Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями
статья по коррекционной педагогике

Голованова Татьяна Николаевна

Формы взаимодействия учителя-логопеда с семьёй

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_rabota_uchitelya-logopeda_i_roditeley.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Светлячок»

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Голованова Татьяна Николаевна

Учитель-логопед

Богородск, 2021

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы задачи дошкольного образовательного учреждения, среди которых выделен ряд задач, имеющих непосредственное отношение к семье: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; оказание помощи родителям (законным представителям) в развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушений их развития. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка дошкольного возраста.

Первым и решающим условием эффективного взаимодействия детского сада и семьи является установление доверительных отношений между специалистами ДОУ и родителями. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Развитие воспитательного потенциала – сложный процесс педагогического управления воспитательными возможностями семьи.   В рамках своей практической педагогической деятельности особое значение я придаю комплексу педагогических условий:

1. Изучение семей воспитанников, как микросреды их воспитания и социализации, проводится на основе мониторинга.

2. Развитие компонентов воспитательного потенциала семьи, осуществляется на основе комплексного подхода в системе педагогического образования родителей посредством интерактивных форм.

3. Родители воспитанников вовлекаются в образовательную деятельность ДОУ в логике индивидуально-дифференцированного подхода на основе принципов сотрудничества.

Данные условия обеспечивают и стимулируют развитие воспитательного потенциала семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста.

Непрерывная связь с родителями воспитанников осуществляется по средствам сотрудничества с семьями дошкольников, для этого использую как традиционные, так и нетрадиционные формы общения педагога с родителями (законными представителями) дошкольников.  

Наиболее часто в своей работе с семьей я использую традиционные формы взаимодействия и информирования родителей: коллективные, индивидуальные, и наглядно-информационные.

К коллективным формам работы относятся: групповые родительские собрания. В логопедической группе они проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. На первом родительском собрании я знакомлю родителей со спецификой обучения и воспитания детей в логопедической группе, далее, во II периоде логопедической работы, обсуждается взаимосвязь работы семьи и логопеда. На этом родительском собрании я предлагаю родителям поиграть в те речевые игры, которые использую в процессе коррекционной работы как в подгрупповых, так и индивидуальных занятиях. Например, «Поймай звук» (выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда), пальчиковая игра «Семья» и т.д.

Именно групповые собрания помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Важно, чтобы родители действовали, включались в ту или иную предложенную им работу, ведь им предстоит стать самыми заинтересованными и активными участниками коррекционного процесса.

Для проведения индивидуальных консультаций стараюсь подбирать только необходимый родителям, интересный материал. В прошлом учебном году были проведены для родителей консультации по следующим темам: «Артикуляционная гимнастика»; «Развитие мелкой моторики»; «Выполнение домашнего задания»; «Речевые игры дома»; «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях». К некоторым консультациям готовится специальное оборудование. Например, на консультации по теме «Развитие мелкой моторики»: родителям были представлены «Пальцеходы», «Лабиринты», «Сенсорные коробки» и т.д.

Наглядно-информационные формы взаимодействия реализую через оформление стендов, в частности ведение «Уголка-логопеда», папки-передвижки в раздевальных комнатах, информация в которых обновляется еженедельно, в соответствии с лексической темой.

В настоящее время особой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

В своей педагогической деятельности я применяю следующие нетрадиционные формы работы с родителями: информационно-аналитические, досуговые, познавательные.

Информационно-аналитические (социологические срезы, опросы, анкетирование) направлены на установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, наличии у них необходимых педагогических знаний, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Для достижения озвученных выше целей, через Google формы были проведены следующие анкетирования: «Учитель-логопед глазами родителей», «Оценка результативности работы логопеда группы за прошедший учебный год», использование современного электронного приложения позволило сократить время обработки информации, и получить практически сразу оценочный результат.

Досуговые формы работы включают в себя совместные праздники и тематические вечера, решая задачи по установлению теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. Совместно с музыкальным руководителем и другими специалистами ДОУ при непосредственном участии родителей были проведены: квест-игра «Путешествие в страну здоровья», театрализованное представление «В коморке папы Карло». В дистанционном формате было организованно участие родителей в праздничном досуге к 8 марта «В поисках подарков». Совместно с родителями была организованна экскурсия в пожарную часть г. Богородска.

 Познавательные - это мастер-классы, деловые–игры и др. на основе диалога, искренности и отказа от критики. Данные формы работы помогают познакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Для родителей совместно с детьми был проведен мастер-класс по использованию нетрадиционного оборудования при проведении пальчиковой гимнастики.

Наглядно-информационные. На сегодня одними из востребованных являются дистанционные формы сотрудничества с семьей. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей. В процессе работы стало понятно, что наиболее популярны среди родителей (законных представителей) группа детского сада в социальной сети «В контакте» и сообщество родителей и воспитанников группы в этой же соцсети.  Среди мобильных мессенджеров родители сами выбрали «Wiber», где активно строится взаимодействие педагогов и родительского сообщества, в этих сервисах ведется активный обмен фото-, видео-, аудиоматериалами, родители задают интересующие вопросы. Я в свою очередь активно веду в интернет- и мобильных приложениях, а также личном блоге учителя-логопеда просветительскую деятельность, в частности рекомендую родителям ссылки для изучения материала той или иной темы, выкладываю фото и видео фрагменты с занятий и досуговой деятельности, практически моментально получая обратную связь от родителей (законных представителей) воспитанников.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Список литературы

1. Баринова Г.В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду. – 2004. – No1. – С. 70–74.

2. Богомолкина Л.В. Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями /

Л.В. Богомолкина, Т.В. Масленникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – No2. – С. 54–56. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»  12 www.interactive-plus.ru

3. Вренева Е. 16 вопросов логопеду: [логопед и родители] // Здоровье детей. – 2008. – No1. – С. 35–41.

4. Давидович Л.Р. Родители и логопед – партнеры / Л.Р. Давидович,

Т.С. Резниченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –

2004. – No6. – С. 47–50.

5. Заваденко Н.Н. Родителям о развитии речи детей. Как вовремя заметить нарушения? – М.: Маджерик, 2006. – 42 с.

6. Клименкова О. Делимся опытом организации работы с родителями // До-

школьное воспитание. – 2005. – No3. – С. 45–46.

7. Мамаева В.В. Организация совместного занятия родителей и детей в подготовительной группе: вместо традиционного открытого занятия // Дошкольная педагогика. – 2006. – No4. – С. 48–50.

8. Михнева Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе

по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Логопед в детском саду. – 2006. – No4. – С. 56–60.

9. Овчинникова Е.В. Организация сотрудничества логопеда и родителей //

Логопед. – 2007. – No6. – С. 74–78.

10. Романович О.А. Изучение условий семейного воспитания детей с недостатками речи // Логопед. – 2009. – No3. – С. 86–89.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙУСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Аннотация: в данной статье рассмотрен вопро...

«Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО одним из условий успешной реализации Программы в сфере речевого развития должно стать обеспечение поддержки родителей в воспитании детей, охране и укре...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями» ...

«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

laquo;Взаимосвязь в работе  учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита ро...