Программа по развитию мелкой моторики рук
рабочая программа по логопедии на тему

Куликова Ирина Александровна

Помощь родителям и воспитателям в работе с детьми для развитии мелкой моторики рук, органов дыхания, органов артикуляции .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_ruk.docx39.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Программа по развитию

мелкой моторики рук, органов артикуляции и дыхания».

месяцы

недели

Развитие дыхания

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие мелкой моторики рук

октябрь

                1-я неделя

Знакомить детей с плавным вдохом и плавным выдохом.  Упражнение «Ветряная мельница»: дети дуют на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

        А.С.Пушкин

Ознакомить детей с органами артикуляционного аппарата. Провести логотренинг: «Знакомство с домиком Язычка».

Рассказать детям сказку о Язычке.

Развивать кинестетические основы движений руки.

1.Вытянуть руку вперед и вниз; все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец поднять вверх.

2. Опустить кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево.

2-я неделя

Повторить упражнение «Ветряная мельница».

Поработать над сильным выдохом: Упражнение «Листопад» Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Предлагает устроить листопад в группе.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

         Н.Нищева

Органы артикуляции (повторить)

Артикуляционные упражнения, подготовить органы артикуляции к произнесению гласных звуков.

1.Упражнение: «Бегемотик»

Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Рот пошире открываем.

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик,

Закрывать его нельзя,

 До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

Отдыхает бегемот.

            О.Перова

Упражнения для кистей рук:

-развивают подражательную способность;

-учат напрягать и расслаблять мышцы;

Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

-учат переключаться с одного движения на другое.

1.Упражнение: «Кошечка»

Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.

Кулачок – ладошка.

Я иду, как кошка.

2.Упражнение 

«Кошечка» (усложненный)

При выполнении упражнения руки располагаются на столе. Попеременная смена положений на счет «раз – два».

«Раз»: левая рука – кулачок, правая рука – ладошка.

«Два»: левая рука – ладошка, правая рука кулачок. Повторить несколько раз.

3-я неделя

Повторить упражнения на плавный выдох и сильный выдох: «Ветряная мельница» и «Листопад»

Повторить упражнение: «Бегемотик» . Соединить с плавным выдохом, произнося звук А.

2.Упражнение:

«Лягушка»

Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки,

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

           М.Синицына

Повторить упражнения: «Кошечка» (усложненный)

Упражнение:

«Дом»

1.Пальцы рук соединить под углом положить один на другой. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба».

Посмотри на дом с трубой.

В нем мы будем жить с тобой.

2.Руки поднять над головой, пальцы соединить под углом.

Вот стоит огромный дом,

Дом ужасно важный.

Сто окошек в доме том!

Он многоэтажный.

         Н.Тегипко

4-я неделя

Упражнение : «Тучка»

Вырезать из цветной бумаги тучку и капельки. К каждой капельки приклеить ниточку, а ниточку к тучке.

Взрослый и ребенок произносит приговорку

Дождик, дождик лей,

Теплых капель не жалей.

(Ребенок на капельки дует плавным выдохом).

Повторяем упражнение:

«Бегемотик», «Лягушки».

Упражнение:«Слон»

Сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета «пять», вернуться в исходное положение.

Буду подрожать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

         М.Синицына

Упражнение: «Пальцы-лучики»

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Поочередно поглаживать и называть пальцы. нажимать от кончиков пальцев к основанию.

Пальцы-лучики проснулись,

Наклонились, потянулись,

Быстро встали на зарядку,

Рассчитались по порядку.


ноябрь

1-я неделя

Упражнение:

«Шторм»

Каждому ребенку раздается баночка с одноразовой трубочкой. При просьбе взрослого ребенок дует в трубочку плавным выдохом. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были не подвижны.

Чередовать упражнения:

«Слон - Лягушки»

«Слон - Бегемот»

Упражнение:

«Солнышко»

Поглаживать правую ладонь пальцами левой руки. Поочередно растирать пальцы. Необходимо тереть от кончиков пальцев к основанию.

Солнышко милое,

Поделись своей силою!

Просыпайтесь, лучики,

Согревайтесь, рученьки.

2-я неделя

Упражнение:

«Водолаз»

Детям раздаются баночки с водой и одноразовыми трубочками. Просим детей сделать 3-7  резких выдохов. Следите чтобы щеки не надувались, а плечи не поднимались.

Упражнения:

«Лягушка – Слон»

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Упражнение:

«Труба»

Руки сжаты в кулачки, оставляя круглые отверстия внутри. Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук несколько раз, - получается длинная «труба».

Дом стоит с большой трубой.

В нем мы будем жить с тобой.

Смотрит ввысь труба на крыше

И дымит, как будто дышит.

3-я неделя

Упражнение:

«Ветряная мельница»

Необходима игрушка – вертушка. Дети дуют на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия детей стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

      А.С.Пушкин

Упражнение:

«Бегемот»

На счет «раз» широко открыть рот, на счет «два» закрыть рот.

Упражнение:

«Лопаточка»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

Упражнение:

«Стул»

Левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх – это «спинка» стула. К ней приставить кулачок правой руки – это «сиденье». Менять положение рук попеременно на счет «раз-два».

Спинка и сиденье –

Стул на удивленье!

Мы на стульях посидим,

Друг на друга поглядим!

4-я неделя

Упражнение:

«Свеча»

Предлагаем детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, находящуюся на некотором расстоянии. Ребенок должен не погасить свечу, а только заставить плавно танцевать ее огонек. Воздух выдыхается тонкой, упругой и плавной струей через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом с воображаемым пламенем.

 

Упражнение:

«Иголочка»

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следите, чтобы кончик языка не загибался вверх.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Упражнение:

«Стол»

Левую руку сжать в кулак – это «ножка» стола. Сверху накрыть «ножку» выпрямленной ладонью правой руки – это «крышка». На счет «раз-два» поочередно менять положение рук.

Кулачок – это толстая ножка.

Сверху крышка – наша ладошка.

Маленький столик. Время идет…

Вместе с ладошкой и стол подрастет.

декабрь

1-я неделя

Упражнение:

«Снегопад»

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите детям устроить снегопад в группе. Положите «снежинку» на ладошку. и пусть ребенок сдует ее, следите за правильным дыханием. Щеки не надуваются, плечи не поднимаются.

Снег, снег кружиться,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

А. Барто

Упражнение:

«Лопаточка – Иголочка»

На счет «раз – два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык иголочкой потом

Потянем тонким острем.

Упражнение: «Ворота»

Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу – «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены.

Ворота крепко мы запрём на замок,

Чтобы волк зубастый в дом войти не смог.

2.Ворота открываются и закрываются.

Развернуть ладони параллельно друг другу, пальцы направлены от себя. Вернуться в исходное положение.

Ворота открыты всегда для друзей,

Мы рады вам, гости!

Входите скорей!

        Н. Тегипко

2-я неделя

Упражнение: «Метелица»

В банку с водой насыпаем резанную мишуру. Предлагаем детям плавным выдохом «закрутить» метель. При выдохе в трубочку мишура поднимаются, образуя метель.

Упражнение: «Расческа»

Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивая» язык между зубами вперед-назад, как бы «причесывая» его.

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня … (расческа)       М.Синицына

Упражнение: «Приглашение»

Движениями имитировать слова стихотворения.

На поляне дом стоит

Показываем руками «дом»

Ну, а к дому путь закрыт.

Показываем «ворота»

Мы ворота открываем

Разворачиваем руки параллельно друг другу, пальцы направлены от себя.

В гости всех мы приглашаем.

3-я неделя

Упражнение: «Ароматные коробочки»

Развитие плавного носового вдоха.

Понюхать коробочки с еловыми или сосновыми иголками, апельсиновые корочки, определить запах.

Упражнение: «Часики»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переволить на счет «раз-два» из одного угла рта в другой. Нижняя челюсть при это остается неподвижной.

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…

Упражнение: «Белка на тележке»

Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого..

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

4-я неделя

Формирование

предпосылок комбинированного типа дыхания.

Упражнение: «Воздушные шары»

Подуть на шарик так, чтобы он отлетел к кукле, мишке, зайке

Шарик, шарик мой лети.

К (куколке) ты прилети.

Упражнение: «Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом – вниз.

Упражнение: «Новогодние игрушки»

Праздник приближается,

Елка наряжается.

Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, отпуская вниз, разводят в стороны.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

А здесь фонарики висят,
блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе – «фонарики». 

февраль

1-я неделя

Развитие речевого дыхания.

Дуть через трубочку из плотной бумаги на ватку или перышко, лежащее на столе.

Упражнение: «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следите, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

 Мы приехали к обеду,

А соседей дома нету.

Упражнение: «На работу становись»

Сжать пальцы правой (левой) руки в кулак; поочередно их выпрямлять, начиная с большого пальца.

Ну-ка братцы, за работу,

Покажи свою охоту:

Большаку – дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

 А тебе обед варить,

А тебе детей кормить.

2-я неделя

Упражнение: «Ветерок»

Формировать правильный выдох для звука [в].

 

Сильный ветер налетел,

Голосок у нас запел.

Ручку к шейке прижимай,

Голосочек подключай!

Упражнение: «Лопаточка»

«Накажи свой язычок»

Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя». 

Упражнение: «Белочка»

Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.

Прыгает по веточкам

Невеличка-белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

3-я неделя

Упражнение: «Футбол»

Развитие  речевого дыхания выдыхаемой воздушной струей. В ворота дети задувают «мячик» сделанный из ваты.

Упражнение: «Киска сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает. 

Упражнение: «Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Только заиньке не спится –

Убегает от лисицы.

Показывают большой палец, вращая им.

Мелькает он среди кустов,

Напетлял – и был таков!

Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.

4-я неделя

Упражнение: «Теплый ветерок»

Развитие теплой выдыхаемой струи.

Теплый воздух выдыхай,

Свои ручки согревай.

Упражнение: «Чистим зубы»

Улыбнуться приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние или верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Упражнение: «Зимние забавы»

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

март

1-я неделя

Упражнение: «У кого пузырей больше?»

Развитие речевого дыхания плавной воздушной струей.

Пускаем мыльные пузыри.

Упражнение: «Счеты»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний или нижний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы!

Упражнение: «Потеряли мы кота»

Язык книзу – та-та-та,

Потеряли мы кота.

Язык книзу – та-та-та.

Где же нам найти кота?

Упражнение: «Круглый год»

Круглый год, круглый год!

Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.

За зимой весна идет, а за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим –

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой.

2-я неделя

Упражнение:

«Бабочка»

Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица детей.

Бабочка-коробочка

Полети на облачко,

Там твои детки –

На березовой ветке!

Затем взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, «чтобы она полетела». Ребенок делает длительный плавный выдох.

Упражнение:

«Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка.

Упражнение:

«Игрушки»

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина,

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого

3-я неделя

Упражнение: «Пароход»

Необходимо раздать стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другие раздает детям. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка.

Упражнение: «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

Упражнение: «Хоровод»

Используется подставка под горячее с клеточками. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стихотворение, делая по шагу.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

        (Грибы)

4-я неделя

Упражнение: «Фокусник»

Вату положили на кончик носа. Держим язык в форме чашечки и поднимаем его к верхней губе. Стараемся сильной воздушной струей сдуть ватку.

Упражнение: «Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

Упражнение: «Кус-кус»

Бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.       

                 Котенок.

Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдешь из наших лап!

          В.Берестов

  Апрель

1-я неделя

Упражнение:

«Насос»

Губки улыбаются,

Зубки появляются…

Воздух ротиком вдыхаем,

Через зубы выдыхаем…

Мы в насос сейчас играем!

Свист воздуха, выходящего из «насоса», напоминает звук [с]. Дети должны ощутить холодную струю воздуха, используя только сторону руки.

Упражнение:

«Гармошка»

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

Упражнение:

«Бусы»

Массаж грецкими орехами (каштанами).

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы правильно писать.

2-я неделя

Упражнение: «Надуваем шарик»

Дети берут воображаемый шарик и подносят его к губам. При продолжительном выдохе, руками показывают, как шарик надувается.

Я надул воздушный шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

Упражнение: «Пароход»

Приоткрыть рот и

длительно на одном выдохе произнести звук «Ы-Ы-Ы». необходимо следить, чтобы кончик языка был  опущении и находиться в глубине рта.

Паровоз без колёс!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл –

Прямо по морю пошел!

Упражнение: «Бусы»

Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.

Дома я скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

3-я неделя

Упражнение:

«Чья птичка дальше улетит?»

 Развивать длительный, плавный выдох, активировать мышцы губ.

Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Двое детей становятся напротив птичек. По сигналу: «Птички полетели!» дети дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе. Остальные дети следят чья птичка улетит дальше.

Упражнение: «Индюк»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстряется, затем добавить голос, что слышалось «бл-бл-бл». Следите чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

Индюку

И лучший друг

Честно скажет:

-Ты - индюк!

        В.Заходер

Упражнение: «Прогулка»

С помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стихами делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.

       Кто идет?

Идет собака, кот идет,

И дождь идет и град…

Еще часы идет вперед,

Хоть на столе стоят.

       Л.Г.Парамонова

4-я неделя

Упражнение:

«Бабочка – лети»

 Развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Взрослый по очереди подносит детям листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.

Упражнение:

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произнести звук д-д-д. язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться.

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Д-д-д-д-д!»

Упражнение:

«Прогулка»

С помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стихами делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.

На прогулку мы пойдем,

И в футбол играть начнем.

И с хорошей тренировкой,

Каждый станет сильным, ловким.        

май

1-я неделя

Упражнение:

«Чей кубик поднимется выше?»

 Развивать диафрагмальное дыхание.

Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше.

Упражнение:

«Комарик»

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык на верхние зубы, длительно произнести звук [з].

Вдруг откуда не возьмись

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

      К.Чуковский

Упражнение:

«Мой веселый мяч»

Прокатываем мяч пальцами правой или левой руки по заданной взрослым траектории, одновременно рассказывая стих.

Трудно мячик мне вести

Прямо по дорожке –

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

2-я неделя

Упражнение: «Капитаны»

 Чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Дети сидят полукругом. В центре на маленьком столе большой таз с водой. Взрослый предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краю таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф». Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер «П-п-п..». Дуть следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Вызванный ребенок дует, сидя на маленьком стульчике, придвинутом к столу.

Упражнение:

«Киска сердится»

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до восьми, потом до десяти.

Упражнение: «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединить в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с больших),

Мы закончили считать

(руки опустить вниз, встряхнуть кистями).

3-я неделя

Упражнение: «Кошка»

 Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.

Упражнение:

«Заведем мотор»

Улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх с силой ударить кончиком языка по бугоркам за верхними зубами и произнести: «дын-дын…» (сначала медленно, потом все быстрее и быстрее). Повторить в течении 5-10 секунд.

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» - гудит мотор.

         М.Синицына

Упражнение:

«Мышка-чистюля»

Мышка мылом мыла лапку

(одной рукой «мыть» другую)

Каждый пальчик по порядку

(указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки)

Вот намылила Большой

(всеми пальцами сначала правой, затем левой руки «намыливать» большой палец)

Сполоснув его водой

Не забыла и Указку,

Смыв с него и грязь и краску

(аналогичные движения с указательными пальцами).

Средней мылила усердно,

Самый грязный был, наверно

(аналогичные движения со средними пальцами).

Безымянный терла пастой,

Кожа сразу стала красной

(аналогичные движения с безымянными пальцами).

А мизинчик быстро мыла:

Очень он боялся мыла

(быстрыми движениями «намыливать» мизинцы),

4-я неделя

Упражнение: «Насос».

Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный.

Упражнения: «Заведем мотор»

Улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх с силой ударить кончиком языка по бугоркам за верхними зубами и произнести: «дын-дын…» (сначала медленно, потом все быстрее и быстрее). Повторить в течении 5-10 секунд.

Ну, давай зайке:

Заведем скорей мотор.

И до солнечной лужайки

Довезет его шофер.

По ухабам серый зайка –

«Дын-дын-дын» - летит вперед,

И успеет на лужайке

Прополоть он огород.

       Н.Тегипко

Упражнение: «Углы»

Показать углы мы можем,

Руки так и этак сложим.

Вот – прямой на перекрестке

(концы пальцев обеих рук соединить под прямым углом),

Кончик стрелки 0 угол острый

(кончики пальцев и локти соединены, запястья разведены),

Кран с приподнятой стрелой –

Получается тупой

(к кончикам пальцев одной руки приставляется локоть другой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по развитию мелкой моторики и творческих способностей детей "Волшебные комочки"

Методическое пособие для воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования. В пособии представлена программа и серия апробированных НОД по развитию творческих способностей дошкольнико...

коррекционно - развивающей программе по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет «Веселый карандаш»

Данная программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет,  включая детей с  ограниченными возможностями здоровья. Способствует развитию мелкой моторики руки  и графомоторных навыков, ...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики «Умные ручки» (для детей среднего дошкольного возраста)

Представленная программа строится на авторской концепции развития мелкой моторики  у  детей дошкольного возраста  4 – 5 лет.Программа адресована воспитателям  ДОУ и родителям, кото...

Программа по развитию мелкой моторики

В данной программе приведены игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома....

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики рук "Умелые ручки"

laquo;Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприя...

Программа по развитию мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения старшего возраста

Программа предназначена для проведения занятий по развитию мелкой моторики рук посредством тестопластики  у слабовидящих дошкольников.Программа опирается  на метод Орена Рони.Для создания за...