Консультация Артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Баширова Дарья Валерьевна

 Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_detey.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

 Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений. Артикуляционную логопедическую гимнастику можно проводить подгруппами и индивидуально, при отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить ее надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения артикуляционной гимнастики выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. В начале работы может быть напряженность движений речевых органов: языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.

На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статистические и динамические упражнения, с образными названиями. Статистические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6 – 10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

 АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ:

  1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Выполните его правильно перед зеркалом, затем предложите выполнить ребенку.
  2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут, сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  3. Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания. Каждое упражнение выполняется по 5 раз после показа взрослого.
  4. Когда упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).  Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
  5. Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата.
  6. Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов. Темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
  7. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

               

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

«Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
                                                           Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем

«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой, зубы сомкнуты.

Мои губы – трубочка превратились в дудочку.

«Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь - слонёнок я, видишь – хобот у меня.

Мне понравилось играть,  повторю – ка всё опять.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЩЕК

1. Похлопывание и растирание щек.

2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.

4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух

выходит с силой и шумом.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.
                                                На губу язык клади, пя-пя-пя произноси.

2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 
                      Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
                      Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
                     Раз, два, три, четыре, пять!  Язык можно убирать.

3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 
                                    Язык широкий положи, его края приподними.

4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 
                   Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
                   Острый кончик потяну, до пяти считать начну.
                   Раз, два, три, четыре, пять – иголку я могу держать.

5. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого  к уголкам рта. 
                 

Влево - вправо

Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

6. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 
                  На качелях я качаюсь:
                  Вверх, вниз, вверх, вниз.
                  Я до крыши поднимаюсь,
                 А потом спускаюсь вниз.
7.Чистим зубки. Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.

Чищу зубы, чищу зубы
                    И снаружи, и внутри.
                   Не болели, не темнели,
                    Не желтели чтоб они.

8. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 
                         Я лошадка Серый Бок!  Цок-цок-цок.
                         Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.
                         Если хочешь – прокачу!  Цок-цок-цок.

9. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 
                           Красить потолок пора,    пригласили маляра.
                          Ниже челюсть опускаем, язык к нёбу поднимаем.
                         Проведём вперёд – назад –  наш маляр работе рад.

10. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 
                          Ох и вкусное варенье!
                         Жаль осталось на губе.
                         Язычок я подниму
                         И остатки оближу.

Надеюсь, что мои советы будут интересны и полезны вам, уважаемые родители, и помогут вам в решении речевых проблем ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовая консультация "Артикуляционная гимнастика"

Материал для оформления информационного стенда для родителей...

Консультация - Артикуляционная гимнастика

Консультация для родителей о пользе артикуляционной гимнастики...

Консультация "Артикуляционная гимнастика"

Артикуляционная гимнастика  помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом...

Консультация "Артикуляционная гимнастика"

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Эффективно организованное сотрудничество с родителями позволяет до...

Консультация: Артикуляционная гимнастика

Консультация: Артикуляционная гимнастикаЗвуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речев...

Консультация «Артикуляционная гимнастика -основа правильного произношения»

Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягког...

09.09.22 Консультация "Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика."

Консультация"Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"....