Главные вкладки

    Метод моделирования как средство развития связной речи дошкольников.
    проект по развитию речи (средняя группа) на тему

    Проектная деятельность в детском саду

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проектная деятельность в детском саду

    Тема: Метод моделирования как средство развития связной речи дошкольников.

    Автор: Воспитатель первой квалификационной категории Гребнева О. Л.

    УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА

    В старшем дошкольном возрасте, речь детей интенсивно развивается. Она служит детям источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим, большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.

    Условия МБДОУ.

    Образовательной программой, реализуемой в МБДОУ, является «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

    Педагогический коллектив детского сада №5 постоянно проявляет интерес к проблеме развития связной речи детей.

    Условия группы.

    В группе имеется достаточное количество дидактических игр, пособий, настольно-печатного и речевого материала, картин, сюжетных картинок, моделей, карточек-схем, настольные и пальчиковые кукольные театры, способствующие развитию речи детей.

    Родители.

    Родители считают работу по развитию связной речи детей важной для развития детей и дальнейшего успешного обучения их в школе, где речь для них станет источником знаний и средством общения.

    Группа детей.

    Дети обладают достаточно сформированным познавательным интересом и мотивацией, а так же интеллектуальным потенциалом для активного освоения содержания данного опыта.

    Педагог.

    Владеет наиболее эффективными методами и приемами направленные на развитие связной речи, способствует созданию интереса и мотивации к речевой деятельности у детей. В своей работе использует метод моделирования. Владеет диагностикой развития речи детей.

    Проблемы детей:

    односложная, состоящая из простых предложений речь: неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

    • бедность речи: недостаточный словарный запас;
    • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
    • неспособность построить монолог: например, сюжетный или

    описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

    • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
    • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать

                  интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;

    • плохая дикция;

    АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

    Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании и обучении детей. В системе задач по развитию речи дошкольников одно из ведущих мест занимает формирование связной речи. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, является решающим условием для развития личности ребенка. Значение развития связной речи выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов обучения. Использование методов моделирования в процессе обучения способствует развитию нагляднообразного мышления, что дает широкие возможности для проявления самостоятельности и творчества детей. Развитая связная речь является важным условием обучения детей в школе.

    В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание. Работая с детьми, столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение. На основании этого выстроила систему работы по обучению детей моделированию.

    НОВИЗНА ОПЫТА '

    По степени новизны опыт является поисково-изобретательским, т.к. при разработке конспектов занятий применяются новые сочетания известных методов и приемов, по новому рассматривается степень их взаимодействия на создание интереса к речевой деятельности в процессе специально организованного обучения, а также эффективного влияния на развитие речи в целом.

    •  раскрытие одного из возможных подходов к созданию условий, способствующих развитию речи детей;
    • создание целостной системы элементов педагогической работы со старшими дошкольниками, нацеленной на развитие связной речи детей;
    • предложение практического использования методики J1.A. Венгера в качестве средства моделирования.
    •  Разработка путей интегрирования системы работы по развитию связной речи детей через средства моделирования в образовательную программу и педагогический процесс МДОУ.
    • Создание специально развивающей среды.
    • Подбор и создание специального педагогического инструментария для определения качества работы и отслеживания ее результатов.

    ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

    Создание условий для успешного развития способностей детей к словесному творчеству. Включение дошкольников в активную творческую деятельность

    на основе сотрудничества, как одного из условий психической комфортности в образовательном процессе.

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

    Опыт основывается на следующих достижениях педагогической науки и педагогического опыта:

    • Методика моделирования Л.А.Венгера;
    • О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»; «Развитие речи и творчества дошкольников»;
    • Н. Веракса, О. Дьяченко «Преобразование знакомых и сочинительство новых сказочных историй по схемам, по рисунку, по модели»;
    • В. Гербова «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок», №8, 1998г.;

    ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

    Цель: развитие способностей к словесному творчеству детей.

    Задачи:

    • совершенствование коммуникативных способностей;
    • расширение, уточнение и активизация словаря;

    развитие умения пользоваться средствами художественной выразительности;

    • развитие у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;
    • формирование создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей, узнавать различные ситуации по заместителям;
    • развитие умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа;
    • формирование интереса к словесному творчеству;
    • обучение детей построению полных и выразительных ответов;

    Принципы:

    • принцип взаимосвязи обучения и творчества, как важного фактора формирования творческой личности;

    принцип систематичности и последовательности, индивидуальнодифференцированного подхода в обучении;

    • принцип подбора материала в соответствии с возрастными возможностями ребенка, с его доступностью и повторяемостью;
    • принцип личностно-ориентированного подхода, предоставляющего ребенку свободного выбора деятельности, партнера, средств;
    • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

    Формы реализации педагогического опыта.

    Основной организационной формой НОД является игра. НОД взаимосвязаны по тематике. Предполагается чередование индивидуальной и коллективной работы. Практикуется работа вне НОД.

    Освоение познавательного содержания опыта происходит вне НОД в формах совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей. Обучение ведется с опорой на повышенную самостоятельность детей, педагог при этом

    выразительное чтение детям стихов, игры - драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной выразительности.

    • Развитие умственных способностей - задания на развитие мышления и воображения:

    а)        формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказок и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях.

    б)        развивать умение использовать готовую пространственную модель (наглядный план ) при пересказе знакомого текста. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе.

    в)        развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.

    Содержание.

    • Игры с геометрическими фигурами.
    • Знакомство детей с символикой (способ изображения животных, людей, различных предметов с помощью геометрических фигур), внесение знаковой символики в речевую деятельность детей.

    Цель: научить детей видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину модели.

    Приемы работы: дидактические игры: «Шкатулка со сказками», «Сказки волшебного сундучка», «Подбери по цвету», «Найди пару», «Что это означает?», «На что похоже?».

    Обыгрывание заместителями бытовых сюжетов.

    • Использование картинок-символов в качестве опоры для запоминания словесного материала (заучивание стихотворений и потешек).

    Картинки-схемы являются для детей опорой для запоминания словесного материала. Это происходит путем соотнесения слова или выражения с рисунком, наиболее подходящим по смыслу. Использование знаковой символики при пересказе облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Модельки размещаются последовательно, перед глазами детей появляется наглядный план пересказа. Самое главное при обучении пересказыванию - выставлять модели когда идет беседа о содержании произведения. Карточки - символы характеризуют каждую часть текста, дают возможность пересказывающему не упустить главную мысль произведения.

    • Использование схем для составления описательных рассказов (одежда, обувь, овощи, фрукты, игрушки, времена года, животные птицы и т.д.)

    Схемы дают возможность последовательно составить рассказ, не пропуская и не повторяя признаки. Каждый символ схемы означает

    выступает организатором познания. Для создания эмоционального настроя используются музыка и художественное слово. НОД, совместная и самостоятельная деятельность детей организуется в помещениях группы, музыкальном зале, на участке МБДОУ.

    Методы и приемы.

    1. Наглядные.

    • рассматривание иллюстративного материала
    • использование наглядных пособий
    • использование картинок-символов
    • использование плана
    • использование знаковой символики
    • использование графической аналогии
    • Практические.
    • творческие задания с применением образца
    • игры с геометрическими фигурами
    • картинный план (моделирование)
    • экспериментирование
    • создание проблемной ситуации
    • внесение и обыгрывание игрушки
    • творческие задания
    • Словесные.
    • вопросы (к детям, детей)
    • объяснения (пояснения, указания, напоминания)
    • беседа
    • словесные дидактические игры
    • совместное составление рассказа
    • рассказы (педагога, детей)
    • опорные слова
    • чтение художественной литературы

    Направления работы с текстом.

    • Знакомство с текстом
    • Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной речи.

    Это направление включает в себя следующие виды работы:

    1. выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй;
    2. описание        предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных - грустный, веселый и т.д .
    3. обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же

    для ее рассказывания. Данная модель применяется для обучения рассказывания волшебных сказок: «Царевна лягушка», «Хаврошечка», «Лисичка - сестричка и серый волк».

    Модель представлена в виде рамочек со стрелками, в которые помещают фигурки - заместители персонажей. Стрелки, ведущие от одной рамочки к другой, фиксируют последовательность эпизодов, таким образом, выстраивается, наглядный план для рассказывания сказки. От простых, коротких сказок переходим к более сложным, но сам план не удлиняется. Сначала временно-пространственную модель предлагает педагог, а затем дети выстраивают модель совместно с педагогом.

    При знакомстве со сказками можно научить детей выполнять схематические зарисовки отдельных эпизодов сюжета сказки. По простым схематическим рисункам детей можно сочинять сказки, так как они помогают самовыражению, способствуют пониманию себя и других.

    Модели можно использовать не только на занятиях, но и в трудовой деятельности, а также при проведении опытов. Важное место в развитии связной речи нужно уделять играм с моделями. Предложить детям игры «Путаница», «Кто, где живет?», «Ромашка», «Составь целое».

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

    К образовательному процессу по освоению детьми содержания опыта предполагается привлечение родителей, которые помогают организовать праздники и развлечения, изготавливают наглядный материал, выполняют вместе с детьми домашние задания, совершенствуют свои знания и педагогические умения (лекции, консультации, рекомендации, беседы). РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

    Оценка результатов, достигнуты детьми при освоении содержания опыта ориентирована на относительные показатели детской успешности. Применение моделирования заметно активизирует словесное творчество детей.

    • Сформировано умение выстраивать сюжет, связывать между собой части текста;
    • Повысился уровень использования в речи разнообразных средств художественной выразительности.
    • Пополнился и активизировался словарь;
    • Сформировано умение детей давать полные ответы на вопросы, составлять коллективные и индивидуальные рассказы по плану с опорой на сюжетную картинку.
    • Дети научились использовать схемы и модели для составления или пересказа текста;
    • Развита компетентность (умение анализировать ситуацию и находить

    способ решения проблем):        инициативность, самостоятельность,

    коммуникативность, произвольность, воображение, творчество, образное мышление.

    • Ребенок переходит к продуктивной деятельности (созданию собственных сказок), которая обеспечивает развитие воображения,

    какое-то определенное качество предмета: цвет, форму, вкус и т.д. и дает возможность детям лучше запомнить план описания. Сначала воспитатель описывает какой-либо предмет сам, при этом используя как можно больше слов, отвечающих на вопросы, какой? какая? какие? Затем предлагает детям сделать самостоятельно, но по схемам. Сравнение разных предметов и объектов, выделение в них различных общих свойств и функций - главное условие развития смысловой стороны речи. Можно сравнивать не только реальные объекты (игрушки, предметы одежды, мебели), но и воображаемые ситуации (Действия веселого и грустного медвежонка, погоду ранней и поздней осенью, настроение персонажей). Схемы можно использовать на познавательных занятиях и в индивидуальной работе с детьми.

    5. Использование символики для рассказывания сказок.

    • этап. Знакомство с 1 видом модели - сериационный ряд, (сказки «Репка», «Теремок», «Три медведя»)

    Цель: развивать умение использовать заместители для обозначения главного героя, понимать текст на основе построения наглядной модели.

    Модели представляют собой полоски, квадраты, прямоугольники, круги постепенно увеличивающиеся по длине или величине. К одной и той же сказке можно возвращаться несколько раз, постепенно усложняя задания с помощью следующих методических приемов:

    • Моделирование и пересказ сказки по частям.
    • Моделирование сказки одним ребенком.
    • Загадывание с помощью модели эпизода сказки.
    • Сочинение новых вариантов и эпизодов сказки с вводом в сюжет нового героя.
    • этап. Знакомство со 2 видом модели - двигательное моделирование. Цель: развивать умение детей подбирать заместители по заданному внешнему признаку (по цвету, величине); учить строить двигательную модель сказки воспроизводя основную последовательность действий сказки. Данный вид модели применим для ознакомления со сказками о животных: «Колобок», «Лиса, заяц и петух», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка». Важно, чтобы дети отметили тот внешний признак, который выделяется в качестве основного (цвет, размер). После усвоения принципа замещения героев можно предложить более сложный признак не наглядный, а связанный с характером персонажа. Добрый, светлый образ матушки, Аленушки замещают светлыми тонами: голубой, розовый, белый. Плохой образ по характеру поведения, отношения к другим персонажам, злой образ обозначают черным, темно-синим (Ведьма, Баба Яга, хитрая лиса, злой вол к), для закрепления этого отношения к различным героям одной сказки можно провести игру «Лесенка доброты».

    3 этап. Знакомство с 3 видом модели - временно-пространственная

    модель.

    Цель: учить выделять основную сюжетную линию сказки; развивать умение составлять временно-пространственную модель сказки как наглядный план

    образного мышления. Дети стали активнее использовать в речи синонимы, антонимы, сравнения, прилагательные. На вопросы воспитателя стали отвечать полными, выразительными ответами. Большинство детей умеют самостоятельно рассказывать сказки и рассказы, пытаются составлять свои.

    Результатами работы с родителями являются:

    • Осознание важности работы по развитию речи детей;
    • Интерес к театрализованным играм;
    • Возросший уровень общей и педагогической культуры;

    АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    Опыт может быть использован педагогами, работающими со старшими дошкольниками с целью развития у детей словесного творчества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Моделирование- как средство развития связной речи дошкольника»

    « Моделирование- как средство развития связной  речи дошкольника»Дети дошкольного возраста имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связно...

    СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, о...

    Моделирование как средство развития связной речи дошкольников

    В данной консультации педагоги могут актуализировать свои знания и по-новому взглянуть на свою профессиональную деятельность, применив данный метод в работе с  воспитанниками....

    Консультация для педагогов "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"

       Развитие связной речи, овладение родным языком - сложнейшая задача дошкольного образования. Эффективный способ решения проблемы - моделирование, благодаря которому дети учатся обоб...

    Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников. Консультация для воспитателей ДОУ

    На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером...

    Презентация. Применение метода моделирования как средства развития связной речи в процессе ознакомления с комнатными растениями.

    В презентации раскрыты основные понятия моделирования как средства развития связной речи в процессе ознакомления с комнатными растениями у старших дошкольнников  с ОНР, а также методы,  прие...