Логопедическое обследование
учебно-методический материал по логопедии на тему

Гриценко Елена Валерьевна

Логопедическое обследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

 

1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…

 

2. Состояние слухового внимания:

    *покажи, какая игрушка звучала

    *выполнение 2-3-х ступенчатых  инструкций    (открой   рот  и  закрой глаза,  …..)

 

3. Зрительное восприятие

    * основные цвета (количество)

    * оттеночные цвета 

    * подбор картинок к цветовому фону…

 

4. Ориентация в пространстве:

    а) в собственном теле – правая, левая сторона

    б) в пространстве – правая левая сторона

    в) вверху, внизу, спереди, сзади

 

5. Ориентация во времени:

    *Утро, день вечер, ночь

    *Вчера, сегодня, завтра, послезавтра

    *Сначала, потом, сейчас

 

6. Различение геометрических форм:

    а) в активе

    б) в пассиве

 

7. Счет: прямой

              обратный

              счетные операции

 

 

 

8. Логическое мышление

    а) выделение 4-го лишнего:

кошка, собака, утка, мышка

кошка, волк, собака, корова.

 

    б) классификация предметов: назови одним словом:

        - свитер, платье, шорты, юбка, сарафан.

        - сапоги, туфли, тапочки, валенки.

        - блюдце, сковородка, ложка, тарелка.

        - шкаф, стол, кресло, тумбочка.

        - синица, ворона, утка, воробей.

        Автобус, электричка, трамвай, самолет.

   

9. Общая моторика:

    - ловкий, неуклюжий…

    - прыжки на одной, двух ногах, поочередно, с поддержкой…

 

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

 

1. Губы:

   Тонкие, толстые, короткие, расщелина.

   Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).

 

2. Зубы:

   Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы.

 

3. Твердое нёбо:

    Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.

 

4. Мягкое нёбо:

    Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.

 

. Прикус:

    Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, косой.

 

6. Язык:

    а) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.

    б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…

    в) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…

   г) удержание позы, симметричность.

   д) наличие синкинезий.

   е) тремор.

   ж) саливация.

 

7. Состояние мимической мускулатуры:

   * изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)

   * равномерно поднять брови

   * нахмурить брови

   * сглаженность носогубных складок.

 

8. Общее звучание речи:

   * выразительность (невыразительная, маловыразительная..)

   * голос (тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, гнусавый…)

   * дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)

   * темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)

   *дикция (нечеткая, смазанная…)

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

 

1. Разговорно-описательная беседа:

Как твоя фамилия?

Сколько тебе лет?

Где ты живёшь?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Есть ли брат, сестра?

Кто старше, младше?

Кем работает мама, папа?

Есть ли у тебя друзья?

 

2. Составление рассказа по картинке: ….

 

3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок…

 

4. Пересказ…

 

5. Рассказ по представлению…

 

 

 

СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРПЗОВАНИЯ,

 

1. Состояние словаря:

    а) название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…

    б) объяснение значений слов:

        холодильник…

        пылесос…

       самолет…

   в)  название частей предметов:

 

           Чайник

 

        ______________донышко

       ______________носик

       ______________крышка

       ______________ручка.

 

 

           Часы

      ______________циферблат

     ______________цифры

    ______________стрелки

     ______________ремешок

 

        Стул

    ______________сидение

    ______________спинка

    ______________ножки.

 

г) Глагольный словарь:

Что делает:

                   Повар

                   Учитель

                   Врач

                   Почтальон?

 

Кто как голос подает:

Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,

Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.

 

д) словарь признаков:

  --подбор прилагательных к имени существительному:

     Лимон (какой?)

     Платье (какое?)

     Лиса (какая?)

 

  -- подбор антонимов:

широкий - …

прямой - …

сухой - …

высокий - …

длинный - …

больной - …

веселый - …

светлый - …

холодный - …

 

 

 

 

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

 

А). Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Стол –

Дом –

Ковер –

Топор –

Гриб –

 

Книга –

Рука –

Тетрадь –

Кошка –

 

 Ведро –

Гнездо –

Окно –

Облако –

 

Воробей –

Хлеб –

Перо –

 

Б) Образование глаголов префиксальным способом:

Шел (пришел, ушел, подошел, дошел…)

Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит…)

Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает…)

 

В) Образование прилагательных от существительных (относительных):

Скамейка из дерева (какая?)

Сумка из кожи

Ручка из пластмассы

Стакан из стекла

Сок из вишни, яблок, груши, сливы, помидоров

Гвоздь из железа

 

 

Г) Образование притяжательных прилагательных:

У зайца хвост заячий, а у волка?

Голова чья?

Дом чей?

Сумка чья?

 

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.

 

1. Обследование понимания грамматических конструкций:

 

а) выполнение инструкций, типа: покажи тетрадку ручкой; покажи тетрадкой ручку.

 

б) понимание числа:

покажи, где карандаш, а где карандаши;

дети рисуют карандашом или карандашами?

покажи, где машина, а где машины?

 

в) понимание рода:

Где Саша упал? Где Саша упала?

Где Женя заплакал? Где Женя заплакала?

 

г) понимание падежа:

покажи, где мама одевает девочку? Где девочка одевает маму?

 

д) понимание предлогов:

на    , в    , с   , из-под   , из   , за   , из-за   , под   , к   .

 

2. Наличие аграмматизмов:

Словоизменение:

 

А) изменение имен существительных по падежам:

        У меня есть карандаш.

        У меня нет…

        Я рисую …

                                     У меня есть бабушка.

                                     Дома нет …

                                    Подарю цветок …

                                    Пойду гулять с …

                                    Вспоминаю о …

 

Б) предложно-падежные формы:

    (по картинке – мячик на шкафу, под шкафом, за шкафом,  перед…, достану мячик из-под…, из-за…,)

 

В) преобразование существительных из ед. числа во множ.:

    Стол – столы

    Окно - …

    Глаз - …

   Дерево - …

   Пень -…

   Стул - …

   Рот - …

   Рукав - …

   Воробей - …

   Ухо - …

 

Г) согласование числительных 2 и 5 с существительными:

Одна корова – две … - пять …

Один дом – два … - пять …

Одно кресло – два … - пять …

 

Д) образование форм существительных Род. и Тв. и Предл. падежа мн. числа:

Столы – столов – столами – о столах,

Окна - …

Стулья - …

Ведра - …

Рыбки - …

Куклы - …

Уши - …

 

Е) согласование имен прилагательных с именами существительными:

Синий шар – синего шара – синим шаром – о синем шаре.

Синяя машина - …

Синее платье - …

Красный флажок - …

Красное солнышко - …

Красная звезда - …

 

Ж) согласование имен прилагательных с именами существительными в числе:

Синий шар – синие шары,  (см. выше).

 

 

 

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

 

1. Гласные:

2. Звонкие и глухие согласные:

    Б-П

    В-Ф

    Д-Т

    К-Г

3. мягкие и твердые согласные:

    Н-Нь

    М-Мь

    Т-Ть

    К-Кь

    Г-Гь

    Х-Хь.

4. Свистящие:

    С                  Сь

    З                   Зь

    Ц

5. Шипящие:

    Ш                Ж

    Щ                Ч

6. Сонорные:

     Л                      Ль

     Р                      Рь

     Й

7. Дифференциация звуков в спонтанной речи:

    С-Ш, С-З, С-Сь, С-Ц.

    Ш-С, Ш-Ж, Ш-Щ.

    Ч-Ц, Ч-Щ, Ч-Ть.

    Л-Р, Ль-Рь, Л-Й, Ль-Й...

 

 

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

 

1. Повторение 3-х и 4-х гласных звуков:

    Аоэ, уио, иэу.

    Аэоу, уиоэ, уаэу.

 

2. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

    Па-ба, го-ко, ха-ка, тэ-дэ.

    Та-та-да, па-ба-па, га-га-ка, тя-ча-тя.

    Кот-кот-год, том-дом-том.

 

3. Выделение на слух первого ударного гласного звука в слове:

    Алик, эхо, окна, утка, Ира, астра, Оля, Анна, уши.

 

4. Выделение на слух последнего звука в слове:

    Пух, кот, сом, суп, окно, кошка, шары.

 

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:

 

1. Воспроизведение слоговой структуры слова:

    Называние по картинке – сковорода, аквариум, скатерть милиционер, велосипед, лекарство, мотоцикл, литература, экскаватор.

 

2. Отраженное проговаривание:

    Строительство, серпантин, репетиция, часовщик.

 

3. Воспроизведение предложений (2-3 раза подряд)

Дети из снега слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Часовщик чинит часики.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Милиционер едет на мотоцикле.

Регулировщик регулирует движение.

 

 

 

 

 

 

 

Логопедическое заключение:______________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое обследование детей

 Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (лог...

Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста

В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....

Протокол логопедического обследования ребёнка (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Представляю вниманию коллег созданный мной протокол для логопедического обследования, в который вносятся ответы детей по всем разделам ( речевые и неречевые процессы, мышление, психологические особенн...

Карта логопедического обследования

Краткая карта логопедического обследования ребенка....

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ (вариант карты обследования)

Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией....

Мастер – класс по логопедическому обследованию дошкольника посредством интерактивной логопедической карты

В документе педагог делится опытом работы по логопедическому обследованию дошкольников посредством интерактивной логопедической карты и сказки – как одного из средств работы с детьми. Интерактив...

Методическая разработка. Конспект Индивидуального занятия по логопедическому обследованию ребенка "Обследование понимания речи"

Цель: Выявление дефектов понимания речи.Задачи:1.Обследовать понимание слов               2.Обследовать понимание предложений...