Развитие пространственного восприятия у детей с ОНР через Леготехнологии
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Представлен опыт работы логопедиской группе развитие пространственных представлений с использованием Леготехнологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие пространственного восприятия у детей с ОНР с использованием  ЛЕГО –технологий.

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одно из которых является ЛЕГО -технология. Отличительной  особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Это даёт возможность формировать у детей с ОНР как речевую, так и связанные с ней не речевые виды деятельности. 

•    С поделками из конструктора  ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например, клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
•    При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции  вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
•    В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.
•    Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся логопедическая работа воспринимается им как игра.
•    Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей. 
•    Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. 

Актуальность выбора темы обусловлена важностью формирования пространственного восприятия и пространственных представлений , так как такие нарушения приводят к трудностям в обучении в школе. Это проявляется  в учебной деятельности:

-в поведении- ошибки в выполнении правил расположения учебных предметов на парте, ошибки в направлении движения;

-в чтении- суженный круг различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению;

-в рисовании- неумение расположить рисунок в пространстве листа .При выполнении задания копирования рисунка по образцу дети выполняют в зеркальном отражении;

-в письме- неумение соотнести букву и линии в тетради, смешение верха и низа сходных букв, зеркальные ошибки- всё это является основными причинами возникновения оптической дисграфии. Она проявляется в заменах и искажениях графического образа букв:

А)замена графически сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве, или букв , отличающихся одним дополнительным элементом

И-Ш, Л-М,Т-Ш, В-Д

Б) зеркальное написание: С-Э, пропуски элементов букв, особенно когда соседние  буквы имеют одинаковые элементы : ау-аи,   написание лишних элементов Ш-, неправильное расположение элементов: Х -, Т-, ;

Кроме того, дети с нарушением пространственных представлений испытывают большие трудности в усвоении предлогов, что в свою очередь приводит к трудностям в овладении предложными конструкциями.

По И.П.Павлову в основе  формирования пространственной ориентировки лежит механизм образования временных связей.

Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:

1.-  ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;

2. - ориентировку в окружающем пространстве;

Ребёнок учится дифференцировать правую и левую руки раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие пространственных представлений осуществляются у него на основе дифференциации правых и левых частей тела, в первую очередь на основе выделения ведущей руки.

Дальнейшая дифференциация правой и левой стороны тела формируется на основе умения выделять правую руку. Различение левой руки у ребёнка в этот период осуществляется только через правую руку.

Используя зрительные ощущения своих рук, ребёнок начинает различать правые и левые части тела.

Развитие речевых пространственных дифференцировок происходит значительно позже.

Ориентировка детей в окружающем пространстве формируется также в определённой последовательности. Первоначально положение предметов (справа или слева) ребёнок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку т.е. ближе к правой или левой руке. При этом дифференциация направлений сопровождается двигательными реакциями рук и глаз вправо или влево.

При устранении пространственных нарушений у детей необходимо учитывать указанные закономерности формирования пространственных функций в онтогенезе и в связи с этим проводить логопедическую работу по следующему плану:

1.   -дифференциация правых и левых частей тела (соматогнозис) ;

2.   -ориентировка в окружающем пространстве (что вверху, внизу, справа, слева; пространство и я; пространство на листе бумаги);

3.-уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

Первый этап работы начинается с того, что мы учим детей дифференцировать правую и левую части тела. Эта работа начинается с выделения ведущей правой руки.

Ребёнку предлагаются такие задания:

    Показать, какой рукой надо есть, рисовать, здороваться. Затем, предлагаю  сказать, как называется эта рука. В случае затруднений логопед сам даёт ответ, а дети повторяют несколько раз. Далее даёт задание поднять правую руку и назвать её.

  Показать левую руку. Доброжелательно рассмотреть детей (левшей) и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми, что и следует запомнить.

Поднять то левую, то правую руку. Чтобы детям было интереснее,  используем  детали ЛЕГО.

Предлагаю поднять то правой, то левой рукой жёлтый кирпичик, красный кубик, чёрного, жёлтого и т.д. человечка, а также и другие детали конструктора .Можно задания усложнять : «правой рукой взять высокую башню, а левой низкую»

Закрепить различение и название рук с помощью схемы-контуры ладоней. Подойти, приложить кисть, определить руку. Игра «Подбери и назови пару»(варежки).

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации правых и левых частей тела; соотнести части тела с правой рукой , назвать их(правая нога, щека, глаз, ухо, бок и т.д.). Соотнести с левой рукой части тела, назвать их (левое колено, плечо, локоть и т.д.). По инструкции логопеда показать. например, правую бровь, левый глаз. Детей следует упражнять до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела.

Предлагаются и более сложные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу.

Второй этап – ориентировка в окружающем пространстве.

Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой стороне тела. А также речевых обозначениях левой и правой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:

Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку, т.е. к самому себе.

 Для решения  этой задачи используем детали конструктора ЛЕГО «Дупло».

Вначале даём задания определить пространственное положение предметов, находящихся справа от тебя, слева и т.д. Это могут быть как части конструктора , так и постройки , выполненные ранее ребёнком. Если при выполнении этих заданий у ребёнка возникают затруднения. То необходимо уточнить, что справа-это значит ближе к правой руке, а слева-ближе к левой руке.

Использование любимого ЛЕГО и собственных конструкций (домик, машинка, самолёт, робот ит.д.) с которым он играет, трогает их, передвигает, то есть совершает манипуляции, работа по определению предмета в пространстве проходит в игровой форме.

Далее пространственные отношения закрепляются в речи.

Ребёнку задаются вопросы: «Какие домики стоят справа? КАКОГО цвета? Сколько этажей?»

«Кто слева гуляет на лужайке? Почему им нравиться гулять на травке? (петушок и курочки».

  Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами.

Сначала логопед уточняет расположение двух предметов. Здесь можно использовать разнообразный материал по лексическим темам. Например, домашние животные.

Перед ребёнком зелёное плато, назовём её «лужайкой» Затем логопед предлагает взять правой рукой

Корову и поставить её  возле правой руки, взять левой рукой лошадь и поставить возле левой руки.

Затем задаёт вопрос: «Где находится корова, справа или слева от лошади?»

В дальнейшем можно давать следующие задания: «Поставить телёнка справа от коровы, а жеребёнка слева от лошади. Где находится телёнок по отношению к лошади -справа или слева? Где находится жеребёнок по отношению к корове –справа или слева?»

Затем аналогичную работу логопед проводит по определению пространственного расположения

трёх предметов. Даётся следующее задание: «Поставь дом прямо перед собой. Слева от него посади дерево, а справа от него –цветы».Выполняя такие задания , ребёнок обучается  в игре и легко усваивает материал.

Знакомство со схемой тела стоящего напротив.

А) Ребёнок, стоя спиной к детям поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том , что вызванный ребёнок выполнил инструкцию правильно.  

Б) Не отпуская поднятой руки, ребёнок поворачивается лицом к товарищам. Дети , сопоставив положение его поднятой руки со своей , делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц , стоящих друг против друга.

Дети старшего возраста , используя ЛЕГО , создают декорации и модели по различным сюжетам сказок и бытовых сцен. Это даёт возможность детям усваивать материал легко, не испытывая затруднений.

Таким образом, проведённая работа показала, что  использование  ЛЕГО в коррекционной работе позволяет логопеду добиваться положительных результатов не только в развитии неречевых процессов, но и всей речи в целом.

Литература:

1.Логопедия под ред. Л.С.Волковой.

2.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Садовникова И.Н.

3.Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. М., Владос, 2003

4.Ткаченко Т.А. Если дошкольник говорит плохо. СПб., 1998 год.

5.Смирнова Л.Н. Логопедическая в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи, М., 2002 год.

6.Крупенчук О.И., Научите говорить меня правильно! СПб.,2001год.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.

Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития....

Использование методов Моделирования как средства развития пространственного восприятия у детей с тнр.( Технология Е.Н.Потаповой)

Использование методов Моделирования как средства развития пространственного восприятия  у детей с тнр.(Технология Е.Н. потаповой)...

Использование лабиринтов в развитии пространственного восприятия у детей с нарушением зрения

В данном материале представлена методика использования игр-лабиринтов в развитии пространственного ориентирования у детей с нарушением зрения...

Картотека игр по развитию пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Картотека игр по развитию пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)...

Игры и упражнения на развитие пространственного восприятия у детей

НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ:- В схеме собственного тела «на себе»;- в окружающем пространстве «от себя»;- ориентировка на внешних объектах....

"МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ТНР" (Технология Потаповой Е.Н.)

Когда-то мне попалась на глаза книга  Е.Н.Патаповой «Радость познания». Ознакомившись с материалом, я заинтересовалось методикой автора. Предложенный метод Евгении Николаевны дал наст...