Семинар-практикум для педагогов на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
методическая разработка

Большакова Александра Александровна

 

Основной целью семинара является повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

для педагогов на тему

«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи: 

1.Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы. 

2. Систематизация знаний педагогов по организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

3.Формирование у педагогов нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности. 


Ход семинара:


1. Вводная часть. Психолог приветствует участников семинара, предлагает всем встать в круг. Участники стоят в кругу, друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.

- Сегодня мы хотим пригласить вас в увлекательное путешествие в волшебный мир театра. В этом мире царит игра, которая связывает между собой детей, и детей со взрослыми в единое волшебное целое.

- Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать?

- И так наше путешествие в волшебный мир театра мы начнем тоже с игры. Чтобы поприветствовать, друг друга в этот холодный зимний день  и подружиться поиграем в игру «Волшебные валенки». Каждому из вас я дарю невидимые волшебные валенки, давайте их обуем, чтобы согреть ножки. Поприветствуем, друг друга вот так: касаемся носком носка соседа и говорим «Привет, здравствуй, добрый день, приветствую вас или т.п.».

 2. Теоретическая часть. Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и развитием движений.

Познавательное развитие

- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

- обеспечение взаимосвязи конструирования с театральной игрой для развития динамических пространственных представлений;

- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Социальное развитие

- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

- воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

- развитие эмоций;

- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Речевое развитие

- содействие развитию монологической и диалогической речи;

- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Эстетическое развитие

- приобщение к высокохудожественной литературе;

- развитие воображения;

- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

- создание выразительного художественного образа;

Организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

- обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

Развитие движений

- согласование действий и сопровождающей

их речи;

- умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

- выразительность исполнения основных видов движений.


3.
Практическая часть. 

Чтобы помочь детям научиться жить дружно, чувствовать других, справляться с тревожностью, развивать коммуникативные способности, чувство эмпатии, выразительности речи, театральные игры и упражнения можно классифицировать по группам:

  1. Творческие упражнения: творческие игры со словами, пальчиковые игротренинги, артикуляционная гимнастика, скороговорки на развитие дикции, диалогические скороговорки.
  2. Театральные этюды: «Угадай, что я делаю?», «Одно и то же по-разному», «Кругосветное путешествие», «Иди сюда», «Негодование» и др.
  3. Игры-драматизации по текстам стихов, рассказов, сказок.
  4. Музыкальные игры: музыкальный диалог, музыкальные импровизации.
  5. Пластические игры: «Утро», «Бабочки», «Снежинки»;
  6. Игры-превращения: «Цветочек», «Стряхнуть воду с платочков», «Мельница», «Крылья самолета», «Маятник», «Кошечка выпускает когти», «Лисичка подслушивает», «Танец роз»; пантомимы: «Одеваемся на прогулку», «Много снега – протопчем тропинку», «Как падает снежинка», «Снеговик» и др.
  7. Разыгрывание сказок.

Данная классификация позволяет разнообразить деятельность детей, обогащать и расширять театрализованные знания и умения, помогает преодолевать застенчивость у детей неуверенных в себе, робость, стеснительность.

А теперь мы предлагаем вам поиграть.

Начнем с творческих игр и упражнений, которые способствуют пополнению словарного запаса у детей, развитию мелкой моторики, воображения и фантазии, умения вести диалог с партнером.

Выполнение таких упражнений приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями и способами их вербального и невербального выражения.

 Просим выйти 5 человек (им предлагаются карточки, на которых нарисованы эмоции (страх, радость, печаль, удивление, злость), каждый должен произнести фразу «К нам придут гости» с соответствующей интонацией и мимикой).

Театральные этюды учат детей общаться с людьми в различных ситуациях, развивают навыки взаимодействия с партнером.

Приглашаются три пары. Им предлагается с помощью художественных средств разыграть этюды: «Встреча», «Просьба», «Утешение».

Игры-импровизации развивают у детей умение действовать в условиях вымысла, общаться, реагировать на поведение партнера, помогают малоактивным детям влиться в коллектив.  (Показ пантомимы и игры импровизации «Сорока и медведь»)

Систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности способствует улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями, во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром  и театральными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театральные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе.

Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа.

Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

   Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны, с одной стороны, удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями. С другой стороны, для ребенка главное – получить радость от общения со сверстниками и взрослыми.

Далее педагогам предлагается изготовить театр на ложках. Материал: пластмассовые ложки, лоскутки разноцветной ткани, мех, цветные нитки, клей ПВА, ножницы.

4. Рефлексия. Уважаемые коллеги! В ходе нашего семинара мы еще раз убедились, что через различные виды театральной деятельности проходит самореализация детей дошкольного возраста (дошкольники переносятся в сказочный, увлекательный мир; познают, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учатся перевоплощаться в роль; используют свои средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.

И закончить наш семинар хочется словами Л.С.Выготского: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».

Список литературы:

  1. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». – М.: ТЦ Сфера, 2003г.
  2. В. «Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении». – Издательство: Абакан, 2004г.
  3. А. «Театрализованная деятельность в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2006г.
  4. Ф. «Играем в кукольный театр». М.: Арктика, 1999г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» ...

Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Перспективный план работы с детьмипо теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»...

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы)

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы) в средней группе (4-5 лет)...

Педагогический опыт по теме: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Цель:Цель педагогического опыта: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.Задачи:Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и привива...

"Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность"

В данной статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты основные понятия: коммуникативные навыки, социализация детей с ОВЗ. т...

Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности».

Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности»....

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...