Консультация для педагогов «Технология формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

Жеребцова Марина Владимировна

 

В настоящее время в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития различных видов детской деятельности: коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой. В этой связи развитие речи ребенка дошкольного возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 35»

Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Ленина, 206.

Тел/факс 8(86553) 5-57-02, эл. почта – ,

официальный сайт

ОКПО 43369282 ОГРН 1202600001670 ИНН/КПП 2623030977/262301001

Консультация для педагогов

«Технология формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Подготовил:

воспитатель

без кв. категории

Жеребцова М.В.

МБДОУ «Детский сад № 35»

Дата: г.

В настоящее время в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития различных видов детской деятельности: коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой. В этой связи развитие речи ребенка дошкольного возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

В дошкольных учреждениях ведётся последовательная и систематическая работа по морфологии, так как на протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство морфологической стороны речи. Морфологические ошибки связаны с не нормативным образованием форм слов и употребление частей речи. В целях всестороннего развития ребёнка и правильного сочетания грамматических категорий, нужно обучать их правильному формированию слов с помощью дидактических игр и игр упражнений.

По мнению ученых педагогов, грамматические ошибки в речи детей дошкольного возраста часто свидетельствуют о том, что процесс усвоения грамматических значений идет нормально, ребенок усвоил саму идею о наличии в его родном языке грамматических значений и овладевает ими в меру педагогического таланта своих воспитателей и взрослых, окружающих его в семье, предоставляющих в его распоряжение образцы грамматических форм, которым он подражает.

Так же у детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т.е. то, что не ясно по значению.

Трудности и постепенность усвоения грамматического строя можно объяснить несколькими причинами:

  • особенностями возраста,
  • закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи,
  • сложностью грамматической системы, особенно морфологии, ребята плохо усваивают многообразие образования грамматических форм.

Дидактические игры по грамматике можно разделить на три группы: игры и упражнения на словоизменения, игры и упражнения на словообразование и на совершенствование синтаксической стороны речи. Каждая из групп имеет свои подвиды игр, которые и ложатся в основу работы по формированию грамматически правильной речи детей дошкольного возраста.

Таблица 1

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи

Игры и упражнения по формированию морфологического строя речи

Игры и упражнения по формированию синтаксического строя речи

Игры и упражнения на словоизменения

Игры и упражнения на словообразование

Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи

согласование прилагательных с существительными в роде и числе и падеже

образование названий детенышей животных

построение предложений разных типов

употребление имен существительные в разных падежах

образование названий профессий

употребление простых предлогов

образование названий посуды, орудий труда, транспорта

Согласование числительных с именами существительными в роде, падеже, числе.

образование однокоренных слов

употребление несклоняемых существительных

употребление глаголов

Классификация грамматических игр.

Игры и упражнения на словоизменение

С помощью этих дидактических игр:

  • учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа (игры: "Чего не стало?": ленточки − ленточек, карандаши – карандашей, помидоры – помидоров; "Чего не хватает кукле?": шапки, варежек, брюк и т.п.).
  • обращают внимание на неизменяемые слова типа пальто, кофе, радио, кенгуру (игры "Ателье", "Кафетерий" и др.)
  • учат правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. (игры и упражнения: "Какой, какая, какое?", "Кто что делает?", "Отгадай, что это?", "Расскажи о предмете").
  • учат различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Дошкольников учат правильно употреблять категорию рода глаголов прошедшего времени (игры "Кто, что делал?", как ты провел выходные"); образовывать форму повелительного наклонения глаголов (игры "Зайка сделай", "Кукла станцуй" и др.). Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых "трудных" глаголов: хотеть, звонить, бежать и др. (игры "Вы хотите? – Мы хотим", "Медвежонок и ослик разговаривают по телефону" и др.). Составляя с глаголами словосочетания и предложения дети учатся строить связные высказывания (упражнение " Закончи предложение", "Что умеют делать звери?" и т.п.)
  • дошкольники учатся образовывать степени сравнения прилагательных («Маленький пакет тяжелый, а большой … тяжелее, синяя лента длинная, а красная ... длиннее").

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе и падеже

Упражнение «Выбери одежду для прогулки»

Цель: согласование прилагательных с существительными.

Ход игры: воспитатель предлагает детям по одному плоскостному изображению одежды для того, чтобы собрать на прогулку куклу Машу.

Воспитатель. Сегодня холодный сырой осенний день. Выберите такую одежду, которая пригодится Маше для прогулки. Подойдите к наборному полотну и «оденьте» Машу. Расскажите, что вы выбрали. Подберите к названию одежды как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?»

Дети выбирают одежду для куклы, подходят к наборному полотну «одевают» куклу и комментируют свои действия.

1-й ребёнок. Я выбрала для Маши теплый нарядный красный комбинезон с капюшоном.

2-й ребёнок. А я взяла для куклы полосатую пушистую шапочку с помпоном.

3-й ребёнок. Я взял желтый шерстяной шарф с кисточками.

4-й ребёнок. А я – жёлтые непромокаемые перчатки.

Воспитатель. Ну вот, а я подобрала Маше подходящую обувь — синие резиновые сапожки на меху, и она готова к прогулке. Мы будем говорить об одежде, о ее деталях, о материалах, из которых ее делают. А для начала ответьте на вопрос, для чего людям нужна одежда.

Дети отвечают на вопрос.

Игра «Художники»

Цель: согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми корзинку, накрытую салфеткой.

Воспитатель. Сейчас вы станете художниками и должны будете представить, что раскрасите картинки, которые достанете из корзинки. Достаете картинку и рассказываете, какого цвета то, что изображено на ней.

Первый ребенок достает одну картинку из-под салфетки и кладет ее перед собой.

1-й ребёнок. Красный помидор.

Второй ребенок достает картинку и кладет ее перед собой.

2-й ребенок. Оранжевая морковь.

Третий ребенок достает картинку и кладет ее перед собой.

3-й ребенок. Жёлтое яблоко.

Четвертый ребенок достает картинку и кладет ее перед собой.

4-й ребенок. Зеленые огурцы.

Первый ребенок достает еще одну картинку и кладет ее перед собой.

1-й ребёнок. Голубые незабудки.

Второй ребенок достает еще одну картинку и кладет ее перед собой.

2-й ребенок. Синий василек.

Третий ребенок достает картинку и кладет ее перед собой.

3-й ребенок. Фиолетовая слива.

Четвертый ребенок достает еще одну картинку и кладет ее перед собой.

4-й ребенок. Желтый одуванчик.

Упражнение «Расскажи, Какой? Какая? Какие?»

Цель: согласование прилагательных с существительными.

Ход игры:

Воспитатель. Выберите каждый по одной картинке. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?» к слову — названию места, нарисованного на картинке.

1-й ребенок. Река красивая, широкая, полноводная, глубокая.

2-й ребенок. Площадь красивая, нарядная, мощеная, главная.

3-й ребенок. Проспект красивый, широкий, прямой, главный.

4-й ребенок. Сад красивый, тенистый, зеленый, тихий.

Воспитатель. Молодцы!

Игра с мячом «Маленькие повара»

Цель: образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Ход игры:

Воспитатель. Давайте представим, что мы с вами собрали богатый урожай. Теперь мы станем поварами и будем готовить вкусные овощные блюда. Я бросаю вам мяч и начинаю предложение, вы ловите мяч и заканчиваете его, образовав словосочетание со словом, отвечающим на вопрос «Какой?» Из картофеля можно приготовить...

1-й ребенок. ...картофельное пюре.

Воспитатель. Из капусты можно приготовить...

2-й ребенок. ...капустные котлеты.

Воспитатель. Из моркови можно приготовить...

3-й ребенок. ...морковную запеканку.

Воспитатель. Из свеклы можно приготовить...

4-й ребенок. ...свекольный салат.

Воспитатель. Вот какой обед приготовили!

Употребление простых предлогов

Игра «Весёлый мотылёк».

Цель: употребления простых предлогов.

Ход игры: воспитатель совершает действия с плоскостным изображением мотылька. Дети комментируют, составляя предложения с предлогами.

Воспитатель. Где сидит мотылек, Настя? Начни ответ со слова мотылек.

1-й ребенок. Мотылек сидит на цветке.

Воспитатель. Откуда вспорхнул мотылек, Денис?

2-й ребенок. Мотылек вспорхнул с цветка.

Воспитатель. Куда спрятался мотылек, Дима?

3-й ребенок. Мотылек спрятался за цветок.

Воспитатель. Где кружится мотылек, Женя?

4-й ребенок. Он кружится над цветком.

Воспитатель. Отлично. Вы все правильно рассказали. Ваши ответы очень понравились мотыльку.

Упражнение «Помоги Пете».

Цель: употребление существительных с предлогами.

Ход игры: воспитатель помещает на магнитную доску большую картинку с изображением детской комнаты, берет в руки плоскостное изображение детских кроссовок с подклеенным к ним магнитом (для того, чтобы картинка хорошо держалась на магнитной доске).

Воспитатель. Познакомьтесь с Петей, он не очень аккуратный мальчик. Сегодня он потерял свои кроссовки. Помогите Пете отыскать их. Для этого вы должны найти кроссовки на картинке и составить предложение, которое начинается со слова кроссовки. Закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед ставит плоскостное изображение кроссовок под кровать.

Воспитатель. Где кроссовки?

1-йребёнок. Кроссовки стоят под кроватью.

Воспитатель. Верно. Вот они. Где они стоят?

Дети. Под кроватью.

Аналогично дети по очереди составляют предложения со словосочетаниями «в шкафу», «на стуле», «у окна». Воспитатель оценивает работу детей.

Игра «Весёлый воробей».

Цель: употребление предлогов.

Ход игры: воспитатель помещает на доску контурные изображения снеговика и воробья.

Воспитатель. Поиграем в игру «Веселый воробей».

Воспитатель помещает воробья на метлу снеговика.

Воспитатель. Сейчас я буду помогать воробью двигаться, а вы будете рассказывать, что делает воробей.

Дети: Воробей сидит на метле.

Воспитатель. Верно.

Воспитатель предлагает детям ещё 2-3 задания, дети составляют предложения с предлогами.

Заключение

Изучив тему по использованию дидактических игр в формировании грамматического строя речи у дошкольников, можно сделать следующие выводы.

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач в развитии речи детей. От правильного подхода взрослого к решению данной задачи зависит не только развитие речи каждого ребенка, но и его общего развития.

Обучение детей грамматике довольно сложный процесс, и он включает в себя не только обучение детей, но и исправление грамматических ошибок, возникающих как следствие особенностей развития грамматической стороны речи дошкольников, так и в результате неправильной работы, неграмотной речи взрослых.

Одним из важнейших средств развития грамматически правильной речи дошкольников является дидактическая игра, которая позволяет педагогу сделать обучение детей интересным и увлекательным, а также включать работу по формированию грамматического строя речи детей в разнообразные направления работы с детьми.

Дидактические игры по грамматике можно разделить на три группы: игры и упражнения на словоизменения, игры и упражнения на словообразование и на совершенствование синтаксической стороны речи. Каждая из групп имеет свои подвиды игр, которые и ложатся в основу работы по формированию грамматически правильной речи детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

ПРОГРАММА По формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений «Занимательная грамматика» для детей 5-6 лет

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возм...

Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактического пособия «Чудо-дерево»

Одним из ключевых аспектов развития ребенка в дошкольном возрасте является овладение родной речью, которая служит средством общения, мышления и творчества. В условиях современного образования особ...