Описание конкурсной инициативы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» (Городской конкурс педагогических достижений «Педагог новой школы»)
методическая разработка (развитие речи) по теме
Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать НОД по речевому развитию привлекательной и по-настоящему современной, что способно повысить эффективность и качество образования дошкольников, позволит значительно сэкономить рабочее время педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost.docx | 39.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развитии. Практический опыт показывает, в старшем дошкольном возрасте небольшое число детей справляются с этой задачей. Эти умения формируются медленно.
Внедрение эффективных методов и современных средств обучения детей в ДОУ может разрешить эту проблему. Одним из перспективных таких средств является использования ИКТ.
Инновационная направленность: информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка.
Практическая значимость: соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать НОД по речевому развитию привлекательной и по-настоящему современной, что способно повысить эффективность и качество образования дошкольников, позволит значительно сэкономить рабочее время педагога.
Актуальность и практическая значимость исследования обозначенной проблемы определили цель педагогического опыта: формирование грамматических навыков системой информационно-коммуникативных средств обучения, обеспечит равные стартовые возможности дошкольников для последующего обучения в начальной школе.
Ожидаемые результаты: повышение качества образовательного процесса; формирование эмоционально-мотивационного и исполнительского звена речевой деятельности детей.
Для реализации поставленной цели и достижения ожидаемых результатов спроектированы следующие задачи, которые необходимо рассматривать в трех направлениях (морфология, синтаксис, словообразование):
- помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам), используя ИКТ;
- в увлекательной форме, сочетая дидактические традиционные средства и ИКТ учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте (овладение синтаксической стороной);
- посредством компьютерных презентаций знакомить детей с некоторыми нормами образования форм слов – словообразования;
- средствами ИКТ формировать положительную мотивацию к образовательному процессу;
- воспитывать критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь;
- в занимательной форме развивать психическую базу речи (восприятие, внимание, память, мыслительные процессы).
Главная идея опыта – гармоничное сочетание современных технологий с традиционными средствами обучения на занятиях для развития грамматического строя речи у старших дошкольников.
Для успешного решения поставленных задач создана развивающая среда:
- стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проигрыватель Windows Media. В ДОУ имеется медиапроектор, создается медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, а также разработанных педагогами;
- текстовая информация (рекомендации для родителей, конспекты занятий, стихи и т.п.);
- звуковая (аудио) - мелодии без слов, песни, звуки природы, голоса животных и птиц, звукоподражания;
- слайд – шоу (презентации игровых занятий).
Для формирования грамматического строя речи у дошкольников использую: Игровые упражнения: такие как, «Волшебная палочка», которая умеет увеличивать предметы в количестве – много варежек, много апельсинов. С помощью «волшебной палочки всё может и исчезать: нет варежек, апельсинов, берёзок.
Творческие задания с целью активизации познавательной и речевой активности, которые требуют от детей самостоятельности, активной речевой деятельности: подбирая имена существительные к слову мой, ребенок называет слово фонарик. Средством самоконтроля является составление словосочетания: моя ботинки. Грамотно это сказано?»
Наглядное моделирование (схемы, пиктограммы, символы) Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Игра «Семья». Ребёнку предлагается задание: выбрать карточку и, опираясь на пиктограммы, которые показывает педагог, образовать нужное слово.
-Согласование существительного и числительного.
-Согласование в роде, числе и падеже.
-Образование сложных слов.
Компьютерные презентации в сочетании с дидактическими средства для обучения изменению слов по родам, числам, падежам.
Компьютерная презентация дает возможность ребенку в занимательной форме выполнить задание - найти нужную, с его точки зрения, форму.
Работа над синтаксисом включает построение различных типов предложений. В игре «Чей? Чья? Чьи?» дети знакомятся с различными падежными конструкциями, на основе словосочетаний предлагается детям самим придумать предложения.
Грамматика - материал сложный. Здесь очень важно придерживаться правила: учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Достижение желаемого образовательного эффекта в более короткие сроки происходит на медиазанятиях. Организация НОД с ИКТ побуждает детей к речевой деятельности, стимулирует речевую активность, создает интерес к занятию с первых минут и удерживает этот интерес на всём его протяжении. В процессе НОД с ИКТ речь является средством мыслительных действий, и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.
В работе с детьми по формированию грамматического строя речи самостоятельно разрабатываю, а также заимствованные из интернет-ресурсов мультимедийные презентации, которые несут обучающий и развивающий характер.
Представленные ЦОР: развивающие упражнения по теме «Дикие животные» (http://viki.rdf.ru)
- д/и «Кого зовёт мама?» -формировать умение изменять слова по падежам, усвоение категорий родительного падежа,
- д/и «Заколдованные картинки» - формирование навыков словообразования приставочным способом, усвоение категорий родительного падежа,
- д/и «Прятки» - формирование навыков образования притяжательных прилагательных.
Данные упражнения с грамматическим содержанием эффективно использую в процессе НОД:
- как часть НОД по развитию речи;
- по ознакомлению с природой;
- по ознакомлению с окружающим миром.
Эти медиаигры успешно используем в образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов.
Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками по формированию грамматического строя речи позволяет:
- Создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями.
- Стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта.
- Сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей.
- Разнообразить дидактический материал (яркий, динамичный).
- Проводить работу систематически в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах, индивидуально и в подгруппах.
- Развивать и совершенствовать креативные качества педагога, рост уровня его профессиональной компетентности.
Об эффективности говорят следующие позитивные факторы: у воспитанников повышается мотивация к учебной деятельности на занятии за счет привлекательности мультимедийных эффектов: движения, звук, мультипликация; сформированность у детей стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения; осуществляется более тесное взаимодействие с родителями, теперь многие из них используют диск с презентациями для занятий с детьми дома. Это помогает закрепить знания, полученные детьми на занятиях.
Безусловно, информационно-коммуникационные средства обучения повышают эффективность работы педагога по формированию грамматических навыков, стимулируя эмоционально-мотивационное звено речевой деятельности дошкольников.
Вывод:
Неоспоримым преимуществом информационно – коммуникационных технологий является
1) формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
2) повышение самооценки ребенка (если поощрение ребенка за выполненное задание исходит от компьютерных героев или в виде звуковых эффектов).
Безусловно, информационно-коммуникативные средства обучения повышают эффективность работы педагога по формированию грамматических навыков, стимулируя эмоционально-мотивационное звено речевой деятельности дошкольников. При условии систематического использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность.
Следовательно, использование ИКТ в системе речевого развития даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Этапы создания опыта
1 этап ИНФОРМАЦИОННЫЙ 2008 – 2009 уч.г.
- Изучение современного состояния проблемы «Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ.
- Поиск, отбор и систематизация научно-теоретического материала по заявленной проблеме.
- Изучение имеющегося практического опыта педагогов по применению ИКТ в работе с дошкольниками.
Итог:
- Анализ научно-теоретического материала и практического опыта педагогов по использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ.
2 этап ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ 2009 – 2011 уч.г.
- Проведение стартовой диагностики уровня сформированности грамматического строя речи детей старшей группы (методика О.С. Ушаковой).
- Разработка занятий-презентаций, слайд-шоу к конспектам занятий.
- Оформление практического материала. Создание развивающей среды в соответствии с темой
педагогического опыта.
- Проведение с детьми занятий по теме педагогического опыта.
Итог:
- Обобщен, систематизирован и пополнен имеющийся материал по использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ.
- Разработаны презентации к занятиям по теме исследования.
- Повышение уровня речевого развития дошкольников.
- Создана развивающая среда:
- использование стандартных программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проигрыватель Windows Media. В ДОУ имеется медиапроектор, создается медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих развивающую информацию;
- текстовая информация (консультации, рекомендации для родителей, сценарии, стихи и т.п.);
- звуковая (аудио) - мелодии без слов, песни, звуки и звукоподражания;
- слайд – шоу (презентации игровых занятий);
3 этап ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ 2012 г.
- Подведение итогов работы по теме опыта.
- Оформление результатов – разработка методических рекомендаций по теме опыта.
Итог:
- Выступление с итогами исследования на педагогическом совете, городских и областных методических мероприятиях.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Направленияработыпоформированию
грамматическогострояречисиспользованиемИКТ
В процессе НОД | В процессе режимных моментов |
Ознакомление с окружающим Звуковые эффекты, наглядные модели, схемы, игры-презентации Формат Word, PowerPoint, проигрыватель Windows Media ФЭМП Наглядные модели, схемы, игры-презентации Формат Word, PowerPoint Экология Звуковые эффекты, наглядные модели, схемы, игры-презентации Формат Word, PowerPoint, проигрыватель Windows Media Специальные занятия Пособия и презентации, формирующие навыки словообразования, словоизменения Формат Word, PowerPoint Занятия по речевому развитию Пособия и презентации, формирующие навыки словообразования, словоизменения Формат Word, PowerPoint ИЗО Звуковые эффекты, наглядные модели, схемы, игры-презентации Формат Word, PowerPoint, проигрыватель Windows Media | Утро- Звуковые эффекты, наглядные модели, схемы, игры-презентации формирующие навыки словообразования, словоизменения Формат Word, PowerPoint, проигрыватель Windows Media Прогулка- Звуковые эффекты, наглядные модели, схемы, игры-презентации формирующие навыки словообразования, словоизменения Формат Word, PowerPoint, проигрыватель Windows Media Индивидуальная коррекционная работа по заданию уч.- логопеда II половина дня- Звуковые эффекты, наглядные модели, схемы, игры-презентации формирующие навыки словообразования, словоизменения Формат Word, PowerPoint, проигрыватель Windows Media |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма работы по формированию грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте
Система работы по формированию граматического строя речи в старшем дошкольном возрасте (для работы с детьми с ОНР и нормой речевого развития)...
формирование грамматического строя речи у старших дошкольников
консультация...
Практико-значимый проект "Педагогическое сопровождение процесса формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР"
Практико-значимый проект...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в р...
Система работы по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактического пособия «Волшебное дерево»
Система работы по формированию грамматического строя речи....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (формирование грамматического строя речи) в старшей группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо развитию речи(формирование грамматического строя речи)в старшей группеТема: «Путешествие в волшебный лес»Задачи:Воспитательные...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (формирование грамматического строя речи) в старшей группе «Путешествие в волшебный лес»
Воспитательные задачи:- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, заниматься; умение слушать друг друга; бережное отношение к обитателям живой природы.Образовательные...