Семинар-практикум Тема: «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»
материал по теме

 

Семинар-практикум

Тема: «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

Тема: «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»

Важное условие проведения — установление обстановки принятия, эмоциональной теплоты, сотрудничества, что способствует лучшему овладению материалом занятий и дальнейшему переносу такой атмосферы на общение со всеми участниками образовательного процесса.

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов.

Задачи:

  1. Развитие коммуникативных навыков,  сплочение педагогического коллектива.
  2. Повышение уровня психологической культуры.
  3. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Ход семинара-практикума:

Здравствуйте! Рада видеть вас на семинаре-практикуме,  который     посвящен теме «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ». Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он начинает общается с этими несуществующими образами.

       Общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов, коммуникационное взаимодействие людей,когда происходит обмен разного рода информацией. Предлагаю вашему вниманию прослушать историю.

«Страшный сон»

«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, что сказать, но и от того, как сказать»

Вывод: форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как это сказано.

Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакт с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения. Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями затрудняет обучение и воспитание детей.

Существует несколько  позиций воспитания, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда воспитателю удается занять позицию, способствующую этому развитию.Шесть из них не обеспечивают полноценного развития способностей, седьмая, адекватная, воспитательская позиция приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка.

Карабас-Барабас. Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха.:куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщика, немногие убегают от него, большинство не смеет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не выказывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним.

Позиция воспитателя — Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем заданий, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.

Мальвина — благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т .д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в непривычной, экстремальной ситуации побега от Карабаса-БарабасаМальвина оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения. Позиция воспитателя — Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым ограничивая развитие способностей.

Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала и с волком поговорила и бабушкин адрес дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется.

Способ воздействия воспитателя, занявшего позицию Красной Шапочки — предъявление своего натурально-ситуативного «я», которое может быть весьма привлекательным для детей. Привлекательность основывается на их схожести. Это опасно для детей, потому что воспитатель — Красная Шапочка в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо реальных предлагаются чудесные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действия. Позиция воспитателя — Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей, присвоивших в качестве образца способ поведения Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных действий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.

Спящая красавица спит. Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву). Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе. Для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные самим себе, они «варятся в собственном соку», т.е. перенимают друг у друга как «компетентность», так и «некомпетентность»; как социальные, так и асоциальные формы поведения. Проводя ежедневно по 8 — 9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье. Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития. Воспитатель — Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.

Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль.

Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности. Знаменитый фонвизинский недоросль, воспитанный мамашей-наседкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извозчики».

Снежная королеваобучает как складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»). Для Кая «...эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первостепенной важности. Так ему казалось потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала». Поцелуи Снежной королевы превратили сердце Кая в кусок льда. «Ледяное сердце» Кая — символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, созидательную деятельность. Цель Снежной королевы — власть над миром, и в частности над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом: подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций. Она обучает двигаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет «зеркалом разума — самым совершенным зеркалом в мире».

Воспитатель, занимающий позицию Снежной Королевы, обучает такому же движению, т.е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает рабов и функционеров.

Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С ругой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель — Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель — развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.

Психологический тренинг

                          1.Упражнение «Приветствие»

Цель: приветствие участников, зарядить группу энергией.

Материалы: клубок ниток

Ход упражнения Участникам предлагается образовать круг«Мы начнем с того, что каждый по кругу передает клубок ниток и  называет свое имя и скажет несколько слов о себе».

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
  2. Какие чувства вы при этом испытываете?

                              2. Упражнение «Зажги звезду»

Цель: развитие коммуникативных навыков, сплочение коллектива.

Материалы: лист ватмана, цветная бумага.

Ход упражнения: Сейчас  я раздам вам разноцветные лучики, и каждый из вас напишет, что хорошего и доброго есть в вашей душе,   за что вы себя любите, цените, уважаете. Лучики приклеиваются вокруг звездочки. Надписи зачитываются, подводятся итоги. Очень важно подчеркнуть, что от личных качеств каждого, зависит  какой  будет коллектив.

3.Упражнение “Рисование по кругу”.

Цель: развитие воображения и осознание барьеров проявления креативности.

Материалы: листы бумаги на каждого участника, простые карандаши.

Ход упражнения: когда я скажу “начали”, каждый из нас возьмет лист бумаги и все то, что ему потребуется для рисования. На рисование у нас будет 15 секунд. За временем буду следить я и через 15 секунд попрошу каждого передать свой лист соседу слева. После того как вы получите лист, на котором, что-то нарисовано, надо будет нарисовать еще что-то, развивая сюжет в любом направлении. Мы будем продолжать работу до тех пор, пока лист каждого не пройдет по кругу, и не вернется к Вам.

В ходе обсуждения тренер может сфокусировать внимание группы на тех моментах в развитии сюжета, которые воспринимаются участниками как неожиданные, нестандартные, необычные

4.Упражнение «Расскажи сказку»

Цель: умение излагать, принимать и передавать информацию.

Выполнение:

Участники делятся на две команды. Каждой группе предлагается показать сюжет сказки, используя только невербальные средства общения (мимика, жесты), при этом нельзя произносить ни единого слова. Первая группа показывает, 1 участнику из второй показывают сказку. Он внимательно смотрит и передает содержание сказки следующему члену своей группы при помощи мимики и жестов. Последний участник группы, которому изобразили сказку, говорит ее название. Затем подгруппы меняются. (Сказка «Волк и семеро козлят» и «Три поросенка»)

Анализ упражнения:

Насколько сложно или было работать в команде?

Сложно ли было продолжить заданную ситуацию?

Что мешало и становилось барьером понимания?

 5.Упражнение «Квадрат»

Цель: прочувствовать каждого участника группы, сплочение коллектива

Ход упражнения: Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Постройте, используя всех игроков команды:

квадрат;

треугольник;

круг;

ромб;

птичий косяк.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос  здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

                                      6.Упражнение «Убежище»

Цель: снятие напряжения и усталости у педагогов.

Материалы: аудиозапись с релаксационной музыкой.

Ход упражнения: С целью релаксации и организации психотехнического отдыха могут быть использованы различные упражнения, например, «Убежище» (К.Шрайнер) Участникам тренинга предлагается удобнее устроиться в креслах или на стульях, принять расслабленную позу и закрыть глаза. Мягким, спокойным голосом психолог говорит примерно такой текст: «Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем не обязательно, чтобы это место реально существовало. Например, это может быть хижина в горах или лесная долина, о которой никто, кроме вас, не знает. Мысленно опишите себе это безопасное место. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или беседовать с другом. Так фантазировать можно перед сном или в течение дня, когда вы хотите сбросить напряжение и отдохнуть». Использование музыкальной дорожки.

                       7.Упражнение «Волшебное ожерелье»

Цель: развитие коммуникативных навыков, построение конструктивных взаимоотношений.

Материалы:клубок ярких ниток, ножницы.

 Клубочек передаётся по кругу, и каждый  отмеряет нить, перекидывая её через шею. Заранее приготовлены нити длиной около 10 сантиметров. Когда все отмерили длину будущего ожерелья, концы нити завязываются. Теперь все обмениваются друг с другом добрыми пожеланиями, привязывая при этом ниточки к ожерельям друг друга.

А теперь, когда шею каждого украшает волшебное ожерелье, прошу всех встать в круг. Как вы думаете, почему эти ожерелья волшебные? (они напитаны доброй, положительной энергией).  Давайте зачерпнём из круга того доброго и хорошего опыта, который сегодня приобрели. А волшебное ожерелье будет питать вас доброй положительной энергией.

                             8.Упражнение   «Рефлексия».

Цель: выявление наиболее ярких, удачных, сложных моментов тренинга.

Ход: ведущий спрашивает участников

  • что больше всего понравилось
  • что легко получалось,
  • в чем были трудности,
  • что не понравилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, посредством театральной деятельности»

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.• Театральная деятел...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников

Консультация для педагогов на тему: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников»

Консультация для педагогов на тему: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников»...

конспект семинара-практикума по теме: "Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум можно использовать как в работе с педагогами,так и родителями воспитанников...

Семинар-практикум для педагогов на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Основной целью семинара является повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через театрализо...

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»

Представлен конспект семинара-практикума, в ходе которого проводится экспресс-диагностика для воспитателей; изложены несколько позиций воспитания; представлены практические упражнения для педагогов, ц...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников»

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взр...