Консультация для воспитателей "Выработка дикции"
консультация по логопедии на тему

Анёва Наталья Борисовна

консультация "Выработка дикции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyrabotka_diktsii.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выработка дикции.

Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. Известно, что у многих дошкольников наблюдается смазанная нечеткая речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из-за чего у ребенка недостаточно открывается рот и нерасчлененно звучат гласные. Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.

Для формирования дикции у дошкольников младшего возраста можно использовать ряд игр на звукоподражания, несколько изменив при этим требования к детям.

Показывая образец произношения звукосочетания, воспитатель делает очень четкие движения ртом, гласный звук слегка протягивает (но говорит его легко и неударно). Дети в сопряженной и отраженной речи непроизвольно подражают речевой манере воспитателя. Хорошо, если в одной игре сочетаются несколько звукоподражаний с разными гласными, требующими различного раствора рта. Например, в играх или рассказах могут быть объединены такие звукоподражания: кря-кря (утка), пи-пи-пи (утята), ав-ав-ав (собака), та-та-та (барабан), ду-ду-ду (дудочка).

Аппарат дикции значительно легче формируется именно в младшем возрасте (4-5 год), когда дети учатся активные, правильные движения губами, открывать рот в процессе речи. В старшем возрасте бывает значительно труднее приучить к хорошей дикции ребенка  с малоподвижными губами, который говорит сквозь зубы, поскольку нужно устранить уже сложившийся неправильный двигательный речевой навык.

Для совершенствования дикции используются чисто- и скороговорки. Чистоговорка – ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов трудных для произношения. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки-чистоговорки с применением игрушек, картинок: «му-му-му - молока кому?», «ко-ко-ко – не ходите далеко!», «у зайки Бубы заболели зубы».

Скороговорка – труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. Скороговорки, а также более сложные чистоговорки используются в старших группах. Например, полезны чистоговорки, построенные на дифференциации звуков: «собака Том сторожит дом», «цу-чу-цу-чу-чу, на ракете я лечу».

Цель использования скороговорки - тренировка дикционного аппарата – определяем методику преподнесения ее детям на занятии. Новую скороговорку воспитатель произносит наизусть в замедленном темпе отчетливо выделяя часто встречающиеся звуки. Читает ее несколько раз негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Он может поставить перед детьми учебную задачу – послушать и посмотреть внимательно как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно в полголоса проговаривают ее (если текст очень легкий, этот момент можно упустить).

Для повторения скороговорки педагог сначала вызывает детей с хорошей памятью и дикцией. Перед ответом повторяет указания: говорить медленно и четко. После индивидуальных проговариваний скороговорка произносится хором: всей группой, по рядам, небольшими подгруппами, а затем вновь отдельными детьми и самим воспитателем.

На повторных занятиях со скороговорками или если текст легкий и дети сразу им овладели, можно разнообразить задания: предложить произнести заученную скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми можно менять и темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям, подгруппам, например:

Первая подгруппа: Расскажите про покупки!

Вторая подгруппа: Про какие про покупки?

Все вместе: Про покупки, про покупки. Про покупочки мои!!!

Все эти приемы активизируют детей, развивают у них произвольное внимание.

При повторении скороговорок детей следует ставить лицом к другим детям, чтобы остальные видели их артикуляцию и мимику. Оценивая ответ педагог должен указать на степень отчетливости произношения, иногда обратить внимание на правильность движения губ ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультациядля воспитателей "Логические математические игры"

Развиваем детей с помощью математических игр....

Консультациядля родителей "Что такое георгтевская ленточка?" и "Как рассказать ребёнку о войне?".

Консультация для родителейЧто такое Георгиевская ленточка? Меня часто спрашивают, что означает георгиевская ленточка, какой смысл несет она. И я решила рассказать вам об этом символе. Да, эт...

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Адаптация малыша в деском саду"

Адаптация малыша к детскому садуАдаптацияАдаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окру...

консультациядля родителей на тему День космонавтики

консультация для родителей День космонавтики...

Консультациядля воспитателей

Консультация для воспитателей...

Консультациядля родителей: "Осторожно гололед"!

О правилах поведения во время гололеда....