Главные вкладки

    Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста
    статья по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) на тему

    Федорова Елена Юрьевна

    Владение правильной, красивой речью - один из важнейших показателей нормального психического развития человека. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. При помощи речи, ребенок познает окружающий мир, вступает в контакт с мамой, а затем и с окружающими его людьми. В современном мире, у детей становится все больше и больше речевых нарушений, препятствующих нормальному речевому общению с окружающими. Так какое значение имеет артикуляционная гимнастика в речевом развитии детей дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

    Хорошая речь – является ярким показателем всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

    Почти все дети дошкольного возраста имеют нарушение звукопроизношения, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология. Если вовремя не обратить внимание на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в школе. 

    C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\artikul-gimnast-ortober.jpg

    На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:
    • речевой слух,
    • речевое внимание,
    • речевое дыхание,
    • голосовой и речевой аппарат.

    Взрослые правильно произносят различные звуки вследствие хорошей подвижности органов артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо, нижняя челюсть). Развитие точности, силы, а также дифференцированности движений указанных органов происходит у ребенка постепенно, в процессе его речевой деятельности. Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата.

    Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять своим речевым аппаратом. К основным речевым органам относятся нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык. Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Именно здесь поможет выполнение артикуляционной гимнастики.

    Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

    Какова же роль артикуляционной гимнастики для детей в процессе формирования правильного звукопроизношения? Посредством использования комплекса упражнений по артикуляционной гимнастике дети могут самостоятельно научиться произносить звуки и слова, без привлечения к этому процессу специалиста. Также с помощью специальных упражнений можно подготовить мышечную систему ребенка, который имеет серьезные отклонения в звукопроизношении, что в дальнейшем поможет логопеду быстрее исправить речевые дефекты.

    Всем известным фактом является то, что формирование письма происходит на основе устной речи, именно по этой причине недостатки устной речи в дальнейшем могут привести к низкому уровню успеваемости ребенка в школе. Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить такие сложные звуки как С, Л, З, Ш, Ж, Р его губы и язык должны обладать силой, гибкостью, уметь долго удерживать нужное положение, а также легко совершать переходы от одного движения к другому.

    Научиться этому может помочь артикуляционная гимнастика. В комплекс артикуляционной гимнастики входят упражнения, выполнение которых способствует улучшению произнесения конкретных звуков.

    C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ar.gim.jpg

    Основные правила гимнастики

    Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:

    • продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но не более 10 минут;
    • занятия проводятся перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
    • никогда не принуждайте ребенка выполнять артикуляционную гимнастику, лучше превратите тренировки в игру;
    • занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
    • если ребенку сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
    • необходимо следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.
    • дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.

    Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, ребенку необходим специальный массаж.

    Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное — правильно. Поэтому взрослый должен не только показать ребенку новое упражнение, но и проконтролировать качество его выполнения.

    Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
    В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

    Таким образом, систематическое выполнение несложных упражнений из комплекса артикуляционной гимнастики помогает подготовить детский артикуляционный аппарат к правильному произнесению сложных звуков, а также, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста "Сказка о веселом язычке"

    Для того, чтобы упражнения в артикуляции было интереснее, предлогаю Вам "Сказку о веселом язычке". Сказка поможет детям с интересом выполнять упражнения, развить память и воображение и развивать артик...

    ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.Тренированн...

    Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста 3 - 7лет

    Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата...

    Презентация "Артикуляционная гимнастика" для детей дошкольного возраста.

    В презентации представлены упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики....

    Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Статья по логопедии  по теме: Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игро...

    Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

    Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных н...

    Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста.

    Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста.Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе....