РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ ПЕДАГОГА
статья по логопедии на тему

Васянина Екатерина Леонидовна

Специфика профессии педагога заключается в постоянном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности воспитанника, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения. Именно об этом и пойдёт речь в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_kultura.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Васянина Екатерина Леонидовна

Учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 135 Выборгского р-на Санкт-Петербурга

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ ПЕДАГОГА

Специфика профессии педагога заключается в постоянном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности воспитанника, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Речь педагога служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для воспитанника речь педагога зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще.

Культура речи — широкое и емкое многокомпонентное понятие, но прежде всего это грамотность построения фраз. Твердое знание грамматических правил дает возможность педагогу правильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, осмысленный характер, что облегчает ребятам восприятие и понимание учебного материала, команд и т. д. Грамматически правильное построение речи обеспечивает ее содержательность, логическую последовательность, понятность. Д.И. Писарев писал: «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».

Второй составляющей культуры речи педагога являются простота и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания воспитанниками  форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны усвоить. Так, Квинтилиан, римский учитель красноречия, писал: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять».

Третьей составляющей культуры речи является выразительность. Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на чувства воспитанников, так как придают эмоциональную окраску словам и фразам.

Тон речи педагога должен быть спокойным, уверенным, властным. Однако для этого необходимо, чтобы сам педагог был спокойным, убежденным в правильности отдаваемых распоряжений, своих поступков, оценок действий и поступков воспитанников. Крайне нежелателен назидательный, менторский тон, он обычно отталкивает воспитанников от педагога, так как чем старше воспитанник, тем в большей степени у него выражено стремление к самоутверждению, к признанию себя личностью.

Темп речи также определяет ее выразительность. Непригодна как слишком быстрая речь, поскольку при ней воспитаннику  трудно сосредоточиться на том, что говорит педагог, успеть «переварить» всю информацию, так и очень медленная речь, действующая на ребят усыпляюще.

Паузы речи при их правильном использовании позволяют лучше передать смысл произносимых слов и фраз. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи педагога, его сообщения о каком-то событии и т. п.

Словарное богатство способствует образности речи, а через нее — и выразительности. Умелое применение пословиц, поговорок, крылатых слов, метафор, гипербол делает речь педагога сочной, эмоциональной, поднимает настроение воспитанников. Конечно, пользоваться надо только теми речевыми средствами, которые доступны пониманию детей данного возраста. М. Горький писал: «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их».

Дикция — ясное и отчетливое произнесение звуков, слов и фраз, облегчает понимание учащимися речи педагога. Небрежность в произнесении окончания слов («проглатывание»), гнусавость — эти недостатки дикции могут быть устранены педагогом, если он будет систематически упражняться как самостоятельно, так и под руководством специалиста по технике речи.

Четвертой составляющей культуры речи педагога является грамотное произнесение слов из обыденной речи. Встречаются, например, ошибки при постановке ударений в словах. Так, некоторые педагоги говорят «килОметр» вместо «киломЕтр», «понЯли» вместо «пОняли» и т. д.

Другого рода ошибки встречаются при применении слов и выражений, возникших под влиянием местных диалектов. Говорят, например, «слазь» вместо «слезай»; «ложи» вместо «положи»; «ложить» вместо «положить», «класть»; «жгет» вместо «жжет». Недопустимы для употребления и глагольные формы:  «заберите» вместо «возьмите»; «обождите» вместо «подождите»; «бежи» вместо «беги»; «лазать» вместо «лазить»; «подымать» вместо «поднимать».

Педагогу необходимо изгонять из своей речи и жаргонные и модные словечки, такие как «клево», «оттянуться» и т. п. Недопустимы в речи педагога, как бы он ни был раздражен, оскорбительные слова.

Еще одной составляющей культуры речи педагога, на которой хотелось бы остановиться, является немногословие. Чрезмерно сжатый, почти телеграфный язык тоже не украшает речь, особенно когда вследствие сокращения слов фразы педагога становятся двусмысленными.

Таким образом, речевая культура педагога - это совокупность свойств личности, оказывающих успешное воздействие на учащихся и позволяющих наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания и регулировать речевую деятельность в процессе решения педагогических задач. И, можно с уверенностью сказать, что педагоги, отличающиеся высоким уровнем коммуникативно-речевой компетенции,  имеют больше шансов быть профессионально успешными.

Литература

1. Исаев И.Ф., Макарова Л.Н. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность. М.; Белгород, 2002.

2. Манаенкова М.П. Речевая компетенция - зеркало духовной культуры человека // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 9 (55). С. 273-275.

3. Скворцов Л.И. Культура русской речи. М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы профессионального общения педагога с детьми. Рекомендации для воспитателей.

рекомендации по организации оптимального педагогического общения с детьми опираются на принципы и правила личностно-ориентированной педагогики....

Проблема психологической культуры и профессиональной компетентности педагога

Психология воспитателя проявляется, формируется и изменяется в процессе осуществления им педагогической деятельности. Педагогическая деятельность – это деятельность взрослых членов общества, профессио...

Речевая культура - фактор формирования имиджа педагога»;

Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные кач...

Повышение речевой культуры и коммуникативных навыков педагогов ДОУ

Семинар-практикум в форме интеллектуально-познавательной игры...

Принципы профессионального общения педагога с детьми (ситуации связанные с профессиональным общением).

Принципы профессионального общения педагога с детьми(ситуации связанные с профессиональным общением).Пусть будет доброй голова,А сердце умным будет.Л.Кассиль...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей «Речевая культура - фактор формирования имиджа педагога»

Образ педагога обсуждался во все времена; эта тема стала ещё более актуальной сегодня, когда в России реформируется образовательная система. Педагоги - люди, которые всегда на виду, ведь рядом с ними ...