НЕСТАНДАРТНОЕ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СЕНСОМОТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ «ВЕСЕЛЫЕ МЕДУЗЫ»
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа)

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

 Полифункциональное сенсомоторное оборудование "Веселые медузы" предназначено для коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М. М. Мельцова, Н. А. Морева, Нестандартное полифункциональное сенсомоторное оборудование «Веселые медузы»

НЕСТАНДАРТНОЕ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СЕНСОМОТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ «ВЕСЕЛЫЕ МЕДУЗЫ»

        В практической работе специалисты ДОУ сталкиваются с проблемами в развитии сенсомоторной сферы у детей дошкольного возраста.

        С научной точи зрения, в разные времена, педагоги, психологи, логопеды обращаясь к данной проблеме, пришли к выводу о том, что для развития речи и психических познавательных процессов, необходима профилактика и коррекция сенсомоторной сферы.

        Сенсомоторное развитие дошкольника составляет фундамент общего умственного развития: развитие восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, положении в пространстве), а также развитие моторной сферы. С восприятия явлений и предметов окружающей действительности у ребенка начинается познание мира. Другие формы познания, такие как мышление, запоминание, и воображение, строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. В связи свыше сказанным, нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

        Дети, которые попадают в поле зрение специалистов, таких как педагог-психолог и учитель-логопед, нуждаются в развитии сенсомоторных навыков.

        Для эффективной работы с такими детьми нами было разработано нестандартное полифункциональное сенсомоторное оборудование «Веселые медузы», которое является инновационной составляющей, развивающей предметно-пространственной среды в коррекционной работе специалистов.

Оборудование «Веселые медузы» представляет собой нити разной длины и толщины, связанные между собой, они приятны на ощупь, имеют образ медузы (голова и щупальца). Данное оборудование является полифункциональным, используется в коррекционно-развивающей работе. «Веселые медузы» привлекают детей своей новизной, сюрпризным моментом и таинственностью, стимулирует инициативу и самостоятельность ребенка. Работа с данным оборудованием, одновременно двумя руками, способствует биполушарному развитию.D:\Мои докуметы\Мои рисунки\20150316_144007.jpg

Полифункциональное оборудование предназначено для детей дошкольного возраста. Игры и игровые приемы с «Веселыми медузами» способствуют развитию сенсомоторных навыков, тактильных ощущения, эмоционально-волевой сферы ребенка, стимулируют развитие творческих способностей, воображения и развитию речи. На логопедических занятиях используется для автоматизации поставленных звуков, развития фонематических процессов и лексико-грамматических категорий речи, для формирования фразовой речи и пополнения словарного запаса. Ребенок с помощью речи выражает свои мысли, чувства и желания. Одновременно происходит подготовка руки к письму, дети обучаются контролю и координации при сложных движениях кистей пальцев рук.

        Взаимодействие ребенка с «медузой» стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, возбужденные дети успокаиваются, формируется положительное отношение к миру, ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

        Анализ работы с оборудованием «Веселые медузы» показал, что у детей восстанавливается мышечный тонус и совершенствуются точные движения пальцев рук. Происходит развитие основных сенсомоторных эталонов. Развиваются основные операционные механизмы речи, формируется монологическая речь и коммуникативные качества ребенка.

Игровые приемы работы с нестандартным полифункциональным сенсомоторным оборудованием «Веселые медузы».

«Умелые пальчики»

Дополнительное оборудование: волчки разного диаметра (крутящиеся и кувыркающиеся).D:\Мои докуметы\Мои рисунки\выстепление медузы\SNV80004.JPG

        Два разных волчка прячутся под медузу, так чтобы ребенок не видел какие это предметы, затем он запускает пальцы рук в медузу и ощупывает, отгадывая, что это. Волчки вынимаются из медуз, и дети закручивают волчок, попеременно, правой и левой рукой, затем одновременно оба волчка обеими руками.

«Ловкие пальчики»

D:\Мои докуметы\Мои рисунки\выстепление медузы\SNV80005.JPG

Дополнительное оборудование: прищепки, заколки, зажимы, резинки и «крокодильчики» для волос разного размера.

        Дополнительное оборудование разложено на столе перед ребенком, он выбирает понравившиеся предметы, сначала надевает их на медузу, потом снимает их.

«Найди предмет»

        Дополнительное оборудование: очки, различные геометрические фигуры (цвет, форма, текстура), сенсорные карточки – таблицы.D:\Мои докуметы\Мои рисунки\выстепление медузы\SNV80006.JPG

        Дети одевают очки. Перед ними выкладываются медузы. Геометрические фигуры прячутся под медузу, так чтобы дети не видели какие это предметы, затем они запускают пальцы рук в медузу и ощупывают, отгадывая, что это. На сенсорных карточках – таблицах отмечают при помощи бусин цвет, форму, твердость – мягкость, гладкость – шершавость найденного предмета.

«Мимика и эмоции»

        Дополнительное оборудование: бумажные части лица с зажимами с обратной стороны для крепления, пиктограммы мимики, фотографии людей отображающих разные эмоциональные состояния.D:\Мои докуметы\Мои рисунки\выстепление медузы\SNV80007.JPG

        Перед ребенком выкладывается пиктограмма с определенной мимикой, ребенку необходимо прочитать пиктограмму и подобрать необходимые частей лица: глаза, брови, нос, усы, рот и закрепить их на медузе, далее ребенку предлагается найти на фотографии человека с нужной эмоцией и самому ее изобразить.

        Следующее задание: ребенку предлагается закрепить на медузе части лица (глаза, брови, нос, усы, рот) сформировав эмоцию, которую испытывает он на данный момент и изобразить ее своим лицом.

«Говорульки»

Дополнительное оборудование: бумажные части лица с зажимами с обратной стороны для крепления.D:\Мои докуметы\Мои рисунки\выстепление медузы\SNV80008.JPG

        Ребенку предлагается закреплять на медузе и четко проговаривать слова–названия частей лица (глаза, брови, нос, усы, рот) определяя есть заданный звук в этом слове или нет. Придумать имя медузе на заданный звук, и рассказать, что она будет делать.

«Три медузы»

Дополнительное оборудование: картинки на автоматизируемый звук с зажимами с обратной стороны для крепления.D:\Мои докуметы\Мои рисунки\выстепление медузы\SNV80009.JPG

        Перед ребенком выкладываются картинки на автоматизируемый звук и три медузы, он выбирает любую картинку, четко проговаривает ее название и прикрепляет ее к одной из трех медуз (1 – начало слова, 2 – середина слова, 3 – конец слова) определяя место положения заданного звука в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартное оборудование "Веселый клоун"

Изготовление нестандартного оборудования для метания в цель...

Реализация принципов полифункциональности, трансформируемости оборудования в образовательной среде структурных подразделений учреждения

Согласно требованиям ФГОС ДО, по которым  в ближайшем будущем  и уже работают все дошкольные учреждения России. Включая развивающую предметно-пространственную среду группы....

«Веселые медузы» проект по аквааэробике для детей старшего дошкольного возраста на 2015-2017 уч. годы

Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт - те социальные факторы, которые способствуют развитию сильного государства и здорового общества....

Изготовление нестандартного оборудования «Веселый карандаш»

Нестандартное оборудование помогает полноценному физическому развитию детей, и решает следующие задачи: - обеспечивает высокую двигательную активность, совершенствуя движения детей и их...

Картотека подвижных игр с нестандартным оборудованием "Веселый парашют"

Картотека подвижных игр с нестандартным оборудованием " Веселый парашют"....

Нестандартное спортивное оборудование: «Веселые попадалочки»

Данное пособие является авторским, направлено на развитие физических, познавательных, математических способностей детей младшего дошкольного возраста.Данное пособие направлено на детей 2-3 летЦель: ст...

Мастер класс по изготовлению нестандартного оборудования "Веселые мешочки"

Мастер класс по изготовлению нестандартного оборудования для оздоровления детей «Веселые мешочки».Цель:Развивать мелкую моторику рук, координации движений рук, ловкость, быстроту...