ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ (вариант карты обследования)
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Егорова Надежда Михайловна

Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoped._obsledovanie_pri_dizartrii.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ  ОБСЛЕДОВАНИЕ  РЕБЁНКА  С  ДИЗАРТРИЕЙ(?)

Ф.И.О. ребенка________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________

Ф.И.О.родителей_______________________________________________________________Адрес,телефон_________________________________________________________________

Показатели развития речи и других психофизических функций

Первичное обследование

Динамика

Дата___________

Возраст________

Дата___________

Возраст________

1

2

3

Контакт

-В контакт не вступает

-Контакт формальный  /чисто внешний/

-В контакт вступает не сразу, с большим  трудом, не  проявляет заинтересованности в  контакте

-Контакт избирательный

-Легко и быстро устанавливает контакт/N/

Эмоционально-волевая сфера

-Активный, бодрый

-Пассивный, инертный

-Неадекватное поведение

-Избалованность

-Конфликтность

-Колебания настроения

Состояние слуха

-Снижение слуха

-Норма

Состояние зрения

-Близорукость

-Косоглазие

-Атрофия зрительного нерва

-Нистагм

-Ограничение поля зрения

-Норма

Внимание

-Низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребёнок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте)

-Недостаточно устойчивое, поверхностное, истощаемое

-Плохое переключение внимания

-Достаточно устойчивое

Моторика кистей и пальцев рук

-Ведущая рука: правая/левая

-Уровень развития функций кистей и пальцев рук:

     отсутствует хватание

     манипулировать не может, но есть хватание

     моторика ограничена

     недостаточность мелкой моторики

     сохранная (N)

-Гиперкинезы  пальцев

-Нарушение координации движений, тремор

Запас общих представлений

-низкий

-Несколько снижен

-Соответствует возрасту

Работоспособность

-Снижена

-Достаточная

Доречевое развитие

-Протекало с выраженной задержкой

-Протекало с задержкой

-Нормальное (по возрасту)

-Время появления и особенности голосовых и речевых реакций:

     крик

     гуление

     лепет

     первые слова

Понимание обращённой речи

-Не понимает обращённую речь

-Понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное) ; выполняет простые речевые инструкции

-Понимание обращённой речи на бытовом уровне, выполняет сложные речевые инструкции

-Понимание речи в полном объёме (N)

Пассивный словарь

-Понимание названий предметов (реальных и на картинках)

-Понимание значения слова

-Понимание простого сюжета

-Понимание лексико-грамматических конструкций

Характеристика собственной речи

(экспрессивная речь)

1-й уровень речевого развития:

-полное отсутствие звуковых и словесных средств общения

-произносит отдельные звуки, звукокомплексы

-произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний

-использует невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию)

2-й уровень речевого развития:

-пользуется простой фразой

-аграмматичная, неразвёрнутая (упрощённая), структурно нарушенная фраза; активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные; предлоги употребляются редко; слоговая структура слов нарушена

3-й уровень речевого развития:

-пользуется развёрнутой фразой;

-лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении); слоговая структура слов не нарушена, синтаксическая конструкция фраз бедная; наличие фонетико-фонематических нарушений

4-й уровень речевого развития:

-лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая недостаточность

-пользуется развёрнутой фразой; связная речь сформирована (N)

Особенности речи

-Проявляет склонность к эхолалии

-Наличие речевых штампов (речь бессодержательная, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных способностей ребёнка)

Лексико-грамматический строй речи

Лексический строй (словарь)

Словарный запас:

     Резко ограничен

     Беден

     В пределах обихода

     Достаточный (N)

Грамматический строй

-Не сформирован

-Сформирован недостаточно

-Сформирован (N)

Связная речь

-Описание сюжетной картинки

     простой сюжет

     сложный сюжет

-Составление рассказа по серии сюжетных картин

-Пересказ текста

-Творческий рассказ

Слоговая структура слова

-Нарушения слоговой структуры слов:

     парафазии /замены звуков, слогов/

     элизии /пропуски букв, слогов/

     итерации /повторения звуков, слогов/

     контаминации /часть одного слова соединяется с частью другого/

     персеверации /отсроченное повторение/

     перестановки звуков, слогов

     антиципации

     не нарушена (N)

     

Фонематическое восприятие

(различение звуков, слогов, слов, звуковых рядов, звуковой анализ и синтез)

-Нарушено

-Сохранено

Фонетический строй речи

А

О

У

Ы

И

Э

К

К`

Г

Г`

Х

Х`

Й

М

М`

П

П`

Б

Б`

Ф

Ф`

В

В`

Т

Т`

Д

Д`

Н

Н`

С

С`

З

З`

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Р

Р`

Л

Л`

Фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения- искажения:

     Усреднённость гласных

     Недостаток произношения свистящих

     Недостаток произношения сонорных

     Недостаток произношения губных

     Недостаток произношения средненёбных

     Недостаток  произношения заднеязычных

     Недостаток произношения  твёрдых согласных

     Недостаток произношения звонких согласных

Фонологические дефекты (нарушения дифференциации звуков):

     Замены

     Смешения

Изолированно произносит все звуки  правильно, но при увеличении речевой нагрузки- общая смазанность речи

Фонетический строй сформирован достаточно(N)

Степень разборчивости речи

 -речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих

-разборчивость речи несколько снижена, речь нечёткая

-разборчивость речи не нарушена (N)

Дыхание

-Нарушения дыхания:

     затруднённое

     поверхностное

     неровное, неритмичное

-Дифференциация  носового и ротового выдоха

-Ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий

-Свободное

Голос

-Нарушения силы голоса

     тихий

     слабый

     истощающийся

-Нарушения тембра голоса

     глухой

     сдавленный

     хриплый

     назализованный

     напряжённый

     дрожащий

Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции

-Нарушена

-Сохранна(N)

-Голос сильный, звонкий (N)  

Просодическая организация звукового потока (просодика)

Мелодико-интонационная сторона речи

-Нарушение интонационного оформления речи

-Отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный)

-Слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, мало модулированный)

-Не нарушена (N)

Темп речи

-Тахилалия

-Брадилалия

-Запинки

-Заикание

-Нормальный

Ритм речи

-Растянутый

-Скандированный

-Зависит от проявления гиперкинезов

-Нормальный

Строение и подвижность органов артикуляции

Неврологический синдром в артикуляционной моторике

-Спастический парез

-Тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности

-Гиперкинезы

-Атаксия

-Апраксия

Лицевая мускулатура

-Тонус лицевой мускулатуры

     спастичность

     гипотония

     дистония

     норма

-Гипомимия

-Сглаженность носогубных складок

-Оральные синкинезии

-Асимметрия лица

-Гиперкинезы лица

Губы (толстые/тонкие)

-Тонус губной мускулатуры:

     спастичность

     гипотония

     дистония

     норма

-Подвижность губ:

     малоподвижные

     подвижные

Зубы

Крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, наличие лишних зубов, норма

Прикус: передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный

Твёрдое нёбо

Готическое, низкое, уплощённое, наличие расщелины, норма

Мягкое нёбо

Длинное/ короткое, подвижное/малоподвижное, отклонение увуля

Движение нижней челюсти

-Открывание/ закрывание рта

-Умение держать рот закрытым

Язык

-Строение языка:

     маленький

     узкий

     раздвоенный

     невыраженность кончика

     укорочение подъязычной связки

-Тонус язычной мускулатуры

     спастичность

     гипотония

     дистония

     норма

-Гиперкинезы языка

-Тремор языка

-Девиация (отклонение) языка в сторону

Артикуляционная моторика языка

-Объём артикуляционных движений:

     строго ограничен

     неполный

     снижение амплитуды артикуляционных движений

-Движения:

     в полном объёме (N)

-Умение удержать артикуляционную позу

-Способность к переключению

-Произвольное высовывание языка

-Подъём языка

-Боковые отведения (вправо/влево)

 -Пощёлкивание

-Облизывание губ (круговые движения языка)

Глоточный и нёбный рефлексы

-Повышен

-Понижен

-Норма

Наличие патологических рефлексов орального автоматизма

Наличие гиперсаливации

-Постоянная

-Усиливающаяся при определённых условиях

Жевание

-Отсутствие жевания твёрдой пищи

-Затруднение жевания

-Норма

Глотание

-Поперхивается, захлёбывается при глотании

-Не нарушено (N)

Логопедическое  заключение:__________________________________________________________                           _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель- логопед _________________/___________________/

Дата _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта обследования ребёнка с ЗПР дефектологом

Карта составлена на основе изучения многих предложенных психолого-педагогических и логопедических обследований. Итоговый результат многих лет работы. Удобен для текущего годового обследования. Учтены ...

Карта обследования ребёнка с ЗПР дефектологом

Карта составлена на основе изучения многих предложенных психолого-педагогических и логопедических обследований. Итоговый результат многих лет работы. Удобна для текущего годового обследования. Учтены ...

Индивидуальная карта обследования речи и интеллекта для детей 5-7 лет с ЗПР

В данной карте можно четко проследить зону актуального развития ребенка с ЗПР 5-7 лет. Также фиксировать информацию два года обучения ребенка, задания подобраны согласно возрастных изменений. ...

Методическая разработка «Карта обследования ребёнка»

Данный документ объединяет выписки специалистов из медицинской карты ребёнка, включить в себя все необходимые данные для диагностики речевого дефекта. Данные «Карты обследования ребёнка» могут бы...

Диагностическая карта обследования речевых умений детей старшего возраста средствами малых форм фольклора

Данная диагностическая карта разрабртана на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е.Струниной. Она позволяет выявить уровень владения детьми-логопатами малыми формами фольклора, умение испо...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...