Повышение речевой культуры и коммуникативных навыков педагогов ДОУ
методическая разработка по развитию речи на тему

Семинар-практикум в форме интеллектуально-познавательной игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_po_razvitiyu_rechi.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение речевой культуры и коммуникативных навыков педагогов

/Семинар-практикум для воспитателей детского сада/

Цель: Активизировать мыслительную деятельность педагогов; раскрыть их творческий потенциал; оптимизировать межличностные отношения и коммуникативные навыки.

Предварительная работа. Подготовка слайдов.

Материал. Ноутбук, мультимедийная установка, слайды, секундомер,

Ход игры

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы предлагаем провести семинар-практикум в форме интеллектуально-познавательной игры, а вам побывать в роли конкурсантов, проверить свои силы, продемонстрировать способности. Наша игра -  командная, поэтому предлагаем провести жеребьёвку. (Предварительно в мешочек кладутся жетоны желтого и красного цвета по числу участников.) Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие на поезде. Команда, получившая красные жетоны, это один состав; команда с жёлтыми жетонами – второй состав. Задача составов: успешно пройти нелёгкий путь и добраться до станции «Интеллектуалов». Конечно, как на настоящей железной дороге, у нас должен быть начальник с помощниками, которые будут следить за порядком и регулировать движение поездов. Это наше жюри. (Представляются члены жюри.) В течение 1 минуты командам необходимо выбрать начальника состава, т.е. капитана, и придумать название поезда. Итак, ваше представление! Заслушиваем наших участников! /Капитаны команд по очереди называют свои команды /

Ведущий: Составы готовы отправиться в путь? (Звучит музыкальное сопровождение – движущийся поезд.)

Как хорошо, когда много друзей

С тобой отправляется в путь!

Сразу становится всем веселей,

Хочется горы свернуть!

Станция «Разминочная»

Ведущий: Сейчас вам предстоит отгадать шарады, где задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, каждая представляет собой самостоятельное слово.

Шарады для первой команды

Первое слово над чайником тает,

Второе – у папы растёт над губой.

А целое – ветер морской надувает,

И в плаванье нас приглашает с тобой.

(Парус.)

Первое – нота,

Второе – то же.

А в целом – на горох похоже.

(Фасоль.)

Шарады для второй команды

Предлог стоит в начале слова,

В конце же – загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом.

(Задача.)

Начало – нота,

Потом – оленя украшенье.

А вместе – место

Оживлённого движенья.

(Дорога.)

Станция «Смекалистых»

Ведущий: В следующем задании вам необходимо заменить фразеологизмы одним словом и составить предложение, используя данный фразеологизм. (Отвечает каждый участник команды.)

Задание для первой команды

Мозолить глаза (надоедать);

Клевать носом (засыпать);

Бить баклуши (бездельничать);

Прикусить язык (молчать);

Зарубить на носу (запомнить);

Ждать у моря погоды (надеяться).

Задание для второй команды

Как снег на голову (неожиданно);

Ходить на голове (баловаться);

Считать ворон (отвлекаться);

Вешать нос (грустить, огорчаться);

Наговорить с три короба (наобещать);

Писать как курица лапой (неаккуратно).

Станция знатоков русских пословиц

Ведущий: Мы не сомневаемся, что вы, уважаемые конкурсанты, хорошо знаете русские пословицы. В следующем задании нужно заменить иностранные пословицы синонимичными русскими.

Задание для первой команды

Язык беду приводит (кит.).

Лучше плотва в кадке, чем щука в озере (фин.).

Поспешность таит ошибку (греч.).

Задание для второй команды

Написанное на бумаге и боги не сотрут (кит.).

Двумя руками трудно схватить двух уток (кит.).

Зонт готовь, когда ясная погода (фин.).

Ведущий: И ещё одно задание на этой станции. Решите ребусы и назовите пословицу.

/на экране появляются ребусы для каждой команды/

Станция «Объяснялки»

Ведущий: На этой станции работают все конкурсанты. Команда выстраивается друг за другом, начальник состава встаёт лицом к команде. Первому участнику даётся карточка, на которой написаны слова. В течение 1 минуты он должен объяснить начальнику как можно больше слов. При этом нельзя употреблять однокоренные слова. По команде «Время», участник отдаёт карточку следующему игроку и встаёт в конец состава. Если игрок не может объяснить слово, он может пропустить его, но за это будет снят один балл.

Аппарат, барометр, борозда, волынка, гильза, голодовка, грабли, диктофон, драматург, здоровье, иваси, кабачок, камертон, физкультминутка, каскадёр, информация, колокол, журналист, крупа, люлька, пейзаж, цемент  макулатура, малыш, марля, проект, мансарда, маринад, медуза, мельница, настроение, общежитие, олимпиада, ориентир, шурин, козырёк, декларация, палуба, парник, компас, патриот, пихта, правило, психология, инновация, рефлексия, детство, пустыня, радиатор, равновесие, ралли, республика, рецепторы, силуэт, скорпион, стандарт, стрела, талант, фабрика, мотивация, уют, фейерверк, химия, чайка, черенок, шаль, шпион, экзамен, экипаж, юбиляр, юг, ярмарка, ящик, стенд, пират, пинцет, метеорит, метод, приём, бильярд, нерест, манная каша, дежурный, педагогика, арифметика, педиатр, рельсы, банкомат, литература, мармелад, матрёшка,  осина, каникулы, вальс, инстинкт, адаптация, подражание, воспитание, карапуз, инструкция, коллектив, старт, небоскрёб, лидер, авторитет, конституция, прожектор.

Станция музыкальных загадок

Ведущий: Почти по всем  детским художественным произведениям сняты мультипликационные и художественные фильмы. А сейчас, музыкальный конкурс! Отгадайте, кто из героев, и из какого произведения поёт эти песенки.

Задание для первой команды

«Голубой вагон», «Песенка водяного», «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты», «Песенка бандитов» из м/ф «Приключения капитана Врунгеля»

Задание для второй команды

«Песня разбойников» из м/ф «Бременские музыканты», «Два весёлых гуся», Частушки Бабок-Ёжек из м/ф «Летучий корабль», «Кабы не было зимы» м/ф «Каникулы в Простоквашино», романс черепахи Тортилы из м/ф «приключения Буратино».

Станция лучших скороговорщиков

Ведущий: Следующий конкурс выявит тех, кто лучше всех произнесёт скороговорку. Участникам команд раздаются фишки от 1 до 6. Те, у которых номера совпали, произносят одинаковые скороговорки. Жюри начисляет балл тому участнику, который чётче произнёс скороговорку. 

Станция правильной речи

Ведущий: Сейчас вам предстоит исправить ошибки в предложениях.

- На детской площадке гуляет много маленьких малышей.

- К весне зелень зазеленела.

- Девочка стала одевать одежду на куклу.

- Незнайка был ленивым лентяем.

- Ворона клюнула клювом серого кота.

- На ветвистых ветках висели красные яблоки.

- По комнате покатился круглый шар.

- Вчера мы купили много покупок.

- Потолок побелили белыми белилами.

- Дедушка был ворчливым ворчуном.

- Старик связал вязанку дров.

- На своём рисунке Катя нарисовала осенний лес.

Станция Литературная

Ведущий: В следующем конкурсе команды проявят свои коммуникативные способности. Капитанам команд предстоит с помощью мимики и жестов донести до членов своей команды содержание небольшого текста, используя произнесение только одних гласных звуков.

Задание для первой команды

жИлИ-бЫлИ дЕдУшкА дА бАбУшкА.  

бЫлА У нИх кУрОчкА  рЯбА.

снЕслА кУрОчкА рЯбА ЯИчкО, дА нЕ прОстОЕ, А ОчЕнь бОльшОЕ.

бАбкА бИлА-бИлА, нЕ рАзбИлА.

дЕдкА бИл-бИл нЕ рАзбИл.

прИшЁл мЕдвЕдь, рАзбИл ЯЙцО.

бАбкА пОжАрИлА ЯИчнИцУ.

всЕ нАЕлИсь!

Задание для второй команды

нАшА ТАнЯ грОмкО плАчЕт.

УрОнИлА в рЕчкУ мЯчИк.

тИшЕ, дЕвОчкА, нЕ плАч,

нЕ УтОнИт в рЕчкЕ мЯч.

пИОнЕрЫ прИбЕгУт,

И тЕбЕ пОмОгУт тУт.

ТЫ «спАсИбО» Им скАжИ,

крЕпче мЯчик свОй дЕржИ!

Ведущий: Вот и подошла к финалу наша игра. Слово представляется начальнику железной дороги (оглашается  сумма баллов). Итак, по результатам всех этапов каждой команде удалось пройти путь длиной в ____ км. А это значит, что в нашем коллективе работают самые умные, творческие и коммуникабельные педагоги. Поздравляем! Вы прибыли в пункт назначения на станцию «Интеллектуалов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум Тема: «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»

Семинар-практикум Тема: «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»...

Тема проекта «Обогащение речевого опыта и коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ на материале русских народных сказок с использованием современных технологий».

Реализация проекта способствовала организации образовательного процесса на основе деятельностного подхода. При осуществлении разных видов деятельности повышалась мотивация общения детей, обогащение ре...

Театрализованная деятельность как эффективное средство развития речевой активности и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Делюсь своим опытом работы в театрализованной деятельности. Хочу показать и рассказать, как театр влияет на активизацию мышления, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантаз...

«Развитие речевой деятельности и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес»

Методическая разработка представляет собой рекомендации воспитателям, педагогам-психологам, учителям-логопедам по развитию речевой деятельности и коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошко...

«Развитие речевой деятельности и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес»

Методическая разработка представляет собой рекомендации воспитателям, педагогам-психологам, учителям-логопедам по развитию речевой деятельности и коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошко...