают круг по залу, одновременно  звучат слова автора.

Автор:

-Но недолго Алёна и Маша  бежали,

Вскоре дорожку опять потеряли.

Им на счастье речка тут протекает, верную  дорогу она знает.

Под музыку выходят Речки, исполняют танец «Речка».

Маша :

-Целый день мы  шли сюда
Сосны все, да ели.
Реченька,  скажи, куда
Гуси полетели?

Речка:

-Здравствуй, девица-краса,

Отказать тебе должна.

Нам  сначала помоги,

А потом уж попроси.

Мы  речки горные с  водой студёною.

Издалека бежим,  много камней волочим.

Камни тяжёлые в груду сбились,

И в преграду нам превратились.

Речка маленькая:

-Вы девицы  молодые,

Силушки удалые,

Камни с пути уберите,

Будьте  добры, нам  помогите.

 Автор:

-Нам нужно построить мост из дощечек.  Каждая дощечка состоит из двух частей.

На каждой части  представлены предметные картинки, названия которых рифмуются между собой. Найдите слова рифмы, соедините части дощечек и постройте мост

( дети-зрители выполняют задание).

Речка:

-Прямо, Машенька, иди
Вон по той дорожке.
Скоро встретишь на пути
Дом на курьих ножках.

Под музыку речки уходят. Затем звучит тревожная музыка, появляется Баба- яга.

Баба-Яга:

-Гуси-лебеди, ко мне!
Где вас черти носят?

Гуси-лебеди выглядывают из-за кулис.

Гуси (хором):

-Ой, гореть нам всем в огне!
Она  в котел нас бросит!

Баба-Яга:

-Хватит языком трепать,
По делам мне надо.
Глаз с мальчишки не спускать!

Гусь-лебедь (из за кулис):

-Услужить мы рады!

Баба-Яга дает Ванечке печатный пряник.

Баба-Яга:

-Скушай, Ванечка-сынок,
Пряничков печатных.
Нагуляй скорей жирок,
Будешь - ужин знатный!

Маша (в сторону):

-Что удумала Яга,
Съесть братишку хочет!

Баба-Яга (избушке):

-Эй, куриная нога,
Жди хозяйку к ночи!

Выходят гуси-лебеди.

Второй гусь-лебедь (первому):

-Ваньку погоняем?

Первый гусь-лебедь:

- Лучше полетим в луга,
Девчонок  попугаем!

Второй гусь-лебедь:

- Не ровен час, убежит,

Как бы нас не съели.

Первый гусь-лебедь:

-Что, боишься? Хвост дрожит?

Второй гусь-лебедь:

- Ладно, полетели!

Гуси-лебеди скрываются за деревьями. Ванечка оглядывается. Бросает пряник и начинает плакать.  Маша и Алена подходят к Ване.

Маша:

-Ути, маленький, не плачь,
Мы домой вернемся.
Мамка испечет калач,
Сливочек напьемся!


Аленка:

- Папка с ярмарки несет
Для тебя сапожки,
И с тобою нас спасет
Он от Бабки-Ешки!

 Хватает братца,  бегут под музыку.

Через некоторое время выходит Баба-Яга и идет к своей избушке.

Баба-Яга:

-Растоплю сейчас я печь,
Будет ужин знатный!
Только сжарить иль испечь,
Ваньку, не понятно!

Баба-Яга оглядывается и обнаруживает пропажу.

Баба-Яга (грозно):

-Гуси-лебеди, сюда!
Где вас носят черти?

Перепуганные гуси-лебеди выглядывают из-за деревьев.

Второй гусь-лебедь:

-Ой! Беда, беда, беда!
Ой, предаст нас смерти!

Баба-Яга:

-Всем в погоню! Разыскать
И вернуть обратно!
А не то вас ощипать
Я велю! Понятно?
Далеко им не уйти,
Солнышко садится!
Коль не сможете найти,
В супе вам вариться! (уходит).

Маша:

-Речка-матушка,помоги.
От погони защити!

Маша с Ванечкой прячутся под тканью. Гуси-лебеди подбегают и начинают оглядываться.

Второй гусь-лебедь:

-Только что же были здесь
И куда девались?

Первый гусь-лебедь:

-Видно, побежали в лес,
Значит, испугались!

Гуси-лебеди исчезают за речкой. Тут же из-за нее появляются Маша с Ванечкой.

Маша (с поклоном):

-Речка-матушка, тебе
От души спасибо!

Маша с Ванечкой снова выбегают из-за деревьев и бегут к яблоне.

Алена :

- Яблонька, помоги
От погони защити!

Яблоня:

- Прячьтесь за веточки.

Из-за деревьев появляются гуси-лебеди.

Маша с Ванечкой прячутся за яблоней. Гуси-лебеди подбегают и начинают оглядываться.

Второй гусь-лебедь:

-Только что же были здесь

И куда девались?

Первый гусь-лебедь:

-Видно, убежали в лес!

Значит, испугались!
Гуси-лебеди исчезают за яблоней. Тут же из-за нее появляются Маша с Ванечкой.

Маша (с поклоном):

-Свет мой яблонька, тебе
До земли поклон мой!

Яблоня исчезает. На ее месте появляется печка. Маша с Ванечкой снова выходят из-за деревьев справа и бегут к ней.

Маша:

-Печка, помоги!

Печка:

- Прячься за меня.

Из-за деревьев появляются гуси-лебеди.

Второй гусь-лебедь:

-Только что же были здесь
И куда девались?

Первый гусь-лебедь:

-Видно, убежали в лес!
Значит, испугались!

Маша с Ванечкой прячутся за печкой.

Гуси-лебеди исчезают за печкой. Тут же из-за нее появляются Маша с Ванечкой.

Маша (с поклоном):

-Печенька, вовек тебе
Буду благодарна!

Дом Маши и Ванечки. Из-за деревьев выбегает Маша с Ванечкой и бежит к крыльцу.

Маша:

-Ох, успели дотемна!
Мама не узнает.
Точно уж теперь она
Нас не заругает!

Из-за деревьев появляются взрослые . Маша и Ванечка бросаются им на шею Рассматривают покупки.

Гуси-лебеди (хором):

-Нас к себе возьмите жить.
Нет у нас бабуси!
Будут дом ваш сторожить
четыре веселых гуся!

Мама:

- Оставайтесь, так и быть!
Чур, не баловаться!
А не то Яге скормить
Вас придется, братцы!

Аленка:

-Гуси-гуси!

Гуси-лебеди (хором):

-Га-га-га!

Маша:

Есть хотите?

Гуси-лебеди (хором):

Да-да-да!

Маша:

-Ну, тогда во двор идите,
Там найдется вам еда!

 Автор:

-Сказка тут для всех кончается,
И сюжет наш завершается!
Мы желаем всем ребятам
Быть послушными всегда,
И тогда беда любая
Никогда вам не страшна!
Главное в семье ведь дружба
И понять вам это нужно!

Отзывы зрителей  и участников:

 «Спасибо, что пригласили меня играть  в спектакле с моим сыном Пашей. Паша всегда отличался стеснительностью и замкнутостью. Он раскрылся как актер, стал смелее и, самое главное, просит играть еще дальше в других сказках. Я этому очень рада.»  

Бирюкова Мария (мама Бирюкова Паши).

«Мне очень понравилось участвовать в спектакле с моей дочерью Ксенией. Это нас очень сблизило. Мы сами готовили костюмы, репетировали дома, даже показывали родственникам наш танец. Это для меня очень важно. Кроме того, мне были интересны речевые задания, которые я могу использовать и самостоятельно в работе с Ксенией дома»

Яремчук А.А.

Отзывы логопедов города: «Молодцы! Очень позитивное, полезное мероприятие! Хорошо, что такое активное участие родителей. Очень интересный прием-участие зрителей в сказке и их реальная помощь героям»

Специалисты Ленинского района г. Красноярска.

«Большое спасибо, очень понравилась работа родителей и детей. Спасибо организаторам и постановщикам спектакля. Интересна совместная работа детей и родителей, вовлечение в работу зрителей. Интересны речевые приемы и игры»

Логопеды Свердловского района, г. Красноярска

«Очень понравилась идея детско-родительского спектакля. Дети очень старались. Молодцы! Особенно понравились Маша и Аленка»

Логопед Советского района, г. Красноярска.

Фотоотчет:

 

 Яблоньки танцуют.

Зрители помогают яблонькам собрать урожай.

Выход речки.

Зрители собрали мост, чтобы помочь героям перебраться через реку.

Баба-яга и Ванюшка.

«Не бойся ,Ваня, мы тебя спасем!»

А вот и гуси лебеди.

Выход Печки и поваренка.

Зрители помогают Печке разложить пирожки по корзинкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий детского спектакля «Гуси - лебеди» по мотивам русской народной сказки

Спектакль-сказка "Гуси-Лебеди" рекомендован для постановки с дошкольниками со средней группы. Текст сценария авторский. Музыкальное сопровождение - это русская народная музыка, которое педагоги и музы...

Сценарий детского спектакля "Гуси-лебеди"

сценарий спектакля для подготовительной группы "Гуси-лебеди" по мотивам русской народной сказки....

Афиша спектакля "Гуси - лебеди"

Афиша спектакля "Гуси - лебеди"...

Программка спектакля "Гуси - лебеди" стр.1

Программка спектакля "Гуси - лебеди" стр.1...

сценарий детско-родительского спектакля "Гуси-лебеди"

сценарий спектакля для детей речевой подготовительной группы, актеры: дети и их родители, зрители-активные участники спектакля....