ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья по логопедии на тему

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности [3].  

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей - усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. При усвоении предложных форм дети правильно употребляют в речи все простые и сложные предлоги, свободно используя их в своих высказываниях. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Таким образом, к школьному возрасту ребёнок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребёнку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка [5].

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями.

Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Следует различать грамматические и лексические значения. Лексическое значение слова дает представление о каком-то элементе действительности, его свойствах, признаках, состоянии. Грамматическое значение, либо выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям [1].  

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей [2].

В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи [1].

В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К.Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи [1].

Основополагающее зна        чение для понимания особенностей освоения грамматического строя дошкольниками имеют работы А.Н. Гвоздева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.М. Шахнаровича и др.

В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматической компетенции у дошкольников включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение по родам, числам, падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым.

В работах А. Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи.

  • I период — период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес);
  • II период — период усвоения грамматической структуры предложения (1 г.10 мес. — 3 года);
  • III период - период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет) [2].  

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослым и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия [4].

В процессе занятий с грамматическим содержанием, дошкольников обучают тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения: согласованию прилагательных и местоимений с существительными (особенно среднего рода и неизменяемыми) в роде; образованию трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных родительного падежа множественного числа и др. Однако не все трудные грамматические формы и категории подлежат усвоению на занятиях [3].

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих [1].  

Как правило, они организуются на том же самом программном содержании, что и обязательные коллективные занятия, и имеет целью закрепление пройденного с учетом индивидуальных особенностей. Вместе с тем иногда следует проводить игры и упражнения на материале, который еще только будет включен в коллективное занятие. В таких случаях могут преследоваться две цели: подготовить к предстоящей работе отдельных детей, чтобы они чувствовали себя увереннее на занятии, и постепенно подводить воспитанников к новым для них формам работы.

При отборе материала для игр важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто заимствовали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения [1].

Проанализировав речь детей были обнаружены нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами.  Были выявлены затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Нарушения были обусловлены недоразвитием у детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры.

Данные диагностического исследования определили содержание и методику обучения.

Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи дошкольников освещены в ряде научных и научно-методических трудов [1,2,4].  

Задачи этого раздела можно рассматривать в трех направлениях:

  • освоение морфологической системы родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам);
  • овладение синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;
  • сообщение знаний о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Выделение этих направлений способствует осознанию языковых процессов. Однако их разграничение является условным, так как в процессе работы формирования грамматического строя речи указанные направления тесно взаимосвязаны.

При разработке данной методики были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные Н.С. Жуковой, А.Н. Гвоздевым, Ушаковой, Д. Б. Элькониным, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской, А.М. Шахнаровичем, Лалаевой Р.И. и др.

Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, программы детского сада, контингента  детей. 

Объем грамматических навыков обобщения можно представить следующим образом:

В морфологии.

Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм существительных, показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.

Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа, правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени.

Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.

Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными.

В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги.

Несколько примеров игр для формирования морфологической стороны речи: «Опиши картинку», «Разложи картинки», «А что у тебя?», «Чего нет у Тани?», «Один и много», «Кто что умеет делать», «Кто больше назовет действий», «Где что можно делать» и др.

В словообразовании.

Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.

Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направления движения (ехал – поехал – выехал).

Несколько примеров игр для формирования словообразования: «Назови ласково», «Что для чего?», «Кто у кого?», «Назвать животных парами», «Правильно назови детенышей животных», «Два брата ИК и ИЩ», «Измени слово по аналогии», «Назови профессии», «Как назвать того, кто...?», «Чем отличаются слова?», «Найди отличия» (дифференциация глаголов с приставками), «Добавь слово, обозначающее действие», «Чьи хвосты?», «Правильно назови листья», «Что из чего сделано?», «Сравните предметы и закончить предложения», «Ответь на вопрос «Как?».

В синтаксисе.

Детей обучали способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные, обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.

Несколько примеров игр на формирование синтаксической стороны речи: «Подбери слова» (согласования существительного с прилагательным в роде и числе), «Ответь на вопрос» (прослушивание предложений и составление ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов), «Размытое письмо», «Закончи фразу» (составление сложных предложений путем добавления придаточных предложений), «Один начинает – другой продолжает», «Закончи предложение» (построение предложений с глаголами сослагательного наклонения), «Составь рассказ» (по графической схеме).

В результате проведенной работы у детей наблюдалась положительная динамика в выполнении заданий по формированию грамматического строя речи.

Таким образом, к школьному возрасту дети овладели в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является высоким, что позволит детям в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

Использованная литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 400с.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Изд. «Литур», 2003. – 320с.

4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.- СПб.: СОЮЗ, 2001. – 151 с.

5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2004.- 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у д...

Описание конкурсной инициативы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» (Городской конкурс педагогических достижений «Педагог новой школы»)

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать НОД по речевому развитию привлекательной и по-настоящему современной, что способно повыс...

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...