Артикуляционные сказки по лексическим темам
методическая разработка по логопедии на тему

Филатова Ольга Владимировна

Методическая разработка
Артикуляционные сказки

Автор-составитель: учитель-логопед

Филатова Ольга Владимировна

    Характерными особенностями детей – логопатов является быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, низкая мотивация на занятиях.
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывает у младших школьников интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед зеркалом). Подобные артикуляционные сказки легко адаптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логической подачу материала.
В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных ситуациях, никогда не наскучат детям! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnye_skazki_2.docx73.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка
Артикуляционные сказки

Автор-составитель: учитель-логопед

Филатова Ольга Владимировна

    Характерными особенностями детей – логопатов является быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, низкая мотивация на занятиях.
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывает у младших школьников интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед зеркалом). Подобные артикуляционные сказки легко адаптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логической подачу материала.
В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных ситуациях, никогда не наскучат детям!

Тема : «Дикие животные»

                                         Зоопарк 

(Е.М. Косинова)

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

 

Бегемотики

Рот пошире открываем, 

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик, 

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя, 

Да пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

                        О. Перова

 

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

 

Лягушки

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки – 

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

 

Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!

 

Слон

Буду подражать слону!

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

 

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!

 

Змея

Подражаем мы змее, 

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем, 

Только так, а не иначе.

 

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

 

Лошадка

Я – веселая лошадка, 

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко – 

Стук копыт услышишь звонкий.

 

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал.

 

Расческа

С волосами я дружу, 

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня… расческа.

 

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Часики

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так, 

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

 

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

 

Шарики

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

Тема : «Насекомые»

Трудолюбивая божья коровка

К комплексу упражнений для отработки звуков 

[ш] - [ж] - [щ] - [ч]

(Т.В. Рожкова)

 

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку, Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

— Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.

— Да ты просто красный жук, — вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы глянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.

 «Улыбочка».

 — Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, — сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.

 «Непослушный язычок».

 И он стал ровным, как лопаточка.

 «Лопатка».

 Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой

 «Чашечка».

 и набрала дождевой водички для чаяПопила чайку с бубликом

 «Бублик»,

 и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,

 «Лошадка».

 веселого  маляра,

 «Маляр».

 

грибок

 «Грибок».

 и даже гармошку.

 «Гармошка».

 Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

—  Божья коровка, пора ложиться спать, — обратилось к ней солнышко.

— Хорошо, солнышко, давай  я угощу тебя вареньем за такую  чудесную книжку, — весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем

 «Вкусное варенье».

 И отправились спать. Солнышко за  горку, а божья коровка под грибок.

 «Грибок».

 А утром произошло чудо! Божья  коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где  собрались все жители поляны.  Там одуванчик Большие Щеки  открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.

 «Парашютик».

 Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились... пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.

Тема: «Овощи»

Заяц-огородник (Т.В. Рожкова)

История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее стал самый обыкновенный заяц. А случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на  полянку.

«Лопатка».

Копает зайчик землю да песни  напевает. Слышит он — шипит  рядом кто-то:

— Эй, заяц, ты чего тут делаешь?

— Огород копаю, чтобы еду на  весь год вырастить, — отвечает

Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца.

«Веселая змейка».

Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла.

«Грибок».

«Вот молодец», — удивилась белка и тут же совет дала:

— Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. — А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.

Только белка ушла — медведь идет да банку с вареньем несет.

«Вкусное варенье».

Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет:

— Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. — И ушел косолапый.

Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть устал очень.

Исполняются песенки: «а», «о», «у», «и», «ы», «э».

А перед самим вечером смотрит — волк идет, чашечку несет.

— Ой, заяц, какой ты молодец! — заохал волк. — До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка.

«Чашечка». 

Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а наутро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать.

«Ковшик».

Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень насту¬пила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.

«Лошадка».

Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.

Исполняется песенка змеи: «ш-ш-ш»

Тема: «Домашние животные»

Утро с котиком Музиком (О.Н. Арсеневская)

                                               Котик Музик утром встал, 

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело.

Пополощем ротик, 

Как чистюля Котик.

Музик наш расческу взял, 

И причесываться стал.

Мы за ним не отстаем;

Все покажем язычком.

Дальше по порядку

Делаем зарядку!

Музик спинку выгибает.

Музик спинку прогибает.

А теперь язык наш – мяч.

Начинаем футбольный матч!

Гол забили мы! Ура!!

Вот и завтракать пора:

Котик нам напек блины, 

Со сметаною они.

Как сметанку любит Котик?

Оближи скорее ротик.

                                                             А теперь чаек попьем.

Чай мы в чашечку нальем.

Музик сыт, Музик рад!

Музик любит всех ребят!

 

ТЕМА: « ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

 Однажды после утренней зарядки язычок присел отдохнуть ( лопатка). Ярко светило солнышко, дул ветерок(подуть), язычок задремал. Вдруг он услышал как кто – то мяукает. Язычок наклонился ( к подбородку) и увидел маленького пушистого котенка. Язычок погладил его (расческа), но котенку это не понравилось. Он выгнул спинку (горка). Тогда язычок решил его покормить. Он налил котенку теплого молока в миску (чашка). Котенок стал лакать (змейка). Когда молока не осталось, он облизнулся (облизать губы). Язычок решил снова погладить котенка(расческа). Но на этот раз котенок не сердился, выгнул спинку от удовольствия и замурлыкал. С тех пор котенок стал жить вместе с язычком

Тема: «Зима»

Логопедическая сказка «Приключения Снежинки»

(к комплексу упражнений для отработки свистящих звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц]).

Сегодня я расскажу про приключения Снежинки.

Наступила зима. Снежинка со своими сестричками – другими снежинками жила в большой снеговой туче. («Катушка») Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок. («Часики») Вдруг налетел сильный ветер и катал тучу по небу. («Качели1»)Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю. («Качели2») Метель поднимала снежинки и кружила их быстро – быстро. («Сдуть снежинку») Ветер расшалившись то поднимал их вверх, то опускал вниз. («Качели3»)И так холодный северный ветер отнёс Снежинку в город. В городе зиме радуются, лепят из снега разные фигуры. Кружась, Снежинка подлетела к окну и посмотрела в него. А там ребята помогали маме по хозяйству. Она улыбнулась («Улыбка», устроилась поудобнее на окошке («Блинчик») и наблюдала, как мама с детьми пекли блины и пирожки. Сначала они насыпали муки, похлопали по ней своими детскими ручками. («Накажем непослушный язычок») Затем они раскатывали тесто, («Расчёска») пекли блинчики и лепили пирожки. («Блинчик»«Пирожок») Пока в печке пеклись пироги, дети отправились на улицу подышать свежим воздухом и покататься с горки на санках. («Горка»)Когда блинчики и пирожки были готовы, мама позвала детей. Они пришли с улицы, посчитали их, («Посчитай нижние зубки», поделили и принялись кушать с вкусным вареньем («Вкусное варенье») и сметаной. После этого мама сказала, что уже поздно и пора спать. Дети отправились чистить зубки («Чистим нижние зубы») и спать. А Снежинка так и осталась украшать окошко дома, в котором жили трудолюбивые и послушные детки.

Тема: «Весна»

Логопедическая сказка «Приключение Ручейка»

(к комплексу упражнений для отработки сонорных звуков [л], [л']).

Сегодня я расскажу про приключение Ручейка.

Наступила ранняя весна. Погода стояла замечательная. Солнышко пригревало и всё вокруг таяло. Началась весенняя капель. В овраге за маленьким домиком, в котором жила девочка Лена, протекал голубой ручеёк. Он был то широкий, то узкий. («Лопаточка» - «Иголочка») Как – то раз Лена сделала лодочку с парусом и пустила её в ручеёк. («Парус») Она очень волновалась доплывёт ли её лодочка до настоящей реки.

Лена спросила Ручеёк:

- Донесёшь ли мою лодочку до реки?

Ручеёк прожурчал:

- Донесу, мне помогут другие ручьи и понёс лодочку по течению вверх, вниз. («Качели»)

Вдруг ручеёк наткнулся на преграду из льда и не мог нести лодочку дальше. («Горка») Но солнце пригревало сильнее и лёд растаял. Понемногу в этот ручеёк стали вливаться другие ручьи. Воды в ручье стало больше и Ручеёк понёс лодочку ещё с большей силой. («Индюк»)Лодочку прижимало то к одному берегу, то другому. («Маляр»)

И, наконец, Ручеёк вынес лодочку в реку, где плыл огромный пароход. («Пароход»)Когда Лена гуляла по берегу реки, то увидела величественный пароход и свою маленькую лодочку с розовым парусом. («Пароход» - «Парус») Девочка была очень рада, что Ручеёк донёс её маленькую лодочку до настоящей большой реки. («Улыбка»)

Тема: «Весна»

Как ЯзыЧоК ГулЯл В ЛесУ

                                                  (Н.В. Рыжова)

Взрослый выполняет вместе с ребенком.

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизывать губы по три раза сначала слева направо, потом справа налево). От его лучиков стали просыпаться деревья, из-под рыхлого снежка появились первые подснежники (губы сжать, высовывать узкий язык и прятать обратно в рот; повторить 8 раз). Звонко капает капель (улыбнуться, открыть рот, цокать языком). Журчат ручьи (рот открыть, снаружи и изнутри облизывать языком верхнюю губу; выполнять в быстром темпа слышится хлюпающий звук).

Язычок надел легкое пальто и отправился гулять в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы. «Ку-ку ку-ку», — куковала кукушка высоко на ели. Как куковала кукушка? (Звукоподражание.)«Д-д-д д-д-д», — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков. Как стучал дятел?(Звукоподражание.) «Тви-тви, тви-тви», — быстро проносились ласточки над шумной речкой вдалеке. Все пело и оживало в весеннем лесу

Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка Язычка на чудесную полянку (открыть рот, высунуть широкий язык и удерживать под счет до 5). Сел Язычок на пенек (улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу и удерживать под счет до 10) и огляделся (улыбнуться, двигать языком вправо-влево).

На полянке расцвело много подснежников. Весенний ветерок (вдохнуть носом и плавно выдохнуть через рот, вытягивая губы вперед, как при звуке [у]; повторить 3 раза) наклонял их то в одну сторону, то в другую (рот открыть, язык тянуть сначала к левой щеке, потом — к правой; повторить 5 раз). Неподалеку Язычок заметил красивую бабочку. Она сначала кружилась в воздухе, а потом села на один из цветков (рот открыть, 3 раза облизать губы слева направо и задержаться на верхней губе; повторить упражнение 5 раз). Язычок долго любовался небесной красавицей. Он успел разглядеть, что у бабочки есть глазки, усики, длинный хоботок тонкие лапки.

Скоро тучи закрыли солнышко и стало темнеть (рот открыть и медленно закрыть; повторить 5 раз). Бабочка покружилась над полянкой, словно прощаясь (5 раз медленно облизать губы справа налево) и взлетела высоко в небо.

Язычок слез с пенечка и поспешил домой к маме с красивым букетом цветов.

         Тема: «Лето»

Логопедическая сказка «Приключения Солнышка» (к комплексу упражнений для отработки сонорных звуков [р], [р']. Лексическая тема«Времена года.».

Сегодня я расскажу про приключения Солнышка.

Наступило лето. Солнышко спало на мягком, пушистом облачке. («Лопаточка») Хмурая тучка подплыла к солнышку и сказала, что пришло время просыпаться, но ему так не хотелось вставать. Солнышко потянулось («Хоботок», улыбнулось, («Улыбка») и проснулось. Лучики Солнышка осветили землю. В летнем лесу весело защебетали птички. От ночного сна пробудились животные. Природа ожила. Посмотрев вверх на голубое небо и вниз на лесную полянку, («Качели»)ему так захотелось согреть всех своим теплом и лаской. Солнышко выпустило своих солнечных зайчиков на лесных жителей. («Фокус»)

Лошадка, почувствовав тепло игриво зацокала копытами («Лошадка») и зафыркала. («Фырканье»)

У самой дорожки, под берёзкой подрос гриб на толстой ножке. («Грибок»)

Дятел громко застучал по стволу дерева. («Дятел»)

Комарики тонко пищали и вились у дерева. («Комарик»)

Солнышко осветило хозяйский двор.

Хозяйка красила забор. («Маляр»)

Хозяин играл на гармошке. («Гармошка»)

Весело болботал индюк. («Индюк»)

От тепла и ласки Солнышка всем было приятно и радостно на душе!

                                               

                                             

                                                 Тема: «Лето»

Как ЯзыЧоК ОтдЫхАл На МорЕ

(Н.В. Рыжова)

Взрослый выполняет вместе с ребенком.

Закончились рабочие деньки, и Язычок решил отдохнуть на море. Он взял надувную резиновую лодку (надуть щеки и удержать под счет до 5), пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8) и широкое махровое полотенце (высунуть широкий язык и удержать под счет до 10).Сел в сказочный вагон и отправился в путь. Быстро летел поезд по рельсам (произносить: «Чух-чух-чух. Ту-туу»). За окошком мелькали деревья (рот открыть, кончиком языка дотронуться до верхних зубов и удерживать в течение 8 секунд), дома (язык опустить и спокойно положить за нижние зубы, рот открыт).Ласково светило солнышко (рот открыт, облизывать губы слева направо). Язычок слушал, как стучат колеса поезда (произносить медленно: «Т-д-т-д-т-д»). Совсем скоро вдалеке показалось синее море (рот широко открыть и удерживать под счет до 8). Поезд подъехал к станции и остановился (вдохнуть носом и медленно выдохнуть: «Ш-ш-ш»). Язычку так не терпелось увидеть море, что он выскочил из вагона и быстро побежал на пляж (улыбнуться, пощелкать языком).

Переодевшись в купальник и поставив пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8), Язычок растянулся на махровом полотенце под горячими лучами солнышка (рот открыт, язык сильно вытянуть и коснуться подбородка). Когда животик и спинка немного загорели, Язычок решил искупаться. Быстро разбежавшись, он нырнул в море (три раза щелкнуть языком, затем слегка высунуть изо рта; повторить 5 раз).У Язычка были превосходные ласты, он быстро заболтал ногами в воде (рот приоткрыт, быстро передвигать язык вперед-назад по верхней губе, получается глухой слог «пл»).

На дне Язычок увидел черепаху, лакомившуюся морской капустой (двигать нижней челюстью, как при

жевании), воздушную медузу (надуть щеки и удерживать в течение 8 секунд), летучую рыбу (рот приоткрыт, высунуть узкий язык, коснуться верхней губы и спрятать в рот; повторить 5 раз) и даже морскую звезду, которая пряталась за камнями (сначала высунуть широкий язык, прижать между нижней и верхней губами, а затем медленно «втащить» язык обратно в рот; повторить 5 раз).Во время отдыха Язычок успел покататься на надувной резиновой лодке (надуть щеки и удержать под счет до 5), собрать красивые ракушки, сфотографировать попугая и жирафа (произносить: «Чик-чик»). Скоро он сел в поезд и поехал домой (произносить: «Чух-чух. Ту-туу»). Язычок смотрел в окошко и улыбался (улыбнуться, показав нижние и верхние зубы), ведь он обязательно приедет сюда еще раз.

Как ЯзыЧоК РабОтАл 

В СадУ

(Н.В. Рыжова)

Взрослый выполняет вместе с ребенком.

Наступил солнечный денек. Язычок проснулся рано (рот открыть, медленно вытягивать язык изо рта, стараясь коснуться подбородка). Он взял с собой ведерко (открыть рот и удерживать в таком положении до 10 секунд), грабли (улыбнуться, протискивать язык между верхними и нижними зубами вперед-назад; повторить 8 раз), лопату (рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 8) и отправился в сад.

Высоко на деревьях звонко пели птицы: «Ци-пи, ци-пи», «Чик-чик, чик-чик», «Зинь-зинь-зинь, зинь-зинь-зинь». Как пели птицы? (Выполнять звукоподражания) От легкого ветерка трава колыхалась из стороны в сторону (улыбнуться, двигать языком вправо-влево). В саду росло много красивых цветов: маки, лилии, ромашки, розы, колокольчики. Язычок подошел к любимым цветочкам, наклонился и ласково прошептал: «С добрым утром!» Цветы, словно услышав Язычка, закивали в ответ головками вверх-вниз (рот открыть, языком касаться то верхней, то нижней губы). Взяв грабли, Язычок стал аккуратно сгребать засохшую траву возле цветов (улыбнуться, протискивать язык между зубами вперед-назад; повторить 8 раз). Много было сухой травы и опавших листьев. Язычок вспотел и стал дуть на свой лоб (нижней губой «обнять» верхнюю, дуть вверх, на челку). Когда около цветов стало чисто, Язычок сложил всю траву в ведерко (рот открыть, высунуть язык, приподнять боковые края языка и втянуть язык в рот; движение напоминает лакание молока кошкой; повторить 8 раз). Потом Язычок взял лопату и стал перекапывать землю (упираться языком то в одну, то в другую щеку с внутренней стороны).

Теперь корешки у цветов стали лучше дышать. Обрадовались цветы и попросили у Язычка прохладной воды. Взяв большую лейку (упражнение «Хоботок»: вытянуть губы вперед и удержать под счет до 3, вернуть в исходное положение; повторить 5 раз), Язычок полил цветы под самый корешок. Вода лилась долго, медленно(произнести: «С-с-с-с»). Поднялись цветы и еще больше раскрыли свои лепесточки (губы вытянуть вперед трубочкой, медленно развести в стороны, открыв рот, снова соединить в «трубочку»; повторить 5 раз).Обрадовался Язычок, что теперь в его саду стало чисто и красиво.

Вдруг он услышал, что кто-то жужжит в стороне (произнести: «Ж-ж-ж-ж»). Это была пчела. Она почувствовала сладкий запах цветов и прилетела в сад. Пчелка кружила то у одного цветка, то у другого (рот открыть, вращать языком 3 раза справа налево, потом 3 раза слева направо). Наконец она тихо опустилась на розу, забралась в серединку и стала пить нектар. Отведав вдоволь сладкого сока, пчела еще раз покружилась над цветами и улетела (произнести: «Ж-ж-ж-ж»).

Под вечер Язычок заметил, что в саду стали просыпаться кузнечики. Они сидели в траве и громко стрекотали: «Щик-щик, т-т-т, щик-щик, т-т-т». Как стрекотали кузнечики? (Звукоподражание.) Солнышко медленно опускалось за верхушки деревьев, и в саду становилось темнее. Цветы закрыли лепесточки (рот широко открыть, соединить губы и вытянуть вперед трубочкой; повторить 5 раз), наклонили головки и сладко заснули. Еще где-то слышалась одинокая песня кукушки: «Ку-ку, ку-ку ку-ку». Как пела кукушка? (Звукоподражание.)Язычок прилег на качели и не заметил, как задремал. Он закрыл сначала один глаз (закрыть левый глаз, можно удержать веко пальцами), потом — другой (закрыть правый глаз) и погрузился в сказочный сон.

Ночью около Язычка и его любимых цветов кружилось много светлячков, которые словно охраняли чудесный сад (облизать языком губы по 5 раз сначала справа налево, потом — слева направо).

Как ЯзыЧоК КатАлСя На ВелОсИпеДе

(Н.В. Рыжова)

Взрослый выполняет вместе с ребенком.

Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы по часовой стрелке), блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы) и громкий звонок (произнести: «З-з-з-з»).Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбнуться и показать зубы). Он осматривал его то с одной стороны, то с другой (двигать языком вправо-влево), то сверху, то снизу (двигать языком вверх и вниз).

Первым делом Язычок решил навестить свою бабушку. Он испек для нее сладкие блинчики (открыть рот, высунуть широкий язык и удержать на нижней губе; повторить 5 раз), положил в корзинку (язык спрятать, рот открыть и удерживать под счет до 10), прикрыл полотенчиком (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу, прикрыть верхней губой) и поехал.

Быстро крутил педали Язычок (вращать языком по губам сначала по часовой стрелке, затем — против). На улице ярко светило солнышко, и время от времени Язычок закрывал то один глазок, то другой (закрывать поочередно глаза).

Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо красивых домиков с расписными ставнями (открывать и закрывать рот), мимо широкого пруда (открыть рот и удерживать под счет до 5), мимо стройных берез (вытянуть узкий язык, тянуть вперед; повторить 5 раз).

Наконец дорожка свернула влево (вытянуть узкий язык и повернуть влево), и вдали показался домик бабушки(открыть рот и удерживать под счет до 10). Язычок еще быстрее закрутил педали (вращать языком по губам сначала справа налево, потом — слева направо).

На пороге домика Язычка ждала бабушка. Она широко улыбалась и махала ему рукой (широко улыбнуться, рот слегка приоткрыть, высунуть язык, слегка загибая его кончик кверху, затем спрятать в рот; повторить 5—6 раз). Язычок нажал на тормоза (произнести: «Ш-ш-ш-ш») и остановил велосипед.

Вскоре Язычок и бабушка сидели за столом, попивая чай из больших чашек (улыбнуться, рот открыт, загибать боковые края языка и удерживать под счет до 5; повторить 4—5 раз). Бабушке очень понравились блинчики(высовывать широкий язык и прятать обратно в рот; повторить 5 раз).

Язычок рассказал бабушке, что по дороге к ней он видел большой пруд (открыть рот и удерживать под счет до 5), стройные березки (высунуть узкий язык и удерживать под счет до 5), красочные домики с расписными ставнями (открывать и закрывать рот).

Бабушка долго слушала Язычка. Скоро наступил вечер. Язычок не заметил, как сначала у него закрылся один глаз (закрыть левый глаз), потом — другой (закрыть правый глаз), и он заснул.

Бабушка аккуратно положила Язычка в постельку (улыбнуться и высунуть широкий язык), укрыла теплым, пушистым одеяльцем (прикрыть язык верхней губой) и крепко поцеловала (губы сближены как при поцелуе, удерживать их в таком положении под счет до 10). Спокойной ночи, Язычок!

 

ТЕМА: «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Как ЯзыЧоК ЛепИл СнеГоВикА

(Н.В. Рыжова)

Взрослый выполняет вместе с ребенком.

Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и очень удивился. Всё вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5).

Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся (широко улыбнуться, показав зубы), посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5), потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5)  и решил слепить снеговика.

Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом другой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха»).

Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе), потом вниз(опустить язык к нижней губе), по сторонам (подвигать язык влево-вправо) и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом — другой), из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед), из веток Язычок сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом — влево).

Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем — левым). Вот какого снеговика слепил Язычок!

Как ЯзыЧоК КупАлСя В ВанНе

(Н.В. Рыжова)

Взрослый выполняет вместе с ребенком.

Наступило воскресенье. За окном ярко светило солнышко и громко щебетали птицы (произнести: «Ч-ч-ч-ч»). Язычок открыл сначала один глаз (зажмурить левый глаз), потом другой (зажмурить правый глаз), сладко зевнул (зевнуть) и встал со своей постельки. Он наклонился (высунуть язык и кончиком постараться дотронуться до подбородка), потом потянулся вверх (потянуть язык к носу), размял бока (двигать языком из стороны в сторону) и немного попрыгал на месте (улыбнуться и пощелкать языком).

Сегодня банный день. Язычок взял большое махровое полотенце (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5) и пошел в ванную. Он открыл кран и услышал, как шумно побежала вода (произнести: «С-с-с-с»). Язычок взял зубную щетку и стал чистить зубы (двигать языком то вперед, то назад между губами). Сначала он почистил верхние зубы (улыбнуться и поводить языком по верхним зубам из стороны в сторону), потом — нижние (улыбнуться и поводить языком по нижним зубам из стороны в сторону), умыл лицо (движения тремя пальцами — указательным, средним, безымянным — обеих рук от средней линии лба вниз через височные впадины к середине подбородка) и улыбнулся в зеркало (улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы).

Язычок добавил в ванну немного пены, и тотчас же в воздухе закружились разноцветные пузыри (надувать попеременно то правую, то левую щеку). Взяв мочалку, Язычок стал тереть спину и живот (двигать языком то вперед, то назад между губами). Потом он вымыл ноги и немного поболтал ими в ванне (язык положить на верхнюю губу и производить быстрые движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее; послышится звукосочетание «бл-бл-бл»).

Жарко было Язычку, стал он дуть на свой лоб (нижней губой «обнять» верхнюю, подуть на челку).

Вышел Язычок из ванной и радостно улыбнулся (улыбнуться, обнажив все зубы, и удерживать под счет до 5). Вот как хорошо и легко было ему!

Тема «Дикие птицы»

Сказка «Кто поможет воробью»

Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.

«Птенчик (окошко)».

Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.

«Горка (мостик)».

Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог

— маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему

делать? Проползла мимо змейка.

«Змейка».

  • Помоги мне, — просит воробышек, — я из гнезда упал.
  • Я бы рада тебе помочь, —отвечала змейка, — но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. И уползла.

Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок.

«Катушка (мостик)».

Попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама-воробьиха — летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка подставила копыто,

«Лошадка».

чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат — стучит дятел. 

«Дятел».

Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:

—  Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.

Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют,

«Футбол».

попросил у них помощи. Ребята подбежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше

он уже не падал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал

возле них — благодарил.

 

ТЕМА: « ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»

Язычок подружился с лошадкой, но вместе они жить не могли. Лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведоваться в зоопарк, чтобы повидать своего нового друга. В зоопарке у язычка появились новые знакомые. Самым большим был бегемот Боня. Он широко открывал рот и ждал какого – нибудь лакомства. Получив его захлопывал огромную пасть и начинал жевать. Самой доброй и безобидной была змея. Она только на первый взгляд казалась страшной, особенно когда высовывала длинный и узкий язык. Самой веселой была обезьянка. Она любила всех смешить, поэтому все время строила рожицы: высовывала язык, надувала щеки, делала вид, что полощет рот, пыталась дотянуться языком до носа, до подбородка. Самым страшным казался тигр. Когда он сердился, то выгибал спинку. Для своих новых друзей язычок приносил лакомства (вкусное варенье). Они были очень рады. ( улыбка)

ТЕМА: « СЕМЬЯ»

Этот маленький дружок –твой веселый язычок Чтоб он ловким был, умелым,чтобы слушался тебя, Каждый день зарядку делай перед зеркалом шутя! Вот проснулся язычок выглянул в окошко Видит: спинку выгнула розовая кошка. Расстелил половичок на крылечке язычок, Взял он клещи, взял топор и пошел чинить забор. Д-д-д- стучит молоточек Т-т-т- вот забит гвоздочек Светит солнышко с утра - в гости к тетушке пора. Тетушка щечка племянничка ждет, Блинчики с маком к обеду печет Кашку сварила, чай заварила, Даже варенья банку открыла. На лошадке по дорожке скачет язычок, И копытами лошадка – цок,цок,цок В горку медленно идет, а с горы стрелой несется Тетушка племянничка весело встречает Чай ему с вареньем тут же предлагает Ах, какое сладкое, вкусное варенье Да и каша манная просто объедение Ням-ням-ням

Тема: « Грибы»

Наступила осень – пора сбора грибов. Язычок взял большую корзинку (чашечка) и отправился в лес. По дороге в лес он увидел ручеек (подуть на высунутый язык). Язычок подставил ладошку и почувствовал какая холодная вода в ручейке. Язычок долго ходил по лесу и наконец нашел полянку (лопатка), увидел на ней много – много грибов. Язычок перебегал от одного гриба к другому (часики). Набрав полную корзину (чашечку) он вернулся домой.

ТЕМА: « ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ».

Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие. Язычок взял тарелку (лопатка) и стал замешивать тесто (пропускать язык между зубами назад – вперед). Когда тесто было готово язычок стал лепить пирожки (пирожок). Внутрь каждого пирожка он положил малиновое варенье (вкусное варенье). Вдруг кто- то постучался в дверь (произнести «т-т-т»). Это пришли гости к язычку: мишутка (надуть щеки), зайка - попрыгайка ( пощелкать языком), волчок - серый бочок ( оскал). Усадил язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем (чашечка) с пирожками( пирожо

Тема: « Музыкальные инструменты»

Язычок любил музыку, и ему очень хотелось научиться играть на разных музыкальных инструментах. Он купил барабан, дудочку, гармошку. Сначала язычок стал брать уроки игры на барабане (дятел). Палочки звонко отбивали дробь. Освоив барабан язычок стал учиться играть на дудочке ( свернуть пирожком и подуть). Самым трудным оказалось научиться играть на гармошке. Язычок очень старался, поэтому учеба его шла успешно. Скоро он мог исполнять на своих музыкальных инструментах любые мелодии.

Тема: « ОГОРОД. ОВОЩИ.»

Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на полянку. Копает зайчик землю, да песни распевает, а мимо белка скачет, где – то грибок засушенный нашла. Удивилась белка, похвалила зайца и совет дала: только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. Только белка ушла – медведь идет, банку с вареньем несет. Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. - Смотри рассаду не съешь. А я после прийду посмотреть, что у тебя вырастет. И ушел косолапый. Заяц дальше копает, песенки поет ( а-о-э-у-и). А перед самым вечером волк идет чашку несет. - Ой, заяц, какой ты молодец! До чего додумался. Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка. Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи капался заяц, а на утро еще и мостикк сделал(горка). Чтобы удобнее было воду для поливки носить. Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал. А когда осень наступила, все увидели, что капуста на славу уродилась. Срезал заяц капусту, сложил её, получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам. Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут.

Тема: « ШКОЛА»

 Жила – была Клякса в темном дупле, она очень не любила показываться людям, потому что при её появлении каждый восклицал: « Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная Клякса! Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно! Решила она принарядиться. Зашла в магазин, купила краски и покрасила свою шляпу (маляр). Но все, кто её видел, снова махали руками и кричали: « Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!». Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку(маляр). Но и это никто не оценил. Она снова услышала: « Какая огромная Клякса в синей юбке!» Очень она обиделась, взяла и оставшейся краской выкрасила свое дупло( щеки и зубы). Она очень старалась, и дупло стало уютным и красивым. И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Взяла она желтой краски и покрасилась в яркий солнечный цвет(маляр). Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встречался, в ужасе кричал: « Какая желтая клякса! Как блин!» (лопатка). В это время пролетала(часики) сова – мудрая голова. Сова не узнала Кляксу и сказала: « Здравствуйте, дорогая и красивая незнакомка! Вы случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что её приняли за Луну. И они вместе отправились качаться на качелях.

ТЕМА: « ВЕСНА»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель ( цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку- ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). « Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). «Тви-тви- тви»,- быстро проносились ласточки над шумной речкой (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Весенний ветерок наклонял их то в одну сторону, то в другую (часики). Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко ( рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

ТЕМА: « ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

 Однажды в зимний день язычок выглянул в окошко ( открыть рот, высунуть язык, удержать под счет до 5) и очень удивился ( округлить губы). Все вокруг – и скамейки, и качели, и дорожки – было укрыто белым снегом. Он улыбнулся (улыбка), посмотрел вверх на солнышко, потом вниз на снежок (качели) и решил слепить снеговика. Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом другой ( надуть правую щеку), и наконец, еще один, самый большой ( надуть обе щеки и удержать). У язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (пя-пя- пя). Когда снеговик был готов, язычок посмотрел по сторонам (часики) и призадумался: « Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговицы и вставил снеговику глазки ( зажмурить один глаз, потом другой), из морковки получился длинный нос (иголка). Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигивание). Вот какого снеговика слепил язычок.

ТЕМА: « ТРАНСПОРТ»

 Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса ( облизать губы и под губами); блестящая рама ( широко улыбнуться и показать зубы). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбка). Он осматривал его то с одной стороны, то с другой (часики), то сверху, то снизу (качели). После этого язычок решил покататься. На улице ярко светило солнышко, и время от времени язычок закрывал то один глазок, то другой (подмигивание). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо глубокого пруда( чашечка), мимо стройных берез (грибок). дорога поворачивала то вправо, то влево (часики). Язычок быстро крутил педали (вращать языком по губам). Скоро наступил вечер. Язычку было пора домой, он очень устал и не заметил, как сначала закрылся один глазок, потом другой и он уснул.

Тема : «Планета»

- Дети, сейчас мы полетим в космос. Давайте подготовим ракету к полету: почистим моторы (Артикуляционное упражнение «Почистим зубки», или известные всем логопедам упражнения «Маляры», «Вкусное варенье»); продуем турбины («Кто раньше загонит мяч?», «Фокус», «Музыкальный пузырек»); проверим подготовку космонавтов (Упражнения из разных комплексов). К полету готовы! Теперь - в космос! Выходим на орбиту (Круговые движения вытянутых в трубочку губ и языка). Сделаем посадку на этой планете (Артикуляционное упражнение - основа для постановки звука, над автоматизацией которого будет идти работа на занятии). На нашей планете живут слова со звуком [...] (Автоматизация звуков)

Волк и три поросенка

Жили-были три поросенка. Говорить они не умели - только визжали.

Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки».)

Обходил вокруг дома. (Круговые движения языка.)

Белил потолки. («Маляр».)

Строил мостики, забивал гвозди. («Грибок», «цоканье».)

А его глупые братья сдували одуванчики. (Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)

В это время Волк решил испугать маленьких поросят - сдуть их домики из соломы и прутиков. («Кто дальше загонит мяч»? «Фокус» - щеки не раздувать.)

Поросята испугались и побежали к брату. («Цоканье».)

А Волк решил забраться в их домик через трубу - и свалился в котел. («Чашечка».)

Зашипел кипяток в котле, обжег Волка. (Ш-ш-ш-ш-ш.)

КАК ЛИСА КРАПИВУ В ОГОРОДЕ ВЫВЕЛА

( Сказка для автоматизации звука [Р] )

Жила-была Лиса, вышла она утром в огород, а он весь крапивой зарос. Тут-то Лиса и вспомнила, что мимо ее огорода Волк ходит, и придумала!

Дай думает Лиса, когда Волк будет проходить мимо, приглашу его в гости!

Вышла она утром в огород, смотрит, а мимо Волк бежит. Она и говорит ему: «Волчок – серый бочок, заходи ко мне в гости, мы с тобой чайку попьем.»

Стал Волк в огород заходить и видит, что у Лисы в огороде крапивы видимо, не видимо. И спрашивает, он у лисы: «Лисонька, а зачем тебе столько крапивы в огороде? Зачем она тебе?». Лиса была хитрой и говорит Волку: « крапива обладает волшебным свойством. Кто крапиву сорвет, перестанет боятся и станет самым храбрым зверем в лесу».

Тут Волк и говорит Лисе: «Можно я сорву, попробую?» А Лиса ему говорит: «Сорви только не много. А я пока пойду, чай поставлю. » И ушла Лиса домой. Волк тем временем сорвал одну веточку крапивы и думает: «Нет, надо больше сорвать, чтобы быть самым храбрым зверем из всех».

Так веточка за веточкой, Волк всю крапиву и выдергал у Лисы в огороде. А Лиса в это время смотрела в окно, как Волк крапиву рвал. Волк, сорвав последнюю веточку, подумал, что Лиса ругаться будет и убежал прочь.

Вышла Лиса в огород и обрадовалась, что у нее в огороде больше нет крапивы!!!

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА ПРО ДЕВОЧКУ ОЛЮ

(с артикуляционными упражнениями для правильного произношения шипящих звуков [Ш] и [Ж])

Жила-была на свете девочка Оля. Ох и проказница же она была! Вечно выискивала себе приключения: то в лес убежит за грибочками, то возле речки камушки собирает.

Однажды Оля вместе со своим любимым котом Мурзилкой собрались в поход. На улице было жаркое лето, поэтому Оля пошла в легоньком сарафанчике и сандаликах, а Мурзилке Оля повязала на шею красный бант!

Долго шли девочка с котом по полянам и лесам.

По дороге они встретили змей, которые здоровались с путниками, шипя им: «Ш-ш-ш-ш».

Майские жуки пролетали у девочки с котиком над головой и пели им: «Ж-ж-ж-ж».

Под ногами прошелестела мышиная семья. Мама-мышь, укачивая мышонка, пела ему: «Ч-ч-ч-ч».

Оля с котиком даже встретили жнецов, которые косили пшеницу. Их серпы разрезали воздух: «Щи-щи-щи».

Не скучая и напевая песенки, Оля с Мурзилкой подошли к странной лужайке. Она была огорожена ярким забором из радуги с одной стороны, и ледяными сосульками – с другой.

Оле было так жарко, что она решила зайти на лужайку со стороны сосулек.

Как только девочка с котом ступили на ледяную лужайку, как подул сильный ветер, закружилась вьюга, снежинки завертелись над головой. Оле стало холодно, она озябла.

- Мурзик, Мурзик, не стоим, греем ручки!!!

Оля выдохнула сильную и теплую струю воздуха себе на ладони, сделав губки округлыми.

Немножко согревшись, Оля подхватила Мурзика и пробежала в центр лужайки.

Здесь царило лето! Возле радужного забора стоял маляр и красил его кисточкой: туда-сюда, туда-сюда. Оле стало тепло и весело, и она достала язычок, подняла его вверх, широким кончиком языка стала проводить по верхнему небу вперед-назад, повторяя за движениями маляра.

Насмеявшись, Оля с Мурзиком пошли дальше. В укромном уголочке лужайки они увидели сервированный стол. За столом сидел Бублик и буква «О», которые пили чай! Оба они были круглыми и смешными. «Что за чудеса», – подумала Оля и побежала к столу.

- Здравствуйте! – сказала девочка, когда оказалась рядышком.

Бублик подскочил к ней, взял за руки и расплакался.

- В чем дело? – спросила Оля.

- Памагите, памагите, мая падружка атказалась са мнай гаварить! – начал жаловаться Бублик.

- Конечно, – фыркнула Оля, – как же с вами разговаривать, когда вы так коверкаете слова! Вам непременно нужно научиться говорить букву «О». Делайте, как я!

Оля сомкнула зубки и начала попеременно вытягивать губы вперед, затем возвращалась в исходное положение.

- Вот так! Правильно, правильно! – учила Оля Бублика.

- Спасибо, девочка, что научила этого невежду, – сказала буква «О».

- Спасибо-о-о-о, О-о-о-о-оля, – пропел Бублик, – садитесь с нами пить чай!

Оля с Мурзиком сели за стол. Бублик подал им чашечки с чаем. Только котик начал пить чай, как у него стало все проливаться на пол.

- Мурзик, повторяй за мной! – Оля широко открыла рот и расположила широкий язык на нижней губе. Приподняла края языка вверх, не касаясь верхних зубов.

Котик повторил за Олей, потом попробовал отпить чая, и у него вышло не пролить ни капельки!

К чаю Бублик и буква «О» подали вкусное варенье. Девочке было так вкусно, что она вся испачкалась. Тогда она начала вытирать ротик рукой, размазывая варенье по лицу.

Котик посмотрел на Олю, промурлыкал и показал, как нужно вытираться. Он приоткрыл ротик. Широкий язык приподнял вверх и расположил на губке. Кончиком языка выполнил по губке движение сверху вниз, слизывая варенье.

Оля облизалась, рассмеялась, поблагодарила Бублика и букву «О» и решила возвращаться домой.

На выходе с лужайки стоял Клоун с шариками. Он выдал девочке и котику по яркому шарику и показал им фокус: открыл рот, достал изо рта широкий язык и загнул его вверх. На кончик носа Клоун положил небольшой цветочек. Он подул с силой на кончик носа, и цветочек поднялся под теплой струей воздуха вверх и рассыпался миллионами звездочек.

Оля похлопала Клоуну в ладоши, расцеловала его и побежала догонять Мурзика, который убежал вперед. Пора домой, а то мама заждалась!

 «Овощи»

Жил на свете бегемот, Широко открывши рот, открывать широко рот Он ходил в свой огород, Улыбался во весь рот. «Улыбочка» Брал лопатку в руки «Лопаточка» И копал без скуки, Вверх – вниз, вверх- вниз «Качели» Наклонялся наш малыш. Вот зелёный удалец – «Трубочка» Это вкусный огурец, Здесь не рыжая плутовка, Это тонкая морковка. Втянуть щёки Здесь пузатый кабачок щёки надуть Солнцу показал бочок. Вот здесь горьки лук, чеснок, плевательные движения Съесть он их уже не смог. Надо овощи сажать, Чтоб здоровым, сильным стать. «Язычок силач»

«Фрукты»

На лесной опушке Жил енот в избушке. Утром рано он вставал Окна, двери открывал, широко открыть рот Свежий воздух запускал. Вдыхать открытым ртом Отправлялся в сад он, ух – ты, Собирал себе он фрукты. По ступенькам вниз спускался, «Ступеньки» После вверх он поднимался. Вот на ветке висит груша, «бублик» Съест её мышонок Луша. А для маленького заиньки Кругленькие яблоки. Надуть щёки Сливы много мы нарвём, В чашку все мы их кладем. «Чашечка» Дома сварим мы варенье «Вкусное варенье» Завтра ждёт всех веселье. Будем чай с вареньем пить, Под гармошку песни лить. «Гармошка» На качелях все качаться «качели» Урожаю улыбаться! «Улыбочка»

«Ягоды»

Наш весёлый язычок, Повернулся на бочок, «Часики» На другой он повернулся, Рано с солнышком проснулся. «Часики» Широко он улыбнулся, «Улыбочка» Вверх сильнее потянулся. Острый язык вверх В лес гулять скорей пошёл «Ступеньки» И на ягоду набрёл. Здесь малина и клубника, язычок двигается в разные стороны Здесь калина, ежевика, Здесь рябина и морошка, И брусники есть немножко. Язычок набрал в лукошко «Чашечка» И малины, и морошки. В гости дятла он позвал «дятел» И лягушку приглашал. «Улыбочка» Язычок блинов нажарил «Блинчик» И варенья наварил «Вкусное варенье» Как поели, домой отправил И конфеткой угостил. «Конфетка»

«Домашние птицы»

 Утром солнышко проснулось, Широко нам улыбнулось. «Улыбочка» «Птичий двор, пора вставать, Надо зёрна поклевать». «Трубочка» Вот идёт надутый гусь, щёки надуты Он драчливый, я боюсь. Он щипает клювом пятки, губы смыкаются- размыкаются Убегайте без оглядки. Это наш большой индюк «Индюк» Клюв его похож на крюк, Громко песни он поёт, Утром спать мне не даёт. На качель взлетел цыплёнок, «Качели» Он хорошенький с пелёнок, Громко песенки поёт, пи-пи-пи на выдохе Червячка от мамы ждёт. «Змейка»

«Зимующие птицы»

Вот синичка прилетела, «качели» И на веточку присела. Чистит пёрышки с утра стучать зубами Не страшны ей холода. Это что за птица К нам в окно стучится. «Трубочка» И на крышу дома язык за верхние зубы Медленно садится. «лопаточка» Вдалеке стучится дятел «дятел» Д-д-д по дереву. Он сегодня весел Червячки нашлись ему. «змейка»

«Зима»

Утром заинька проснулся, Потянулся (язык тянуть вверх), улыбнулся (улыбка) Про зарядку не забыл, «качели» Окна широко открыл. Открыть рот Посмотрел он за окно На земле белым-бело Вьюга воет и метёт языком по губам водить Ёлкам песенки поёт. На выдохе У-У-У Зайка чашечку достал «Чашечка» Чай с вареньем выпивал. «вкусное варенье» И во двор собрался быстро Всё лопаткой чистил чисто. «Лопаточка» А потом он шёл гулять, Всех животных навещать. Там в берлоге много храпу, Мишка спит, сосёт он лапу. Втягивать и отпускать щёки Дятел по стволу стучит, «Дятел» А в дупле бельчонок спит. «лопаточка» Навестил своих друзей И домой бежит скорей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам...

НОД по развитию речи Тема: «Составление описаний персонажей сказки « Теремок». Лексическая тема: « Русские народные сказки»

Данная НОД разработана для детей средней группы проведена в рамках работы по проекту "Путешествие по сказкам". Разработка предполагает использование нового информационного оборудования (интерактивная ...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам

Совершенствование артикуляционной моторики...

артикуляционная гимнастика по лексическим темам

Из книги: Е А Пожиленко "Артикуляционная гимнастика "...

картотека артикуляционных гимнастик по лексическим темам

в помощь начинающим логопедам подборка артикуляционных упражнений по темам...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...