Мастер-класс «Развиваем пальчики – стимулируем речь».
консультация по логопедии на тему

Миразизова Ольга Васильевна

Традиционные  и нетрадиционные пальчиковые игры на практике 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс  «Развиваем пальчики – стимулируем речь».

Материал: крышечки от бутылок, маленькие резиновые и массажные мячики, Су-Джок, орехи, карандаши, бельевые прищепки, картон ножницы,нитки бумага, клей.

Оборудование: мультимедийный проектор (для показа слайдов по тексту)
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе

Цели: Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию различных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей-дошкольников с нарушениями речи.

Задачи: Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи через вариативность методов игрового взаимодействия ребенка и взрослого.

Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования  традиционных и нетрадиционных пальчиковых игр.(слайд 1)

Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают?(ответы) .
Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Исследования учёных показали что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки – она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколений в поколения, т. к. люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а филосов И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова М. Монтессори.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.

(Слайд 2)Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение  организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи.

(Слайд 3) Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев,- говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.

Уважаемые  коллеги, я думаю вы согласитесь со мной, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

(слайд 4)Пальчиковая гимнастика для детей – это пассивные или активные движения пальцами рук. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, детские пальчиковые игры (сопровождение рифмованных текстов движениями).

Правила, которые необходимо соблюдать в процессе выполнения пальчиковой гимнастики: 1. нагрузка на левую и правую руки ребенка должна быть равномерной; 2. каждое игровое задание и упражнение должно заканчиваться расслабляющими движениями; 3. пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна быть использована ежедневно.(Слайд 5)

Пальчиковые игры условно разделяются на группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием наглядности и атрибутики.

1-я группа  - пальчиковые игры без предметов;

2-я группа – пальчиковые игры с использованием атрибутики;

3-я группа пальчиковые игры с предметами. (Слайд 6)

Я сегодня хочу вас познакомить с пальчиковыми играми с предметами из пособия известного петербургского логопеда О.И. Крупенчук

Пальчиковые игры с предметами развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Для этих упражнений нужны следующие предметы: прищепки, пробки, счётные палочки, платочки. (Показ)

Каждое упражнение с предметом сопровождается стихотворением. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

Практическая часть

Но, а сейчас я предлагаю поиграть вам в некоторые пальчиковые игры.

Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми:

Для начала сделаем массаж пальчиков и ладоней:

Игра с мячиками:

Для этого мы используем массажные гладкие  мячики (Можно катать по ладошке, столу, коврику) 
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку .(гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну
Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой) .

Игра с су -Джоком         (в переводе с китайского су-кись, Джок -стопа)

По канонам восточной медицины на кистях, стопах и пальцах находятся точки (зоны) соответствующие внутренним органам. Стимуляция этих точек позволяется справиться со многими заболеваниями и стимулирует работу всех внутренних органов

Будем в шарик мы играть

Своим ручкам помогать

Шарик пальчиком катаю

Ловкость пальцев проверяю

Ты колючий шарик мой

Подружись сейчас со мной!

Игры с грецкими орехами – катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
«Научился два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать».

Игры с карандашами.

6-ти гранные карандаши

Девочки и мальчики

Разминаем пальчики

Карандашиком потрем

И ладошку разомнем.

Карандаш в руке катаю

Между пальцев я верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Пальчиковая игра «Башмачки»:
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
Другая рука:
Каждый пальчик будто ножка
Только шаркает немножко.

Упражнения для всех суставов пальцев с элементами сопротивления.
(Каждое упражнение выполняется по 5 раз).

Упражнение"Лезгинка"

Руку сжать в кулак. Резко разжать.
«Крепко пальчики сожмем.
После резко разожмем».

Две руки – одно число.
Играющие встают перед ведущим или усаживаются на ковре.
Ведущий называет какое-нибудь число в пределах первого десятка. Задача играющих – показать это число на пальцах, но не на одной, а на двух руках. То есть представить число в виде суммы слагаемых.
Покажи соседа

В игре участвуют трое детей и ведущий. Ведущий называет число в пределах десятка. Ребёнок в центре показывает это число на пальцах, ребёнок стоящий справа от него должен показать число, на единицу больше названного. А ребёнок стоящий слева – число на единицу меньше названного. Дети усваивают закономерность: числовой ряд выстраивается слева направо.
В совместной деятельности возможно варьирование упражнений и повторение их в различных ситуациях, замечен большой интерес к выполнению многих игр и упражнений. Многие из детей хорошо справлялись со всеми заданиями и проявляли творческий подход к выполнению упражнений.

(слайд 8 ) Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.  Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

• мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки;

• отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации;

• работа с пластилином, бумагой, тканью;

• игры с бусами,  — перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество бус (в прямом и обратном порядке).
«Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю». (упражнение проводится с педагогами)

• игры с канцелярскими резинками или резинками для волос (для этого нужно резинку надеть на большой и указательный пальцы и растягивать её из стороны в сторону);

• выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;

• игра на воображаемом пианино

• игра «Пальцеход» может проводиться с помощью решетки для раковины. «Ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам. На каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу. Можно ходить средними и безымянными, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочерёдно или одновременно и т. д.
«В зоопарке мы бродили,                 «Идёт собака, кот идёт,
К каждой клетке подходили                  И дождь идёт и град…
И смотрели всех подряд —                 Ещё часы идут вперёд,
Медвежат, волчат, бобрят».               Хоть на столе стоят».

(упражнение проводится с педагогами)

• игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

Куклы-ходилки. Для развития диалога и монолога- куклы танамарески, куклы ходилки (куклы с дырочками с разными персонажами сказок).

Гонзики - это смешные "глазки", которые надеваются на пальчики и "оживают" в руках детей и взрослых. Гонзики помогают в развитии у детей мелкой моторики, речи, памяти, внимания, творчество, воображение и фантазии. Гонзики могут разговаривать, петь, читать стихи и даже учавствовать в театральных сценах.

1. Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Предлагаем вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

Например, мастер на все руки, золотые руки, положа руку на сердце, рукой подать, руками развести, руки опускаются, обеими руками «за», своя рука – владыка, чужими руками жар загребать, руки не оттуда растут, как рукой сняло

2. Рассказать стихотворение с помощью рук.

3. Вырезать заготовки из картона и дополнить их прищепками, чтобы получился узнаваемый предмет, приклеить нитки по контуру букв клеем- ниткография - рисование нитью.

Итог мастер-класса:

Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка;

— функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т.к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом;

-развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением;

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

ВСЕМ СПАСИБО!

Подготовила и провела учитель-логопед: Миразизова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Развиваем пальчики - улучшаем речь»

Мастер класс «Развиваем пальчики - улучшаем речь» Цель. Повышение компетентности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики руки у детей дош...

Мастер класс «Развиваем пальчики - улучшаем речь»

Мастер-класс для детей и их родителей«Развиваем пальчики - улучшаем речь»на тему «Гостинцы для лесного жителя»Цель. Повышение компетентности родителей по использованию разных приемов и спосо...

Мастер – класс «Развиваем пальчики»

Цель: Показ родителям приемов и способов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в домашних условиях....

Круглый стол для родителей и воспитателей «Развиваем пальчики – стимулируем речь»

Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных заняти...

«Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»

«Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»...

Мастер - класс "Развиваем пальчики, развиваем ум"

Данный материал подготовлен в помощь воспитателям для коррекции и развития мелкой моторики рук у дошкольников....