Технология создания ситуации успеха у дошкольников в работе учителя-логопеда
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ирина Владимирская

Я расскрываю основы "Ситуации успеха" методики Белкина А.С., а так же применения ее в своей работе с дошкольниками в рамках коррекционно-образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология создания ситуации успеха у дошкольников

 в работе учителя-логопеда  (из опыта работы)

Подготовил учитель-логопед МАДОУ №13 г. Химки Евсюкова И.В.

 «Успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития»

по мысли А. С. Белкина.

С вступлением в силу Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, целью которого является обеспечение условий и образовательных ресурсов для формирования базовой культуры детей, гармоничного сочетания позитивной социализации и личностного роста, полноценной реализации потенциала развития. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Дошкольный период является базовым в формировании детского самосознания, в восприятии себя как успешного члена общества.

Корекционно-развивающая работа с этой точки зрения является эффективным  направлением в формирование гармоничной успешной личности ребенка. Прежде всего - это отражается на результатах проведенной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений, звукопостановке, общем речевом развитии детей. Именно в данном направлении работы можно как нельзя лучше заложить основы и предпосылки развития успешной личности, а чтобы ребенок с желанием занимался, нужно создать такую ситуацию, в которой ребенок будет себя чувствовать успешным, у которого все получается. Моя задача, как педагога, в том и состоит, чтобы дать возможность ребенку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности ребенка. 

         Данная технология, ее методы и приемы  используются мной  на коррекционно-развивающих занятиях,  в индивидуальной работе с дошкольниками. Автором данной методики является  Белкин А.С.  - доктор педагогических наук, который на основе экспериментальной работы раскрывает возможности для создания педагогически оправданных ситуаций успеха в учебной деятельности школьников, способствующих развитию творческой личности. На конкретных примерах он рассматривает варианты ситуаций успеха, пути его создания; предусматривает педагогически значимые и мнимые или нежелательные влияния успеха на нравственное развитие учащихся. В своей работе учителя-логопеда я решила использовать данную методику, поскольку считаю ее эффективной и способствующей более полноценной коррекционной работе и возможным применение ее и в дошкольном обучении.

Целью использования технологии я определила укрепление веры, доверия личности ребенка к себе, повышение самоуважения путем формирования адекватных представлений и отношений и к собственному «Я», и к окружающим.

Выделила следующие задачи:

Коррекционно-образовательные:

-учить детей самостоятельности в выполнении поставленных задач;

- учить пользоваться приобретенными знаниями для решения различных задач;

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей творческое мышление, внимание, воображение.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание у детей чувства коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи;

- создание атмосферы радости.

- укрепление веры детей в себя, снятие страха перед деятельностью.

Создание ситуации успеха – это специально организованная деятельность взрослого, когда ребенок от процесса или результата своей деятельности чувствует радость. Существует несколько видов детской радости: 

1) Неожиданная радость – когда воспитатель подбирает такой комплекс заданий индивидуально для каждого ребенка, чтобы дети могли с ним справиться. Для этого нужно хорошо знать индивидуальный уровень развития способностей у каждого и интересы детей. Задания следует подбирать не те, что дети уже выполняли и могут с ними справиться быстро, а чтобы они могли выполнить новое упражнение на основе своих знаний, преодолевая посильные трудности. 

2) Ожидаемая радость – когда дети получают заслуженную оценку за свои старания. Взрослый оказывает помощь только в случае крайней необходимости. Дошкольник знает, что он хорошо «поработал» над рисунком, постарался его сделать самым красивым, поэтому на выставке его работа выставлена на первом месте. Он ожидает получить похвалу и получает ее, что стимулирует его на новые достижения. 

3) Семейная радость – когда все члены семьи радуются и поддерживают успешность своих детей. Они создают условия для качественного обучения и для качественного отдыха. Родители не выполняют задания за ребенка, не решают задачки вместо него, а только создают условия для учения. 

4) Общая радость – когда успехам ребенка радуются тренер, учителя, сверстники и другие люди, которые не остаются равнодушными к его творчеству или спортивному достижению. 

Условия создания ситуации успеха.


1.    Доброжелательность окружающих: расположенность, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх пред неудачей, активизирует деятельность ребенка. Последнее можно повысить за счет высокой мотивации предлагаемой деятельности. «Нам это очень надо, потому что…», «Для тебя это важно, потому что…». Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.
2.    Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем».
3.    «Скрытая инструкция» - это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Педагог говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности.
4.    Дружеское положительное подкрепление – авансирование: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…».
5.    «Персональная исключительность»: «Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя ребенка.
6.    Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога.
7.    Завершает систему педагогических операций оценка продукта деятельности ребенка. Она определит, переживает ли ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…».

Психолого-педагогические приемы создания ситуаций успеха.


1.    Эмоциональные поглаживание.

На занятии педагог, обращаясь ко всем детям,  хвалит их «вы у меня молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами». Ребенок начинает стараться, потому что поверил педагогу «Да, я молодец, да,  я умница.  Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Таким образом, мы внушаем ребенку веру в себя.

2.    Прием «Даю шанс».

Речь идет о заранее подготовленной педагогом ситуации, при которой ребенок получает  возможность  неожиданно,  может быть,  впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности.

3.    Прием «Эмоциональный всплеск».

В процессе итогового контроля бывает так, что обучающиеся не могут сосредоточиться на задании, путаются при ответе на вопросы. Педагогу для активизации мышления в данном случае необходимо активизировать ребенка побуждающими словами или крылатой фразой.
4.    
Прием «Обмен ролями».

Этот прием используется с целью вовлечения обучающихся в определенную социальную роль, это может быть роль педагога, конструктора, исследователя. Важным условием является желание самого ребенка. Готовясь к исполнению определенной роли, обучающийся будет добывать необходимую информацию, таким образом,  у ребенка будет развиваться информационная, коммуникативная компетентность.   
5.  
 Прием «Заражение».

«Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного обучающегося станет стимулом для успеха других. Тогда   ребенок,   послуживший  источником этого  заражения,  будет  чувствовать  как бы  умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.
Для выполнения данного приема необходимо у одного обучающегося отметить какое-то умение, например, хорошо научился произносить звук, хорошо бегает или что-то делает.

Далее педагогу необходимо отметить это достижение на занятии, после чего необходимо ненавязчиво предложить попробовать это всем детям, при этом часть занятия может быть посвящена этому.  Что дает это «заражение»? Резко повышается интеллектуальный фон коллектива. Дети чувствуют себя не только творческим объединением, но и общностью единомышленников.

6.    Прием «Отсроченной отметки».

Отметка дается лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о  движении вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс! Отметкой может стать наклейка, штампик, буква в тетрадь или на шкафчик.  
7.    
Прием «Эврика».

Заключается в создании  условий, при которых ребенок, выполняя учебное задание,
неожиданно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное.
Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
 «Успех открытия не может возникать на пустом месте. Его надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения…» (Сухомлинский В.А.).

8.    Прием «Интеллектуальная инверсия».

Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Учитель получает знания, передает их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Педагог должен постоянно пополнять свой багаж знаний, а стимулом для этого процесса служит умственный рост учеников, «подключаясь» к которому педагог получает новый заряд энергии.

9.    Прием «Линия горизонта».

В данном приеме имеется в виду, что обучающемуся необходимо дать какое-то поручение, это может быть изготовление поделки, создание маленькой презентации на заданную тему, поиск  ответов на вопросы.
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, обучающийся может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, временными неудачами.    У    него   будет   формироваться   уважительное отношение к возможностям человеческого разума, восхищение перед его бесконечным движением.
10.    
Прием «Следуй за нами».

Для неуспевающего обучающегося педагог находит интеллектуального спонсора. Спонсор — значит обеспечивающий за свой счет, бескорыстно, безвозмездно, не связанный никакими требованиями, принуждениями.
Наиболее эффективный путь — привлечь к интеллектуальному спонсорству детей постарше. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В то же время младшему лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.
11.    
Прием «Умышленная ошибка».

Можно применять с учетом возраста только на известном обучающимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.

Все эти приемы будут эффективными только в том случае, если педагогом будут учитываться индивидуальные особенности каждого обучающегося и проводиться в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Действия педагога, обеспечивающие ситуацию успеха:


- не заострять внимание на негативном; чаще улыбаться, использовать элементы юмора при общении;

-проявлять интерес и великодушие к своим ученикам;
-не давать детям прозвища, не вешайте на них ярлыки;
-не сравнивать ребенка с другими, отмечать «персональную исключительность»;
-аргументировать необходимость своих действий; ту отметку, которую педагог ставит обучающемуся;

-учитывать индивидуальные особенности и способности детей.

Алгоритм создания ситуации успеха

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться". "Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность  в свои силы и возможности.

"У вас обязательно получится".

"Я даже не сомневаюсь в успешном результате".

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

"Возможно, лучше всего начать с....."

"Выполняя работу, не забудьте о....."

4. Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

"Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..."

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

"Только ты и мог бы...."

"Только тебе я и могу доверить..."

"Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..."

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.

"Нам уже не терпится начать работу.. ." "Так хочется поскорее увидеть..."

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

"Тебе особенно удалось то объяснение".

 "Больше всего мне в твоей работе понравилось..."

 "Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".

Создание ситуации успеха каждому ребенку должно рассматриваться как результат спроектированной стратегии, предполагающей:

1) создание комфортных психолого-педагогических условий каждому ребенку, в обязательный перечень которых входят:

мотивация благополучия через создание ситуаций успеха в целях самоутверждения ребенка и высвобождения скрытых, потенциальных возможностей;

положительная оценка достижений ребенка (не сравнивая его с другими детьми), подкрепляемая публичными поощрениями;

недопущение отрицательной оценки интеллектуальной деятельности ребенка, индивидуальное обсуждение неудач и недочетов;

уважение к идеям и мыслям ребенка;

обеспечение терпеливой поддержки и внимания и т. д.;

2) выработку индивидуальных эталонов или относительных норм, по которым педагог оценивает достижения в интеллектуальном развитии и информирует о них детей;

3) индивидуализацию степени трудности заданий посредством предоставления детям возможности их выбора;

4) включение внутренних активизаторов ребенка;

5) осуществление оценки деятельности с точки зрения внутренних изменчивых факторов – усилий;

6) обеспечение внешнего подкрепления на основе индивидуальных относительных норм.

Применение Технологии в рамках коррекционно-образовательного процесса будет иметь следующий алгоритм работы с детьми по созданию ситуации успеха:

1) аналитический этап - формирование теоретической концепции, то есть анализ личности ребенка, определение ее сильных и слабых сторон речевого развития, которые нуждаются в коррекции;

2) стратегический этап - определяются задачи, предоставляется целевая установка (например, научиться произносить тот или иной звук, научиться правильно и грамотно излагать свои мысли);

3) тактический - разрабатывается план действий логопеда по реализации задач, предусмотренных стратегическим этапом (как, при каких условиях будет осуществляться работа с ребенком, какими методами будет создаваться ситуация успеха);

4) исполнительный - логопед отрабатывает с ребенком разнообразные упражнения по развитию артикуляции, постановке и автоматизации звуков, учит правильно выполнять упражнения, отчетливо произносить звуки в речи, объясняет важность правильной речи, учит подчиняться правилам игры, терпеливо выслушивает желания, предложения других, выбирает наиболее подходящие способы работы для каждого ребенка индивидуально;

5) контрольно-итоговый - на основе анализа эффективности проделанной работы, о чем будут свидетельствовать результаты поставленных звуков и общего речевого развития, осознании ребенком проделанной работы и полученного им результата, переживания радости по этому поводу, удовлетворения им от работы, осуществляется коррекция материалов с целью получения усовершенствованных вариантов дальнейшей коррекционно-образовательной работы.

Без взаимодействия и взаимопонимания ДОУ и семьи развитие активности дошкольника не будет до конца эффективным и результативным. Сотрудничество с родителями для создания ситуаций успеха должно носить обоюдный и плодотворный характер.  Задача педагога сделать так, чтобы родители стали его активными помощниками и единомышленниками. Несогласованность позиций взрослых недопустима, они вместе должны создавать условия для развития познавательной, творческой и других видов активности. Поэтому перед педагогом стоит особая задача – заинтересовать родителей перспективами для их ребенка, вовлечь их в непосредственную работу и сделать союзниками в своей работе.

Ожидаемые результаты.

- Преодоление речевых нарушений в рамках коррекционно-образовательного процесса;

- усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых;

- формирование позитивных установок к разным видам труда и творчества, безопасного поведения в социуме, природе, быту.

Таким образом, созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых – педагогов, родителей, окружающих.

Такая организация развивающего процесса может оказывать длительное воздействие на развитие мотивов, т. е. создается ситуация, когда интеллектуальная деятельность для дошкольника становится желанной, любимой, приносящей радость от познания нового. На базе этого состояния формируются устойчивые чувства удовлетворения, меняется уровень самооценки, самоуважения ребенка, иными словами, активизируется его внутренний потенциал.

В процессе работы с детьми были выявлены следующие результаты:  позитивная динамика речевого развития дошкольников; дети с удовольствием посещают логопедические занятия,   активно участвуют в праздниках и развлечениях, а так же в повседневной жизни группы.

Ребенок, у которого все складывается достаточно удачно в первые пять лет жизни, не сомневается, что и дальше все будет в порядке.

Литература.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.

2. Казакова Е. И., Тряпицын А. П. Диа- лог на лестнице успеха. — СПб., 1997.

3. Питюков В. Ю. Основы педагогиче ской технологии : учеб.-метод. посо- бие. — М., 2001.

4.Романовский А. Г., Михайличенко В. Е. Философия достижения успеха : учеб- ное пособие, 2003.

5. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методи- ческие рекомендации. — М. : Мозаи- ка-Синтез, 2006.

6. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? Для учителей, воспитателей и студентов.  М.:"Просвещение", 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-тренинг для воспитателей: Технология создания ситуации успеха ребёнка-дошкольника.

Построение ситуации успеха, как и само воспитание ребенка,  кропотливый труд и просто наша жизнь. От нас зависит многое, но отнюдь не всё. Отдать детям столько душевного тепла, умения и знаний, с...

Технология создания ситуации успеха, как стимул личностного развития ребенка

Успех - это достижение значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом." Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, увенности в св...

Создание ситуации успеха у дошкольников как необходимое условие внедрения ФГОС.

Создание ситуации успеха у дошкольников как необходимое условие внедрения ФГОС....

Создание ситуации успеха для дошкольников

В работе по выявлению одаренности у дошкольников важным фактором является создание ситуации успеха. Это участие детей в конкурсах, выставках, концертах, фестивалях, спартакиадах. А также публичное наг...

Мастер-класс "Создание ситуации успеха у дошкольников"

Мастер-класс для воспитателей детского сада "Создание ситуации успеха у дошкольников"...

«Технология создания ситуации успеха как основа проектной деятельности»

Успех имеет огромное значение в жизни людей. И мы педагоги знаем, как это важно для воспитанников – создать ситуацию успеха.Успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добит...