Развитие коммуникативных навыков педагогов ДО средствами психодраммы и ролевой игры.
план-конспект занятия на тему

Стрельцова Джульетта Сергеевна

Цикл тренинговых занятий для педагогов ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ средствами психодрамы и ролевой игры

Цикл тренинговых занятий для педагогов ДОУ

«Путеводный клубочек»

Пояснительная записка.

Развитие коммуникативных навыков педагогов является одной из задач повышения их профессиональной компетенции. Это способствует проявлению у них самостоятельности, "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях.

В связи с этим от педагога требуется постоянная работа по повышению профессиональной компетентности, а именно:

  • повышение уровня психолого-педагогической культуры;
  • развитие новых ценностей на основе имеющихся знаний и опыта;
  • совершенствование процесса самопознания и рефлексии;
  • профилактика "синдрома эмоционального выгорания";
  • формирование основ личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми, их родителями, другими участниками образовательного процесса и т. д.

Профессия педагога, предъявляет повышенные требования к человеку, сделавшему ее делом своей жизни. Это и высокая стрессоустойчивость, и умение налаживать отношения с людьми различного возраста, темперамента, уровня культуры общения, и высокая эмоциональная отдача. В таких условиях особенно актуальным является профилактика «эмоционального выгорания» педагогов, обучение воспитателей методам и приемам снятия эмоционального напряжения, повышения их коммуникативной компетенции. И сказкотерапия методами психодрамы является одним из самых эффективных и действенных способов.

Особенности применения методов психодрамы в работе с педагогами:

  • групповая форма организации работы участников учебного процесса;
  • развитие у педагогов спонтанности и креативности в решении проблем;
  • использование творческого подхода к процессу воспитания;
  • практическая направленность деятельности участников учебного процесса;
  • игровой и творческий характер обучения;
  • включение в работу разнообразных коммуникаций,
  • рефлексия процесса воспитания его участниками.

Цели:

*        Преодоление трудностей в общении;

*        Установление доверительных отношений во взаимодействии внутри коллектива;

*        Обеспечение психоэмоционального благополучия в коллективе.

*        Разрешение внешних и внутренних конфликтов педагога;

*        Реализация личностного потенциала педагогов;

**        Развитие спонтанности, творческой активности

*        Развитие рефлексии.

Задачи:

* Развитие эмпатии, понимания своих чувств и чувств другого человека;

* Отреагирование состояний, отрицательных эмоций;

* Снятие эмоционального напряжения;

* Развитие спонтанности, креативности;

* Расширение ролевого репертуара педагога;

* Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;

* Развитие умения выражать свои мысли;

* Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого;

*Формирование коммуникативных навыков;

*Формирование навыков конструктивного поведения;

*Расширение ролевого репертуара.

Основные методы:

  • Психодрама
  • Ролевая игра.
  • Игровая психотерапия.
  • Арт-терапия

Оборудование и материалы:

  • Набор лент различных цветов и длины.
  • Набор платков разной расцветки и размера.
  • Мягкий мячик с шариковым наполнителем для шеринга.
  • Колокольчик
  • Карандаши, мелки, фломастеры
  • Листы бумаги

В первую очередь, следуя традициям жанра, берем в руки клубок. Тот самый, который герою или героине обычно вручает Баба-Яга, обещая, что он приведет их к намеченной цели. Но мы бросать клубок на землю не станем. Напротив, внимательно его рассмотрим. Ведь перед нами ни что иное, как карта. Сплетенная из нитей эмоций, чувств, мыслей, действий, поступков.  Есть своя трудность в том, чтобы уметь читать такую карту. Но еще большая сложность заключается в том, чтобы ее отыскать.

        Содержание.

Занятие № 1

        Знакомство с психодрамой, как одним из методов сказкотерапии. Представление возможностей психодрамы в решении профессиональных проблем и личностного развития.

  1. Разогрев.

  • Все участники встают «паровозиком» и замыкают круг. Ведущий называет какое-либо природное явление, и все участники «изображают» его на спине впереди стоящего человека, передавая друг другу прикосновения по кругу.
  • Ассоциативное представление «Кто я сегодня». Разминка проводится в кругу. Каждый участник называет предмет, либо сказочного героя, с которым он себя ассоциирует и изображает его (клубок с иголками, принцесса и т.д.).

2. Действие.

Разыгрывание сказки «Репка». Новый взгляд на старую сказку. Возможность проигрывания роли одного персонажа несколькими участниками одновременно.

3. Шеринг.

В процессе шеринга происходит обмен чувствами и мнениями от драматической игры. Участники драматического спектакля делятся своими впечатлениями о своей игре и об исполняемой ими роли. Потом все участники делятся своими чувствами и ощущениями, испытанными во время занятия, обсуждают случаи из жизни, схожие с обыгранной участниками ситуацией.

4.Завершение занятия.

Ассоциативное представление «Кем я стал сегодня». Участники рассказывают, как они изменились в процессе занятия (я пришла сюда злой феей, а теперь я Мери Попинс.)

Занятие № 2

1. Разогрев.

  • «Лягушка-попрыгушка»

Участники встают в круг, Передают хлопки по кругу. Сначала один хлопок, потом количество хлопков увеличивается.

  • «Сказочная угадайка»

Педагогам предлагается вспомнить сказочных персонажей, живущих в воде. По количеству персонажей формируются группы из 3-4 человек. Затем участникам каждой группы предлагается загадать своего сказочного героя и угадать сказочного героя изображенного другой группой.

2. Действие.

Построение «социального атома» ребенка. Определить, какие роли играет воспитатель в группе, в каком качестве выступает он по отношению к ребенку, проявления каких качеств ждет ребенок от воспитателя.

3. Шеринг.

4.Завершение занятия.

  • «Пирамида любви». Один из участников вытягивает руку в середину круга и называет то, что он любит (например: родителей или лето, или читать, или смотреть на облака, или запах дождя и т.д.). Следующий участник кладет сверху свою руку, называет свой вариант. Таким образом выстраивается «пирамида любви».

Занятие № 3.

1. Разогрев.

  • « Коллективная сказка» В кругу, по очереди говорить по одному предложению, чтобы получилась законченная сказка.
  • « Волшебный прогноз погоды » Участники встают в круг друг за другом . Начинает ведущий группы. Он придумывает свой прогноз погоды на сегодня и показывает его на спине соседа, вся группа повторяет за ним его действия и слова, и далее по кругу, каждый придумывает « свою погоду» и показывает, остальные участники повторяют.

2. Действие.

Разыгрывание сказки «Странное королевство». Ведущий группы рассказывает начало сказки:

«Жили-были король с королевой была у них дочка-принцесса, У королевы была сестра родная, очень любящая власть и желающая сесть на трон. Но власть любила не только она, но и ведьма живущая в королевстве. У ведьмы был сын, которого ведьма желала сосватать дочке короля. Также на руку и сердце принцессы претендовал заморский принц…..Дальше ведущий предлагает проиграть сказку без слов, используя только мимику и жесты. Чтобы задействовать всех участников группы предлагается ввести и другие роли, какие сами участники нужными.

3. Шеринг.

4.Завершение занятия.

 « Передай улыбку по кругу»

Участникам группы предлагается взяться за руки. Один участник пожимает руку и улыбается соседу. То передает рукопожатие и улыбку дальше по кругу.

Занятие № 4.

1 Разогрев.

  • « Знакомство со сказочным персонажем»

Ведущий предлагает всем  выбирать на время тренинговой работы « игровое имя»- своего сказочного персонажа, по которому все остальные участники будут обязаны обращаться к нему. Записывает его на  бейджик и показывает движения и жесты характерные для  выбранного персонажа. Первый игрок говорит: например,  « Здравствуйте. Я – кикимора. Я сегодня вот такая» ( показывает свое состояние мимикой, жестами). Вся группа говорит: « Здравствуй, Кикимора. Кикимора сегодня вот такая» и повторяет жести, мимику Кикиморы. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих, все участники хором говорят: « Здравствуйте!»

  • « Подарок».

Материалы: карандаши, фломастеры, мелки, пальчиковые краски, лист бумаги  формата А3, разноцветные ленточки

Разделиться на подгруппы.

Разделение на группы проходит по принципу схожести персонажей, выбранных в первом упражнении.  Например, Хозяйка Медной горы, Снежная королева, Брунгильда  и т.п.

1-й вариант: Каждая подгруппа рисует для других групп  подарок, который нельзя купить в магазине (например, солнечный зайчик, душевное тепло, улыбку и т.п.) подготовка и рисование  -2-3 мин.

2-й вариант: Можно подарить подарок в виде пантомимы или скульптурной композиции, сценки, инсценировки песни и т.д.

Обсуждение полученных подарков, что хотели подарить и что получили.

2. Действие.

Упражнение « Плейбек – театр»

Ведущий предлагает  построить сцену и одному из участников группы  стать рассказчиком и занять «волшебный стул», на котором истории  проходят в голову сами. Рассказчик рассказывает историю и выбирает из группы участников для её разыгрывания, спонтанной импровизации. Когда выбраны все герои, еще раз проговаривается история с определением задач для каждого героя.

3. Шеринг.

4. Завершение занятия.

Упражнение «Эстафета профессиональной поддержки».

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает ведущий: «Я передаю вам свою профессиональную поддержку, и она идет от меня к ………., к ………., и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, поддержку и рост профессионализма, так как каждый из вас добавил свою частичку»  

Не разжимая рук,  поднимаем их все вместе вверх и громко говорим: «Мы лучшие!»  Затем хлопаем в ладоши  и  благодарим всех : « Спасибо,  до свидания!»

        Использованная литература.

  1. Айхингер А., Холл В. « Детская психодрама» Издательство «Генезис» 2005 г
  2. Головаха Е.И., Панина Н.В. «Психология человеческого взаимопонимания». Киев, 1989 г.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. ГрабенкоТ.М «Практикум по креативной терапии». СПб.: Речь, 2006 г.
  4. Лейтц Г. «Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено». М.: издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994 г.
  5. Шутценбергер А.А. « Психодрама». СПб.: ООО «Речь», 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Проект. Итоговая практико - значимая работа .Тема: "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре".

Содержание Введение ------------------------------------------------------------------------стр3-4.1.Основная часть. Теоретическое  обоснование  проблемы  формирования коммуникатив...

Проект "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно- ролевой игре"

В.А.Сухомлинский подчеркивал,что "игра-это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающим мире.Игра-это искра зажигающа...

ПРОЕКТ: «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно – ролевую игру»

Проект «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру» Семья – главная и почти единственная школа воспитания....

Фото отчет по проекту: «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

Обоснование  актуальности  проекта. Сюжетно-ролевая игра - это деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношения...

Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»

Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...

Доклад для педагогов из опыта работы на тему: «Развитие социально–коммуникативных навыков у дошкольников через обогащение сюжетно – ролевой игры»

laquo;Развитие   социально–коммуникативных навыков у дошкольников 5-7 лет через обогащение сюжетно – ролевой игры»  «Игра – это огромное светлое окно...