«Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
статья на тему

На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО одним из условий успешной реализации Программы в сфере речевого развития должно стать обеспечение поддержки родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Поэтому значимым направлением нашей работы является тесное сотрудничество с семьей воспитанников, имеющих речевую патологию, т.е взаимодействие учителя -логопеда и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_rabota_logopeda_i_roditeley.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО одним из условий успешной реализации Программы в сфере речевого развития должно стать обеспечение поддержки родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Поэтому значимым направлением нашей работы является тесное сотрудничество с семьей воспитанников, имеющих речевую патологию, т.е взаимодействие учителя -логопеда и родителей.

Семья и Детский сад-  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхождения маленького человека в большой мир.

  Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна, потому что:

  • родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка,
  •  только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком.

Исходя из этого целью совместной работы логопеда и родителей должно стать: 

  • создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ
  • формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Задачи, которые мы ставим, работая с родителями в течение учебного года:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
  • Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
  • Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.
  • Помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье.
  • Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Для реализации данных задач учитель-логопед должен проводить работу с родителями в следующих направлениях:

  • Изучение особенностей родителей воспитанников, уровня их педагогической наблюдательности.
  • Определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка.
  • Привлечение родителей к участию в коррекционно-логопедическом процессе.

Участие родителей в воспитании, развитии ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им:

  • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
  • Относиться к ребенку как к равному.
  • Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи.
  • Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.
  • Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей.

 Рассмотрим составляющие успешного взаимодействия логопеда и родителей.

Первый фактор – информированность.

  • Компетентность специалиста, умение дать четкий ответ на любой вопрос родителя о речевом нарушении и его коррекции вызовет доверие родителей.
  • Не меньшее значение играет информированность родителя о логопеде как специалисте, о направлениях его работы.

Второй  фактор успешного взаимодействия логопеда и родителей – положительный эмоциональный настрой всех участников процесса.

  • Очевидно, что родители охотнее будут взаимодействовать с открытым, приветливым, оптимистично настроенным специалистом. Конечно, это не требует приукрашивания истинного положения вещей – динамики коррекционного процесса. Нужно помнить, что ребенок соревнуется не с другими детьми, а с собой «вчерашним», и всегда можно найти повод для похвалы ребенка и одобрения стараний родителей.
  • Не маловажное значение имеет – профессиональное решение логопедом  сложных ситуаций и проблем, возникающим по ходу работы. Взаимодействие с родителями останется положительным, если логопед предупреждает об изменении метода воздействия на речевую проблему, о необходимости большего времени на коррекцию, чем предполагалось ранее, направит ребенка на консультацию к другому специалисту.

Перечисленные факторы взаимодействия логопеда с родителями являются не единственными, но основными. Между ними - временной фактор- время. Необходимо нацелить  родителей, что коррекция -процесс длительный и   им потребуется колоссальное терпение, а ребенку – помощь и похвала за труд.

Чтобы родители помогали педагогу в коррекционном процессе, их надо «впустить» в него. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями, поэтому каждый логопед может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей и освещать их в удобной для него форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и осуществляется в следующих традиционных и нетрадиционных формах, которые можно разделить на 4 группы:

  • Информационно –аналитические
  • Познавательные
  • Наглядно -информационные
  • Досуговые

Информационно –аналитические методы – важны, т.к. позволяют логопеду  выявить интересы, потребности, запросы родителей, определить уровень их педагогической грамотности.

  • Анкетирование, изучение медицинской и педагогической документации (особенно в момент логопед обследования) позволит выяснить особенности, условия развития ребенка в семье, его увлечения, интересы.
  • Опросы, беседы помогут выработать тактику общения с каждым из родителей, позволят выстроить работу с каждой семьёй в своём направлении.
  • Организация  «почты доверия» поможет  разрешить   тревоги, пожелания, жалобы  родителей по поводу развития речи ребенка.

Аналитические методы  позволяют выделить следующие группы родителей:

- Родители - лидеры: идут на любой контакт, с удовольствием участвуют в воспитательном - образовательном процессе, они видят ценность любой работы детского учреждения.

- Родители - исполнители: они принимают участие при условии значимой мотивации, выслушав, задавая вопросы.

- Родители - наблюдатели (к счастью таких мало) мягко говоря равнодушные к работе д/с, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других – твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

Познавательные - обогащение родителей знаниями в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста и формирование у родителей практических навыков.

Часто родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводят учителя -логопеды, какие задачи решают.

Все большую популярность приобретают новаторские формы пед. просвещения: родительские конференции, семинары –практикумы, тренинги, логопедические гостиные и клубы, которые могут проводиться совместно с педагогом - психологом, муз. руководителем, где родители, знакомятся  с проблемами коррекции речи,  становясь непосредственным участником игр, общения с детьми. 

Совместная проектная деятельность («Умные пальчики»), позволяет родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включиться в изготовление пособий для тренировки руки из подручного материала, Включение родителей в проект  «Путешествие в Звукоград» позволит  поддержать интерес детей к изучению звуков.

Использование ИКТ раскрывает логопедам широкие возможности для реализации познавательных методов. У родителей возникает возможность взять видеофайл с занятиями, консультациями, презентациями по интересующей теме и просмотреть её дома или   выполнить с ребёнком задания логопеда.

Логотренинг (цикл подготовительных логопедических занятий) позволит внедрить разработанные комплексы в работе с ребёнком в домашних условиях.

На индивидуальных занятиях-практикумах родитель овладевает сугубо логопедическими навыками и умениями, хороший родитель неизбежно становится "немного семейным логопедом". Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются родительские собрания нетрадиционной формы.

« Педагогическая лаборатория» - обсуждаются  намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги.

 « Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме.

« Семинар – практикум». Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

« Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы. Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят.

« Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей.

« Ток–шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток–шоу выступают родители, воспитатель, может пригласить специалистов.

 « Читательская конференция».

Досуговые формы или по современному «семейная ассамблея»: - призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми, развивать культуру взаимопониманий. Это самое привлекательное, востребованное, полезное, направление работы, но и самое трудное в организации. Позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия.

Любая совместная деятельность  полезна для развития коммуникативных умений и навыков. Ведь, не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

Наглядно - информационные или мастер класс: информационно –просветительские и информационно –ознакомительные. Цель: формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Чтобы она была действенной, и помогала активизировать родителей можно  использовать, рубрики: «Спрашивали – отвечаем», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещают практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Можно предложить родителям самим вести  рубрики: - «Что говорит малыш дома»,  «домашние секреты», «копилка семейных советов» - где родители смогут поделиться друг с другом событиями речевого развития своих детей и полезными советами.

Можно организовать специальную доску почета. На ней помещаются фото выпускников. На доске можно сделать следующую надпись:
Уважаемые взрослые! Милые дети!

Взгляните на фотографии эти!

Ребята учились старательно

И теперь говорят замечательно!

Издательская деятельность (буклеты, газета «Речевичок», памятки).

Открытый показ  совместной деятельности с детьми, видеофильмы и презентации  событий откроют  родителям  приемы и содержание коррекционной  работы, предоставят возможность понаблюдать за своим ребенком во время  деятельности.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

А мини библио- и видеотеки становятся необходимым пособием, для использования в домашней работе с детьми.

Не забудьте организовать и рекламный стенд, где есть возможность выразить благодарность родителям за оказанную помощь.

Можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе коррекции речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая задача. Но, правильно организованная система взаимодействия способствует повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей, позволяет им стать осознанными участниками процесса, что  значительно сказывается на эффективности.

В заключении хочу повториться. Не скупитесь на похвалу. Обязательно благодарите родителей за внимательное отношение к заданиям логопеда. Вручайте особенно старательным родителям похвальные грамоты («Лучшему помощнику логопеда», «Старательному помощнику логопеда» и т.п.). Одним словом, фантазируйте! Желаю всем педагогам побольше активных, заинтересованных в воспитании своих малышей родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙУСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Аннотация: в данной статье рассмотрен вопро...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями» ...

«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

laquo;Взаимосвязь в работе  учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита ро...