Консультация для педагогов
консультация по логопедии на тему

Габдрафикова Эльвира Курбангалеевна

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«РАЗВИТИЕ МИМИЧЕСКОЙ И

ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

 

Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников

 «Значение живого устного слова неоспоримо, ведь лекция, доклад, беседа, выступление стали повседневным явлением в нашей жизни. Устная речь всегда имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств: это и мимика, и жесты, и интонация, и т.д. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слова и выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно придать словам смысл, противоположный тому, который они выражают.

Под интонацией понимают одно из основных фонетических средств оформления высказыва­ния как совокупность просодиче­ских компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения [4]. В любом высказывании или его части (предложении) можно выделить следующие компоненты:

мелодику — относительное изменение высоты основного тона голоса (понижение или повыше­ние);

интенсивность — ударение смысловое, словесное;

темп — протекание речи во времени (тесно связан с ритмом);

        — ритм — звуковая органи­зация речи при помощи чередо­вания ударных и безударных сло­гов;

         —  паузу — перерыв в процес­се речи;

         —  тембр — специфическая, индивидуальная окраска голоса.

Все эти компоненты — звуко­вая оболочка речи и звучания, материальное воплощение содер­жания, смысла речи. Они взаи­мосвязаны и реально существу­ют в единстве.

Особое значение речь взросло­го (педагога) приобретает в про­цессе обучения детей родному языку, поскольку дошкольник усваивает язык практически, по подражанию, заимствуя у окру­жающих и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. В этом смысле речь взрослого для ребен­ка — образец принятого употреб­ления языковых средств.

Педагог должен всегда забо­титься о выразительной стороне своего рассказа. Не чтец-деклама­тор, а заинтересованный очеви­дец — вот качество рассказчика, которое импонирует маленьким слушателям. Когда взрослый го­ворит увлеченно, дети слушают сказку, затаив дыхание. Они дол­жны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает по­нять историю, составить мнение о ее персонажах и, может быть, в дальнейшем использовать как образец для подражания.

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удо­вольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов.

Нередко приходится отмечать, что эмоциональность, вырази­тельность речи, живость эмоций очень часто проявляются у до­школьников в игре и в свободном общении (радость, восторг, оби­да, огорчение, гнев) и угасают, те­ряются в вынужденной ситуации (например, педагог говорит: «Рас­скажи сказку выразительно, красиво, передавая характер и на­строение героев»). То же случается при составлении рассказов, связных высказываний или при построении ответов в ходе бесе­ды со взрослым, когда ребенок замыкается (речь его становится тихой, монотонной, мало модулированной).

Больше возможностей в этой отношении имеют пересказы. Это связано с тем, что дети получают образец речи взрослого и подра­жают его мимике, интонации.

Бывает так, что проявление эмоций, очень живо и выразитель­но дающееся младшим дошкольникам (в случае подражания взрослому. «Вот как рассердился Михайло Иванович!»; «Вот как плачет Аленушка!»), в меньшей мере или вообще не выполняется детьми более старшего возраста. Зависит это от индивидуальных психических особенностей ребенка.

В каждой группе есть дети с эмоциональной, яркой речью, ко­торые самостоятельно используют основные средства вырази­тельности, экспериментируют, пробуют варианты для достиже­ния лучшего результата, часто помогают своим товарищам про­изнести ту или иную реплику, показать ситуацию.

Педагогическое наблюдение позволяет выделить среди до­школьников несколько групп:

1)  дети, имеющие выраженную, эмоциональную речь и не стесняющиеся в присутствии сверстников или взрослых;

2) дети, проявляющие живость и выразительность лишь в кругу хорошо знакомых и близких людей; в новой же обстановке они теряются, конфузятся, замыкаются;

3) дети безынициативные, с невыразительной речью и мимикой, скованные, но легко подражающие средствам выразительности взрослого и в ходе тренировочных упражнений закрепляющие их и демонстрирующие в дальнейшем;

4) дети, имеющие очень низкие внешние эмоциональные про­явления, отказывающиеся от публичных выступлений.

Опыт показывает, что формирование выразительной речи у дошкольников можно осуществлять с помощью игры и отдельных игровых дей­ствий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и не­редко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие воз­можности [5].

Особо надо выделить театрализованные игры с сюжетным замыслом и ролевыми действиями. Одна из ведущих ролей в них принадлежит взрослому. Дети вначале будут только зрителями. Речь педагога на этом этапе служит им образцом для подражания. Они стараются прочувствовать интонации, особенно построенные на контрастах. Постепенно творческая активность детей возрастает, у них развиваются мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

Кроме театрализованных игр развитию выразительности речи могут способствовать и другие их виды: подвижные, словесные, дидактические, а также игровые упражнения, которые могут ис­пользоваться как самостоятельно, так и включаться в какие-либо занятия.

Прежде чем развивать у ребен­ка мимическую выразительность, следует сначала научить его уз­навать, а затем и воспроизводить, передавать эмоциональное состо­яние при помощи мимики.

Игровые упражнения на развитие мимики

Мимический кубик; Зеркало

Ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика.

image

Какой овощ/фрукт едят дети?

■ Дети изображают мимикой эмоциональное состояние по заданию взрослого. Например: «Вы откусили кислый лимон (сладкое яблоко)».

■    Один ребенок показывает, а ос­тальные угадывают. Например: «Вова ест яблоко, а какое?»

Кто это сказал?

По интонированной фразе дети находят соответствующее мимическое выражение среди предложенных картинок.

image

Облака

■    Прослушав стихотворение, дети находят облачко с соответствующим мимическим выражением.

■    Ребенок рисует мимическое вы­ражение на облаке после про­слушивания.

Вот облачко веселое смеется надо мной:

«Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!» Я тоже посмеялся с ним: «Мне весело с тобой!» И долго-долго облачку махал я вслед рукой.

image

 

 

 

Выбери ребенка

Взрослый читает стихотворения А. Барто «Зайка», «Бычок», «Мишка», «Лошадка» и задает детям вопросы. Они выбирают нужную картинку среди изображений веселого, грустного, испуганного, злого ребенка.

■   Кто из ребят бросил зайку?

■   Кто из ребят испугался за бычка?

■    Кто из ребят пожалел мишку? •   Кто из ребят любит свою ло­шадку?

Гномик

Дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным со­стояниям.

■    «Гномик гулял по лужайке и увидел зайчика.

— Какие длинные у тебя ушки! — воскликнул гномик».

•   «Гномик вышел из домика и встретил мальчика.

—  Здравствуй, мальчик! Какое чудесное сегодня утро!

— Вот еще, буду я с каждым разговаривать, — буркнул мальчик и пошел дальше».

Мимический диктант

Взрослый читает эмоционально окрашенный текст, по ходу которого дети последовательно выставляют карточки-пиктограм­мы с соответствующими мимиче­скими выражениями и сами вос­производят их.

image

«Оля пошла погулять. — Как ласково светит солнышко! Мне тепло и приятно.

Оля увидела цветочек:

— Ах! Какой красивый цвето­чек! Как приятно он пахнет!

На цветок села пчела.

—  Ой, а вдруг она меня ужа­лит?!

И Оля махнула рукой, чтобы прогнать пчелу.

—  Мама, мама! Меня ужали­ла пчела, как больно!»

Можно предложить детям ра­зыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркивать особен­ности ситуации мимикой. Напри­мер, изобразить, как ребенок на­шел огромный гриб и удивился, или испугался в зоопарке льва, а мама его успокаивала.

Детям предлагаются упражнения:

—  на изменение силы голоса («Тихо — громко», «Далеко — близко»);

— его высоты («Кошка и коте­нок» , «Медведица и медвежонок»: дети приговаривают «мяу» или «топ-топ» низким или высоким голосом; «Аня и Ваня поют песен­ки: а-а-а»; «Большая и маленькая дудочка: ду-ду-ду» и т.д.);

—  тембровой окраски («Три медведя», «Теремок» и т.д.).

 Детей учат интонациям вопроса, удивления, радости, гнева. Так, ребенок мо­жет удивиться: «Ах!»; испугать­ся: «Ох!»; рассердиться: «Ух!»; огорчиться: «Эх!».

image

Игровые упражнения

на формирование высказываний

По мере увеличения речевых возможностей детей меняется и содержание игр. Теперь они включают в себя детские выска­зывания, окрашенные интонаци­онно и мимически.

Мимический кубик; Повтори фразу

Дети повторяют предложенную или самостоятельно состав­ленную фразу с выпавшей на кубике или заданной педагогом интонацией.

Листья; Снежинки,  Разговор из гаража; Подслушанный разговор

На картинках изображены лис­точки (снежинки и др.) со схематичным рисунком различных эмоцио­нальных состояний. Дети рассматривают их, узнают и рассказывают, о чем думают или что чувствуют.

Например, грустная машина в гараже: «После долгой дороги я стою пыльная, грязная, а хозяин ушел и забыл меня помыть». Веселая машина: «Сейчас придет мой хозяин, и мы с ним отпра­вимся в удивительное, радостное путешествие!»

Дождевые капли переговариваются, спрашивая друг у друга и отвечая: «Кап-кап-кап»; коло­кольчики изумляются: «Динь-динь-динь»; барабан сердится: «Бом-бом-бом».

 

image

Разговор в корзинке; Конкурс на грядке

Дети надевают на руку «браслет» с изображением овоща или фрукта с каким-либо мимическим выражением и с помощью мимики и интонации передают разговор, соответствующий заданному эмоциональному состоянию.

image

Сломанный телевизор

Дети составляют предложение или рассказ по предметной или сюжетной картинке, передавая заданное эмоциональное состояние.

Прочитай письмо; Составь рассказ

Дети составляют рассказ (письмо) по двум-трем эмоциональным состояниям, изображенным на карточках-пиктограммах.

Маски

Задавая вопросы типа: «Я веселый? Я грустный?», ребенок узнает свою маску и затем повторяет фразу (отвечает на вопрос, рассказывает стихотворение) с соответствующей интонацией.

Упражнения на внешнее проявление эмоций и интонирование фраз можно проводить как на занятии, так и в свободное время. Можно восхититься новым платьем Ани, огорчиться из-за отсутствия Марины, обрадоваться по­явлению Иры после болезни. На прогулке рассмотреть снежинку и удивиться ее необычной форме, а потом расстроиться, что она растаяла.

Словом, именно от систематичной и кропотливой работы педагога-логопеда, требующей терпения и изобретательности, зависит то, овладеют ли дети яркой, эмоциональной речью, будут ли использовать в ней все средства вы­разительности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.docx67.88 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«РАЗВИТИЕ МИМИЧЕСКОЙ И

ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников

 «Значение живого устного слова неоспоримо, ведь лекция, доклад, беседа, выступление стали повседневным явлением в нашей жизни. Устная речь всегда имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств: это и мимика, и жесты, и интонация, и т.д. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слова и выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно придать словам смысл, противоположный тому, который они выражают.

Под интонацией понимают одно из основных фонетических средств оформления высказывания как совокупность просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения [4]. В любом высказывании или его части (предложении) можно выделить следующие компоненты:

мелодику — относительное изменение высоты основного тона голоса (понижение или повышение);

интенсивность — ударение смысловое, словесное;

темп — протекание речи во времени (тесно связан с ритмом);

        ритм — звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов;

         —  паузу — перерыв в процессе речи;

         —  тембр — специфическая, индивидуальная окраска голоса.

Все эти компоненты — звуковая оболочка речи и звучания, материальное воплощение содержания, смысла речи. Они взаимосвязаны и реально существуют в единстве.

Особое значение речь взрослого (педагога) приобретает в процессе обучения детей родному языку, поскольку дошкольник усваивает язык практически, по подражанию, заимствуя у окружающих и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. В этом смысле речь взрослого для ребенка — образец принятого употребления языковых средств.

Педагог должен всегда заботиться о выразительной стороне своего рассказа. Не чтец-декламатор, а заинтересованный очевидец — вот качество рассказчика, которое импонирует маленьким слушателям. Когда взрослый говорит увлеченно, дети слушают сказку, затаив дыхание. Они должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять историю, составить мнение о ее персонажах и, может быть, в дальнейшем использовать как образец для подражания.

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов.

Нередко приходится отмечать, что эмоциональность, выразительность речи, живость эмоций очень часто проявляются у дошкольников в игре и в свободном общении (радость, восторг, обида, огорчение, гнев) и угасают, теряются в вынужденной ситуации (например, педагог говорит: «Расскажи сказку выразительно, красиво, передавая характер и настроение героев»). То же случается при составлении рассказов, связных высказываний или при построении ответов в ходе беседы со взрослым, когда ребенок замыкается (речь его становится тихой, монотонной, мало модулированной).

Больше возможностей в этой отношении имеют пересказы. Это связано с тем, что дети получают образец речи взрослого и подражают его мимике, интонации.

Бывает так, что проявление эмоций, очень живо и выразительно дающееся младшим дошкольникам (в случае подражания взрослому. «Вот как рассердился Михайло Иванович!»; «Вот как плачет Аленушка!»), в меньшей мере или вообще не выполняется детьми более старшего возраста. Зависит это от индивидуальных психических особенностей ребенка.

В каждой группе есть дети с эмоциональной, яркой речью, которые самостоятельно используют основные средства выразительности, экспериментируют, пробуют варианты для достижения лучшего результата, часто помогают своим товарищам произнести ту или иную реплику, показать ситуацию.

Педагогическое наблюдение позволяет выделить среди дошкольников несколько групп:

1)  дети, имеющие выраженную, эмоциональную речь и не стесняющиеся в присутствии сверстников или взрослых;

2) дети, проявляющие живость и выразительность лишь в кругу хорошо знакомых и близких людей; в новой же обстановке они теряются, конфузятся, замыкаются;

3) дети безынициативные, с невыразительной речью и мимикой, скованные, но легко подражающие средствам выразительности взрослого и в ходе тренировочных упражнений закрепляющие их и демонстрирующие в дальнейшем;

4) дети, имеющие очень низкие внешние эмоциональные проявления, отказывающиеся от публичных выступлений.

Опыт показывает, что формирование выразительной речи у дошкольников можно осуществлять с помощью игры и отдельных игровых действий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности [5].

Особо надо выделить театрализованные игры с сюжетным замыслом и ролевыми действиями. Одна из ведущих ролей в них принадлежит взрослому. Дети вначале будут только зрителями. Речь педагога на этом этапе служит им образцом для подражания. Они стараются прочувствовать интонации, особенно построенные на контрастах. Постепенно творческая активность детей возрастает, у них развиваются мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. 

Кроме театрализованных игр развитию выразительности речи могут способствовать и другие их виды: подвижные, словесные, дидактические, а также игровые упражнения, которые могут использоваться как самостоятельно, так и включаться в какие-либо занятия.

Прежде чем развивать у ребенка мимическую выразительность, следует сначала научить его узнавать, а затем и воспроизводить, передавать эмоциональное состояние при помощи мимики.

Игровые упражнения на развитие мимики

Мимический кубик; Зеркало

Ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика.

Какой овощ/фрукт едят дети?

■ Дети изображают мимикой эмоциональное состояние по заданию взрослого. Например: «Вы откусили кислый лимон (сладкое яблоко)».

■    Один ребенок показывает, а остальные угадывают. Например: «Вова ест яблоко, а какое?»

Кто это сказал?

По интонированной фразе дети находят соответствующее мимическое выражение среди предложенных картинок.

Облака

■    Прослушав стихотворение, дети находят облачко с соответствующим мимическим выражением.

■    Ребенок рисует мимическое выражение на облаке после прослушивания.

Вот облачко веселое смеется надо мной:

«Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!» Я тоже посмеялся с ним: «Мне весело с тобой!» И долго-долго облачку махал я вслед рукой.

Выбери ребенка

Взрослый читает стихотворения А. Барто «Зайка», «Бычок», «Мишка», «Лошадка» и задает детям вопросы. Они выбирают нужную картинку среди изображений веселого, грустного, испуганного, злого ребенка.

■   Кто из ребят бросил зайку?

■   Кто из ребят испугался за бычка?

■    Кто из ребят пожалел мишку? •   Кто из ребят любит свою лошадку?

Гномик

Дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состояниям.

■    «Гномик гулял по лужайке и увидел зайчика.

— Какие длинные у тебя ушки! — воскликнул гномик».

•   «Гномик вышел из домика и встретил мальчика.

—  Здравствуй, мальчик! Какое чудесное сегодня утро!

— Вот еще, буду я с каждым разговаривать, — буркнул мальчик и пошел дальше».

Мимический диктант

Взрослый читает эмоционально окрашенный текст, по ходу которого дети последовательно выставляют карточки-пиктограммы с соответствующими мимическими выражениями и сами воспроизводят их.

«Оля пошла погулять. — Как ласково светит солнышко! Мне тепло и приятно.

Оля увидела цветочек:

— Ах! Какой красивый цветочек! Как приятно он пахнет!

На цветок села пчела.

—  Ой, а вдруг она меня ужалит?!

И Оля махнула рукой, чтобы прогнать пчелу.

—  Мама, мама! Меня ужалила пчела, как больно!»

Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркивать особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как ребенок нашел огромный гриб и удивился, или испугался в зоопарке льва, а мама его успокаивала.

Детям предлагаются упражнения:

—  на изменение силы голоса («Тихо — громко», «Далеко — близко»);

— его высоты («Кошка и котенок» , «Медведица и медвежонок»: дети приговаривают «мяу» или «топ-топ» низким или высоким голосом; «Аня и Ваня поют песенки: а-а-а»; «Большая и маленькая дудочка: ду-ду-ду» и т.д.);

—  тембровой окраски («Три медведя», «Теремок» и т.д.).

 Детей учат интонациям вопроса, удивления, радости, гнева. Так, ребенок может удивиться: «Ах!»; испугаться: «Ох!»; рассердиться: «Ух!»; огорчиться: «Эх!».

Игровые упражнения

на формирование высказываний

По мере увеличения речевых возможностей детей меняется и содержание игр. Теперь они включают в себя детские высказывания, окрашенные интонационно и мимически.

Мимический кубик; Повтори фразу

Дети повторяют предложенную или самостоятельно составленную фразу с выпавшей на кубике или заданной педагогом интонацией.

Листья; Снежинки,  Разговор из гаража; Подслушанный разговор

На картинках изображены листочки (снежинки и др.) со схематичным рисунком различных эмоциональных состояний. Дети рассматривают их, узнают и рассказывают, о чем думают или что чувствуют.

Например, грустная машина в гараже: «После долгой дороги я стою пыльная, грязная, а хозяин ушел и забыл меня помыть». Веселая машина: «Сейчас придет мой хозяин, и мы с ним отправимся в удивительное, радостное путешествие!»

Дождевые капли переговариваются, спрашивая друг у друга и отвечая: «Кап-кап-кап»; колокольчики изумляются: «Динь-динь-динь»; барабан сердится: «Бом-бом-бом».

Разговор в корзинке; Конкурс на грядке

Дети надевают на руку «браслет» с изображением овоща или фрукта с каким-либо мимическим выражением и с помощью мимики и интонации передают разговор, соответствующий заданному эмоциональному состоянию.

Сломанный телевизор

Дети составляют предложение или рассказ по предметной или сюжетной картинке, передавая заданное эмоциональное состояние.

Прочитай письмо; Составь рассказ

Дети составляют рассказ (письмо) по двум-трем эмоциональным состояниям, изображенным на карточках-пиктограммах.

Маски

Задавая вопросы типа: «Я веселый? Я грустный?», ребенок узнает свою маску и затем повторяет фразу (отвечает на вопрос, рассказывает стихотворение) с соответствующей интонацией.

Упражнения на внешнее проявление эмоций и интонирование фраз можно проводить как на занятии, так и в свободное время. Можно восхититься новым платьем Ани, огорчиться из-за отсутствия Марины, обрадоваться появлению Иры после болезни. На прогулке рассмотреть снежинку и удивиться ее необычной форме, а потом расстроиться, что она растаяла.

Словом, именно от систематичной и кропотливой работы педагога-логопеда, требующей терпения и изобретательности, зависит то, овладеют ли дети яркой, эмоциональной речью, будут ли использовать в ней все средства выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....