Описание конкурсной инициативы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» (Городской конкурс педагогических достижений «Педагог новой школы»)
методическая разработка (развитие речи) по теме

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать НОД по речевому развитию привлекательной и по-настоящему современной, что способно повысить эффективность и качество образования дошкольников, позволит значительно сэкономить рабочее время педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost.docx39.8 КБ

Предварительный просмотр:

        Актуальность

       Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развитии. Практический опыт показывает, в старшем дошкольном возрасте небольшое число детей справляются с этой задачей. Эти умения формируются медленно.

     Внедрение эффективных методов и современных средств обучения детей в ДОУ может разрешить эту проблему. Одним из перспективных таких средств является использования ИКТ.

    Инновационная направленность: информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка.

    Практическая значимость: соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать НОД по речевому развитию привлекательной и по-настоящему современной, что способно повысить эффективность и качество образования дошкольников, позволит значительно сэкономить рабочее время педагога.

      Актуальность и практическая значимость исследования обозначенной  проблемы определили цель педагогического опыта: формирование грамматических навыков системой информационно-коммуникативных средств обучения, обеспечит равные стартовые возможности дошкольников для последующего обучения в начальной школе.

      Ожидаемые результаты: повышение качества образовательного процесса; формирование эмоционально-мотивационного и исполнительского звена речевой деятельности детей.        

Для реализации поставленной цели и достижения ожидаемых результатов  спроектированы следующие задачи, которые необходимо  рассматривать в трех направлениях (морфология, синтаксис, словообразование):

  1. помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам), используя ИКТ;
  2. в увлекательной форме, сочетая дидактические традиционные средства и ИКТ  учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте (овладение синтаксической стороной); 
  3. посредством компьютерных презентаций знакомить детей с некоторыми нормами образования форм слов – словообразования;
  1. средствами ИКТ формировать положительную мотивацию к образовательному процессу;
  2. воспитывать критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою  речь;
  3. в занимательной форме развивать психическую базу речи (восприятие, внимание, память, мыслительные процессы).

     Главная идея опыта – гармоничное сочетание современных технологий с традиционными средствами обучения  на занятиях для развития грамматического строя речи у старших дошкольников.

Для успешного решения поставленных задач создана развивающая среда:

  1.  стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проигрыватель Windows Media. В ДОУ имеется медиапроектор, создается медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, а также разработанных педагогами;            
  2. текстовая информация (рекомендации для родителей, конспекты занятий, стихи и т.п.);
  3. звуковая (аудио) - мелодии без слов, песни, звуки природы, голоса животных и птиц, звукоподражания;
  4. слайд – шоу (презентации игровых занятий). 

         Для формирования грамматического строя речи у дошкольников использую:                      Игровые упражнения: такие как, «Волшебная палочка», которая умеет увеличивать предметы в количестве – много варежек, много апельсинов. С помощью «волшебной палочки всё может и исчезать: нет варежек, апельсинов, берёзок.            

 Творческие задания  с целью активизации познавательной и речевой активности, которые требуют от детей самостоятельности, активной речевой деятельности: подбирая имена существительные к слову мой, ребенок называет слово фонарик. Средством самоконтроля является составление словосочетания: моя ботинки. Грамотно это сказано?»

Наглядное моделирование (схемы, пиктограммы, символы) Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Игра «Семья». Ребёнку предлагается задание: выбрать карточку и, опираясь на пиктограммы, которые показывает педагог, образовать нужное слово.

-Согласование существительного и числительного.

-Согласование в роде, числе и падеже.

-Образование сложных слов.

Компьютерные презентации в сочетании  с дидактическими средства для обучения изменению слов по родам, числам, падежам.  

Компьютерная презентация дает возможность ребенку в занимательной форме выполнить задание - найти нужную, с его точки зрения, форму.

          Работа над синтаксисом включает построение различных типов предложений. В игре «Чей? Чья? Чьи?» дети знакомятся с различными падежными конструкциями, на основе словосочетаний предлагается детям самим придумать предложения.

   Грамматика - материал сложный. Здесь очень важно придерживаться правила:  учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Достижение желаемого образовательного эффекта в более короткие сроки происходит  на медиазанятиях. Организация НОД с ИКТ побуждает детей к речевой деятельности, стимулирует речевую активность, создает интерес к занятию с первых минут и удерживает этот интерес на всём его протяжении. В процессе НОД с ИКТ речь является средством мыслительных действий, и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.

   В  работе с детьми по формированию грамматического строя речи  самостоятельно разрабатываю, а также заимствованные из интернет-ресурсов  мультимедийные презентации, которые несут обучающий и развивающий характер.

   Представленные ЦОР:  развивающие упражнения по теме «Дикие животные»  (http://viki.rdf.ru)

- д/и «Кого зовёт мама?» -формировать умение изменять слова по падежам, усвоение категорий родительного падежа,

- д/и «Заколдованные картинки» - формирование навыков словообразования  приставочным способом, усвоение категорий родительного падежа,

- д/и «Прятки» - формирование навыков образования  притяжательных прилагательных.

     Данные упражнения с грамматическим содержанием  эффективно использую в процессе НОД:  

  1. как часть НОД по развитию речи;
  2. по ознакомлению с природой;
  3. по ознакомлению с окружающим миром.

     Эти медиаигры успешно используем в образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов.

     Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками по формированию грамматического строя речи позволяет:

  1. Создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями.
  2. Стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта.
  3. Сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей.
  4. Разнообразить дидактический материал (яркий, динамичный).
  5. Проводить работу систематически в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах, индивидуально и в подгруппах.
  6. Развивать и совершенствовать креативные качества педагога, рост уровня его профессиональной компетентности.

Об эффективности говорят следующие позитивные факторы: у воспитанников повышается мотивация к учебной деятельности на занятии за счет привлекательности  мультимедийных эффектов: движения, звук, мультипликация; сформированность у детей стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения; осуществляется более тесное взаимодействие с родителями, теперь многие из них используют диск с презентациями  для занятий с детьми дома. Это помогает закрепить знания, полученные детьми на занятиях.

       Безусловно, информационно-коммуникационные средства обучения повышают эффективность работы педагога по формированию грамматических навыков, стимулируя эмоционально-мотивационное звено речевой деятельности дошкольников.

Вывод:

     Неоспоримым преимуществом информационно – коммуникационных технологий является

1)  формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

2) повышение самооценки ребенка (если поощрение ребенка за выполненное задание исходит от компьютерных героев или в виде звуковых эффектов).

    Безусловно, информационно-коммуникативные средства обучения повышают эффективность работы педагога по формированию грамматических навыков, стимулируя эмоционально-мотивационное звено речевой деятельности дошкольников. При условии систематического использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность.

    Следовательно, использование ИКТ в системе речевого развития даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики.

                                                                                                                             

                                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Этапы         создания опыта

1 этап ИНФОРМАЦИОННЫЙ 2008 – 2009 уч.г.

  1. Изучение современного состояния проблемы «Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ.
  2. Поиск, отбор и систематизация научно-теоретического материала по заявленной проблеме.
  3. Изучение имеющегося практического опыта педагогов по применению ИКТ в работе с дошкольниками.

Итог:

  1. Анализ научно-теоретического материала и практического опыта педагогов по использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ.

2 этап ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ 2009 – 2011 уч.г.

  1. Проведение стартовой диагностики  уровня сформированности грамматического строя речи детей старшей группы (методика О.С. Ушаковой).
  2. Разработка занятий-презентаций, слайд-шоу к конспектам занятий.
  3. Оформление практического материала. Создание развивающей среды в соответствии  с  темой  

        педагогического опыта.

  1. Проведение с детьми занятий по теме педагогического опыта.

Итог:

  1. Обобщен, систематизирован и пополнен имеющийся материал по использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ.
  2. Разработаны презентации к занятиям по теме исследования.
  3. Повышение уровня речевого развития  дошкольников.
  4. Создана развивающая среда:

- использование стандартных программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проигрыватель Windows Media. В ДОУ имеется медиапроектор, создается медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на   сайтах, содержащих  развивающую информацию;            

     - текстовая информация (консультации, рекомендации для  родителей, сценарии, стихи и т.п.);

     - звуковая (аудио) - мелодии без слов, песни, звуки и  звукоподражания;

     - слайд – шоу (презентации игровых занятий);

3 этап ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ 2012 г.

  1. Подведение итогов работы по теме опыта.
  2. Оформление результатов – разработка методических рекомендаций по теме опыта.

Итог:

  1. Выступление с итогами исследования  на педагогическом совете, городских и областных методических мероприятиях.

                                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Направленияработыпоформированию

грамматическогострояречисиспользованиемИКТ

В процессе НОД

В процессе режимных моментов

Ознакомление с окружающим            

Звуковые эффекты, наглядные модели, схемы, игры-презентации                      Формат Word, PowerPoint, проигрыватель Windows Media

ФЭМП                                                

 Наглядные модели, схемы, игры-презентации                                                 Формат Word, PowerPoint

Экология                                               Звуковые эффекты, наглядные модели, схемы, игры-презентации                    Формат Word, PowerPoint, проигрыватель Windows Media 

Специальные занятия              

Пособия и презентации, формирующие навыки словообразования, словоизменения                                     Формат Word, PowerPoint

Занятия по речевому развитию Пособия и презентации, формирующие навыки словообразования, словоизменения                                Формат Word, PowerPoint 

ИЗО                                                              Звуковые эффекты, наглядные модели, схемы, игры-презентации                       Формат Word, PowerPoint, проигрыватель Windows Media

Утро-                                                                                 Звуковые эффекты, наглядные модели, схемы, игры-презентации формирующие навыки словообразования, словоизменения                   Формат Word, PowerPoint, проигрыватель Windows Media 

Прогулка-                                                                              Звуковые эффекты, наглядные модели, схемы, игры-презентации формирующие навыки словообразования, словоизменения                   Формат Word, PowerPoint, проигрыватель Windows Media 

Индивидуальная коррекционная работа по заданию уч.- логопеда

II половина дня-                                          Звуковые эффекты, наглядные модели, схемы, игры-презентации формирующие навыки словообразования, словоизменения                   Формат Word, PowerPoint, проигрыватель Windows Media 

                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы по формированию грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте

Система работы по формированию граматического строя речи в старшем дошкольном возрасте (для работы с детьми с ОНР и нормой речевого развития)...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в р...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (формирование грамматического строя речи) в старшей группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо развитию речи(формирование грамматического строя речи)в старшей группеТема: «Путешествие в волшебный лес»Задачи:Воспитательные...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (формирование грамматического строя речи) в старшей группе «Путешествие в волшебный лес»

Воспитательные задачи:- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, заниматься; умение слушать друг друга; бережное отношение к обитателям живой природы.Образовательные...