"МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ТНР" (Технология Потаповой Е.Н.)
статья по логопедии

Бочкарева Ольга Станиславовна

Когда-то мне попалась на глаза книга  Е.Н.Патаповой «Радость познания». Ознакомившись с материалом, я заинтересовалось методикой автора. Предложенный метод Евгении Николаевны дал настрой на свой параллельный поиск для улучшения коррекционной работы. Основательно проработав её метод, ввела в свою практику новые элементы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_modelirovanie_pri_pomoshchi_reshetki.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЛЯ  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ТНР.

Бочкарева  О.С., учитель-логопед

МБДОУ детский сад № 82 г. Иркутска

Для многих детей  научиться читать ,а в последствии и грамотно писать - действительно проблема.

Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Практика моей работы показывает, что у детей с расстройствами речи наблюдается в разной степени выраженное  нарушение развития пространственного восприятия, наблюдается общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии тонких движений пальцев рук.

- По большому счёту, причина одна – общее недоразвитие речи.

Когда-то мне попалась на глаза книга  Е.Н.Патаповой «Радость познания». Ознакомившись с материалом, я заинтересовалось методикой автора. Предложенный метод Евгении Николаевны дал настрой на свой параллельный поиск для улучшения коррекционной работы. Основательно проработав её метод, ввела в свою практику новые элементы.

Первое, с чего я начала: с тренировки движений пальцев рук, включая различные виды упражнений, которые были направлены на развитие ловкости, точности, синхронности движений пальцев рук, а также проводила упражнения общего характера, включённые в различные виды деятельности: Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, весьма полезна и для подготовки руки к письму.

1.Конструирование из кубиков домиков, башен, и т.д., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

  1. Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрёшек, пирамид, чашечек, кубиков, счёт, бус.)
  2. Составление предметных разрезных картинок, кубиков,

геометрических фигур.

4.Раскрашивание контурных предметов изображений цветными карандашами.

 5. Обведение контуров предметных изображений.

 6. Вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам.

 7. Наматывание ниток на катушку, клубок.

           8. Работа с мозаикой.

 9. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.

10. Многократное поочерёдное выполнение движений руки:

           кулак – ладонь – ребро.

          11. Поочерёдная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь;  затем наоборот; правая рука – кулак, левая – ладонь. и т.д.

 Итак, от простого к сложному.

Работа по формированию тонких движений пальцев рук велась систематически.

Помимо перечисленного успешно использовала игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов - потешек. Эти игры создавали благоприятный эмоциональный фон, обеспечивали хорошую тренировку пальцев, способствовали развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи.

  И я увидела, как подключение к работе тактильных ощущений благотворно влияют, улучшает и ускоряет развитие  психических процессов в логопедической практике, и в системе  коррекционно-воспитательной работы с детьми, которые страдают ТНР.

   Знакомясь с буквой, дети воображают, на что она похожа, из каких элементов состоит, Сколько нужно палочек, или полукругов, или круга, каких? чтобы её сконструировать.

Букву вырезаем из наждачной бумаги, ощупываем её, наклеиваем в альбом, рядом из цветной бумаги если гласная, то красная и соответственно согласная синяя.

   Ниже из геометрических фигур строим предмет на эту букву, штрихуем его.

Дома закрепляют, наклеивают картинки на заданную букву. Обведение по геометрическому трафарету фигур, помогает детям не искажать пропорции и форму. Штриховка подводит детей к пониманию симметрии.

А сколько фантазии изобретательности нужно проявить ребёнку, моделируя, предмет на заданную букву , ракету на Р, фонтан на Ф,  Аэродром на А,

Моделирование. Составление и штриховка предметов – это и способ развития речи, так как мы  всегда работаем над словом,  составляем предложения с этим словом, небольшие рассказы по теме.

Используем такие приемы как выкладывание букв из зёрен, с каждым разом размеры зёрен уменьшаются: (рожь, рис, гречка, пшено, манка) Разрываем бумагу на мелкие части, потом ещё на более мелкие и тоже использовали для моделирования букв. Лепим из пластилина,  делаем буквы из проволоки, обводим по точкам, рисуем в воздухе рукой, а на доске водой, отличаем правильные буквы от неправильных, занимаемся ниткографией (с помощью толстой шерстяной нитки или верёвочки изображаем букву на кусочке фланели).

Для моделирования буквы мы с детьми пользуемся «решёткой» дощечка с дырочками от игры мозаика. На первых этапах мы просто обводили дырочки моделировали предметы- цветочки, домики, солнышко, а затем стали применять и для моделирования букв. Здесь у ребёнка идёт процесс не только тренировки детской руки, но и, развитие пространственной ориентировки, развитие ручного праксиса, развитие воображения, развитие графических навыков, развитие мышления от абстрактного к конкретному. При использовании «решётки» происходит тот же самый процесс моделирования букв в сознании ребёнка, как бы автоматической системы с главной обратной связью по зрению. И поскольку эта обратная связь наиболее информативна, она активно помогает развиваться тактильным рецепторам, что в качестве эффективного средства по совершенствованию речи дошкольников можно использовать игровое пособие «Решетка». Оно позволяет ребенку зрительно соотнести картинку, схему с  понятиями «слово», «текст», научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников с нарушением речи, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального

«Решетки» могут использоваться:

- в образовательном процессе с интеграцией в занятия;

(на фронтальных,  подгрупповых и  индивидуальных занятиях);

- в самостоятельной деятельности детей;

Всё это в целом помогает решить следующие задачи:

 развитие фонематического слуха и фонематических представлений; развитие навыков звукового анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, соотнесение звуков между собой, определение последовательности звуков в слове);

 развитие зрительного восприятия, формирование чёткого зрительного образа букв;

 обогощение словарного запаса, формирование  умения произносить и читать слова

   различной звукослоговой структуры.

Вся эта работа направлена на предупреждение дисграфии  у детей с ТНР  при обучении грамоте.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся находить одинаковые фигуры : пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста 4-е издание стериотип – М., Дрофа, 2004-40с.

2. Мозанова Е.В. Коррекция оптической дизграфии - М.: Издательство ГНОМ и Д 2006-88с.

3. Потапова Е.Н. Радость познания -М.: Просвещение.1999. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Метод моделирования как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста»

Использование в работе метода моделирования способствует повышению качества образования по развитию речевого творчества у дошкольников.  Ведет  к положительным сдвигам в речевом и  умст...

Использование методов Моделирования как средства развития пространственного восприятия у детей с тнр.( Технология Е.Н.Потаповой)

Использование методов Моделирования как средства развития пространственного восприятия  у детей с тнр.(Технология Е.Н. потаповой)...

Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2023 гг

laquo;Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моде...

«Метод моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литерат...

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО 3D-МОДЕЛИРОВАНИЮ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «3D-МОДЕЛИРОВАНИ

В сборнике дано описание заданий по 3D-моделированию, направленных на развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста, при организации непосредственно образовательной и допол...

План по самообразованию «Метод моделирования как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста»

     Использование в работе метода моделирования способствует повышению качества образования по развитию речевого творчества у дошкольников.  Ведет  к положительным сдв...