ПРОЕКТ учителя-логопеда по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста «Путешествуем по сказкам»
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему


Предварительный просмотр:

г.Ртищево Саратовская область

ПРОЕКТ

 по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста

«Путешествуем по сказкам»

Подготовила: учитель-логопед Стуенко Т.Г

2016-2017 уч.год

Введение

     Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

    Язык – важнейшее средство человеческого общения. Одна из самых важных задач обучения детей дошкольников родному языку -это развитие связной речи. 

      Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний, контроля за этими знаниями. Ребенок может научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий доступным для понимания окружающими людьми. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т. е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

        Одним из средств эффективного развития речи детей мы можем назвать сказку. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

   Использование сказок в системе логопедических, общегрупповых, домашних занятий по развитию связной речи преследует такие цели:

- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

- развитие просодической стороны речи;

- развитие диалогической и монологической речи;

- приобщение детей к истокам народной культуры.

      Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемысвязанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей развития и воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка речиСвязная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Цель данного проекта:

Системно-комплексный подход в развитии связной речи у дошкольников. Активизация вовлеченности родителей детей-логопатов в коррекционно-образовательный процесс через русские народные, авторские сказки и рассказы.

Задачи:

- воспитание звуковой культуры речи,

- обогащение, закрепление и активизация словаря,

- совершенствование грамматической правильности речи, 

-  формирования (диалогической, монологической) речиразвития связной речи,

- воспитания интереса к художественному слову, приобщение детей к истокам народной культуры.

Тип проекта: социально-личностный

Сроки подготовки и реализации проекта: 15 августа- 30мая

Участники:

- учитель-логопед

- дети подготовительных групп и  их родители

- воспитатели детей подготовительного возраста.

Формы работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая работа с детьми (воспитатели).

Новизна проекта: системно-комплексный подход к развитию связной речи, использование анимации сказки для повышения эффективности запоминания сюжета.

Планируемый результат: развитие связной речи в соответствии с возрастной нормой развития (достижение целевых ориентиров).

Целевые ориентиры:

Ребенок владеет речевыми умениями:

- Инициативен  и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности.

-С интересом относится к аргументации, доказательству и  широко  ими  пользуется.  

- Проявляет  инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей.

- Имеет богатый словарный запас.

- Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями.  

- Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный (сбор информации по проблеме) 15августа -30сентября

  1. Подготовка теоретического и практического материала. 
  2. Сбор данных по проблеме и их анализ (диагностика речевого развития детей). 
  3. «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в данной области). 
  4. Выбор концепции и путей  реализации проекта. 
  5. Составление плана реализации проекта логопедом.
  6. Планирование работы  с воспитателями.
  7. Планирование работы  с родителями.

План взаимодействия с родителями:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики развития речи детей на начало учебного года, консультация на тему: «Развитие связной речи детей подготовительного к школе возраста» - ознакомление с проектом, привлечение к участию – родительское собрание (сентябрь)- подготовительные группы «А», «Б».
  • регулярное индивидуальное консультирование родителей детей, зачисленных на логопункт– в течении года.
  • Подготовка и проведение анкетирования с родителями – «Художественно-речевое развитие детей дома»- сентябрь
  • Советы логопеда – по теме: «Развитие речи детей подготовительного к школе возраста, готовность к школе» (стенд в подготовительных группах) – октябрь-апрель
  • «Занимаемся дома» – подготовка и раздача игровых пособий для развития речи дома - сентябрь-апрель
  • «Смотрим, читаем и  обсуждаем дома» - список и рекомендации по чтению сказок, просмотру и обсуждению анимационных фильмов по сказкам дома с ребенком.
  • Рекомендации по пополнению домашней библиотеки сказками и рассказами для детей, книгами с играми  и заданиями по развитию речи.

План взаимодействия с педагогами:

  • Требования к развитию речи детей старшего и подготовительного  возраста – предоставление материала - (сентябрь)
  • мониторинг развития связной речи у детей (воспитатели подготовительных групп, учитель-логопед) - сентябрь
  • рекомендации по подбору игр и дидактического материала – сентябрь-октябрь
  • подбор методического материала – сентябрь
  • пополнение групповой библиотеки сказками и рассказами для детей, дидактическими играми, книгами с играми  и заданиями по развитию речи (совместно с родителями)
  • консультирование педагогов по работе с детьми–логопатами – сентябрь-апрель
  • совместная работа по развитию связной речи у детей подготовительных групп – сентябрь-апрель

2.Основной этап - коррекционно-развивающий

            Проведение непосредственной коррекционно-развивающей работы по выбранному направлению с детьми, реализация планов работы с педагогами и родителями.

              Коррекционно-развивающая работа по развитию связной речи ведется на базе автоматизируемых звуков и лексических тем недели в  связке ребенок-логопед-воспитатели-родители, что обеспечивает системность и комплексность подхода в работе с детьми.

На индивидуальных и подгрупповых (вторая половина года) занятиях с детьми логопедом для развития связной речи используются следующие задания:

  • Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний.
  • Подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных предложений.
  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением (« Назови ласково », « Большой маленький »).
  • Образование от существительных относительных прилагательных.
  • Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно.
  • Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.
  • Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.

     Воспитатели в группе учат детей

  • пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;
  • пересказывать сказки и рассказы близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;
  • в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов;
  • с помощью взрослого находить существенные   признаки   предметов,   устанавливать   иерархию признаков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа;
  • использовать разнообразные средства выразительности,
    в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения);

На родительском собрании в сентябре родителей знакомят с программой предстоящей работы с детьми с нарушениями речи.

       Дома родителями сказки прочитываются, либо анимированные сказки просматриваются с ребенком и обсуждаются по вопросам (вопросы задаются родителями по сюжету, по участникам).  Такая работа необходима для закрепления знаний, это позволит ребенку запомнить яркий сюжет сказки, эмоционально отреагировать на героев сказки и поможет ребенку составить свой собственный рассказ по сказке.

Приемы работы по связной речи:

  • составление предложений с использованием заданных слов;
  • выполнение лексико-грамматических упражнений по теме недели;
  • выборочный пересказ фрагментов прослушанных сказок;
  • беседа  по прослушанным  и просмотренным сказкам - стимуляция полных ответов на отработанной в произношении лексике;
  • Пересказ сказки по серии сюжетных картинок (моделирование, мнемотехники)
  • Составление собственных рассказов с изменением концовки известной сказки

3. Этап - заключительный - май

Цель: диагностика  результативности  проектной деятельности, анализ результатов работы.

Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта - май

СОВМЕСТНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

учителя-логопеда, воспитателей и родителей

подготовительной группы по проекту на 2016-2017 уч.год

Период

Тема

Недели

На логопункте

Содержание работы логопеда

Темы недели в группе

Взаимодействие с  педагогами

Содержание работы

Взаимодействие с родителями

Содержание работы

Сентябрь

5-9

Диагностика развития речи

День знаний

12-16

Диагностика развития речи

Детский сад

Чтение и обсуждение рассказа Толстого «Филипок»

19-23

Наш город. Дом

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах

Край родной (наш город.область)

«Три поросенка» просмотр мультфильма

Обсуждение.

26-30

Осенняя ярмарка. Сад-огород

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах

Наши права

-

«Молодильное яблочко»- чтение сказки и  просмотр мультфильма

Обсуждение.

Октябрь

3-7

Осень. Лиственные деревья. Изменения в природе

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах

Здравствуй осень.

Осень в картинах художников.

Труд в садах и огородах.

Фрукты и овощи

«Крошечка-хаврошечка»

Чтение и обсуждение

Л.Н. Толстой «Дуб и орешник» чтение и обсуждение

10-14

Осень. Лес,грибы, ягоды. Человек- одежда, обувь, головные уборы

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах

Лиственные деревья.

Лес.грибы и ягоды

Катаев  «Дудочка и кувшинчик» – чтение и обсуждение в группе

Дудочка и кувшинчик – просмотр мультфильма

17-21

Домашние животные и их детеныши

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах

Изменения в жизни животных и птиц

Пересказ близкий к тексту с обыгрыванием «Три поросенка»

чтение и обсуждение: Н. Носов «Живая шляпа просмотр мультфильмов по мотивам рассказа «Живая шляпа» и по мотивам сказки «Три поросенка»

24-28

Хлеб. Сельхоз работы

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах

Откуда хлеб пришел

Колосок –русская народная сказка, Чтение и обсуждение

«Гуси-лебеди»-просмотр мультфильма. Обсуждение.

31-4 Ноябрь

Домашние птицы

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, в предложениях

Неделя книги. Что за чудо эти сказки

Сказки Пушкина и др.

Чтение, разбор произведений по вопросам. Пересказ. инсценировка

Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» просмотр мультфильма

7-11

Перелетные птицы

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, в предложениях

Моя страна – Россия

-

- Д. Мамин - Сибиряк «Серая шейка» просмотр мультфильма

14-18

Транспорт

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, в предложениях

Транспорт.правила дорожного движения.

И.Калинина «Как ребята переходили улицу»

Обсуждение.

21-25

Мое имя. Семья

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Семья.я и мое имя

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» чтение, беседа по вопросам, пересказ

А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»., «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» просмотр мультфильма (на выбор)

Обсуждение.

28-2

Человек. Мое тело

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Человек.забота о своем здоровье.

Декабрь

5-9

Игрушки.

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Русская народная игрушка. Народные промыслы.

-

-

12-16

Зима. Изменения в природе.

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Приметы зимы. зимовье зверей

«Зимовье зверей»

Лисичка-сестричка и серый волк»

«Зимовье зверей» просмотр мультфильма. обсуждение

19-23

Зимние развлечения.

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях, в стихах

К нам приходит новый год

«Морозко» чтение

«Морозко» просмотр мультфильма, обсуждение

26-30

Праздник Новый год

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях, в стихах

К нам приходит новый год

-

Январь

9-13

Зима. Обобщение.

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Неделя доброты

Горький «Воробьишко». Чтение, беседа по вопросам.

«12 месяцев»

16-20

одежда, обувь, головные уборы. Ателье

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Одежда. Ателье.

секреты бабушкиного сундука

Братья Грим «три пряхи» Чтение, беседа по вопросам

сказка братьев Гримм «Храбрый портняжка»

чтение и просмотр мультфильма, обсуждение

23-27

Наша пища. Посуда. Труд повара

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Продукты питания. посуда

«Федорино горе»

«Горшок каши»

Чтение, беседа по вопросам, пересказ

русская народная сказка «Каша из топора»

чтение и просмотр мультфильма

30-3

Времена года (обобщения)

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Служба спасения

«Илья избавляет Царьград от идолища» Чтение, беседа по вопросам

Илья Муромец и др., просмотр мультфильма, обсуждение

Февраль

6-10

Дикие животные

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Профессии

«Лесничий» чтение и обсуждение

Просмотр мультфильма по мотивам Русск.нар.сказки в обработке Л.Н.Толстого: «Маша и медведь», «Три медведя»

13-17

Мебель

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Мой дом-путешествие в прошлое предметов

«Домовенок Кузя» просмотр мультфильма, обсуждение

20-24

Наша армия. Военные Профессии

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях, в стихах

Защитники Отечества «от шинели до мундира»

«Стойкий оловянный солдатик» Г.Х.Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик» Г.Х.Андерсен

27-3

Спорт.Виды спорта, спортсмены

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях, в стихах

Защитники Отечества «от шинели до мундира»

«Аленький цветочек»

Чтение, беседа по тексту.

«Аленький цветочек» просмотр мультфильма, обсуждение

Март

6-11

Женские профессии

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях, стихах

8марта

Сегель. Как я был мамой.

Ю.Яковлев Мама

Чтение, обсуждение

13-17

Комнатные и лекарственные растения

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Комнатные и лекарственные растения

20-24

Живая и неживая природа.

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Воздух. Живая и неживая природа

«Солнце и ветер»

Беседа по сказке

27-31

Вода и ее обитатели

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Вода и ее обитатели

«Сказка о рыбаке и рыбке», беседа по вопросам, пересказ отдельных частей

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«По щучьему велению»

просмотр мультфильма, беседа с ребенком

Апрель

3-7

Весна пришла.

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Весна пришла

«Снегурочка» чтение, пересказ по цепочке

Снегурочка – просмотр мультфильма, беседа с ребенком

10-14

Космос

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Космические просторы

17-21

Животные севера и жарких стран

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Путешествие по странам и континентам

«Умка» просмотр мультфильма,

сказка Киплинга «Любопытный слоненок» - просмотр мультфильма. обсуждение

24-28

 Насекомые.

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях, в стихах

Единство и дружба народов планеты Земля

просмотр  сказки В. Бианки «Приключения муравьишки» обсуждение

3. Этап - заключительный - май

Цель: диагностика  результативности  проектной деятельности, анализ результатов работы.

Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта - май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы. Тема: «Что за прелесть эти сказки».

Программное содержание:Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.Учить связно, послед...

Занятие по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы «Зимние забавы»

Данное занятие обучает детей рассказыванию и составлению предложений с использованием схем....

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы «Путешествие в страну сказок»

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы «Путешествие в страну сказок» Программные задачи:Учить детей составлять описательные рассказы о животных, исп...

Конспект занятия по связной речи для детей подготовительной к школе группы на тему: «Драматизация сказки "Теремок"».

Занятие направлено на развитие речевых способностей детей, а так же театральных и творческих способбностей. Прививаем интерес к народным сказкам....

Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы «Космос»

Закрепить знания детей о космосе, космонавтах. Учить составлять деформированные предложения. Развивать навык связной речи. Совершенствовать умение согласовывать речь с движением. Воспитывать чувство п...

Педагогический проект по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста «Путешествие по сказкам»

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. П...