Алалия
методическая разработка по логопедии на тему

Седова Ольга Николаевна

 

  1. Классификация алалии по различным принципам (этиологическому, патогенетическому, психологическому, лингвистическому).

Классификация по этиологическому принципу. Инфекционные болезни можно подразделять на:

  • вирусные;
  • микоплазменные (микоплазмозы);
  • хламидийные (хламидиозы);
  • риккетсиозные (риккетсиозы);
  • бактериальные (бактериозы);
  • спирохетозные (спирохетозы) инфекции;
  • болезни, вызванные грибами, называют микозами;
  • простейшими – протозойными  или протозоонозами.

 

Патогенетическая классификация ( по А Либманн 1925)

  • моторная слухонемота (при наличии понимания речи собственная речь у ребенка отсутствует; самопроизвольная голосовая продукция ограничивается только неартикулированными звуками или несколькими неразборчивыми словами; клинически напоминает моторную алалию взрослых);
  • сенсорная слухонемота (при нормальном слухе нарушение речи у детей, при котором они самопроизвольно совсем не говорят и стремятся лишь подражать словам, но это подражание напоминает слова только по мелодии; ведут себя, как взрослые с сенсорной афазией);
  • сенсомоторная слухонемота (Сторонники сенсомоторных концепций связывают речевое недоразвитие при алалии с патологией сенсомоторных функций – слуховой агнозией, апраксией. Сторонники языковой концепции  связывают недоразвитие речи  с несформированностью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний).

     

Психологическая классификация (по Р.Е. Левиной 1951) дети с:

  • неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием;нарушением зрительного (предметного) восприятия ;
  • нарушением психической активности.

 

Лингвистическая классификация (по В.К. Орфинской 1963), выделяя по ведущему типу нарушения языковых систем 10 форм алалии с первичным или вторичным нарушением языковых систем:

  • 4 формы моторной;
  • 4 формы сенсорной недостаточности;
  • 2 формы, связанные с двигательно - зрительными расстройствами, лежащими в основе недоразвития речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные формы алалии. Симптоматика различных форм.

 

 

Основные формы алалии

Характеристика неречевых симптомов

нервно-соматические

нервно-психические

Моторная

 Нарушения глубокой чувствительности, слабо выраженные гемипарезы преимущественно органов речевого аппарата и дистальных отделов правой руки, оральную и артикуляторную апраксию, общемоторную неловкость (особенно в т.н. «ручной», «мелкой» моторике), у части детей находят нерезко выраженные вегетативные нарушения.

Нарушение: памяти (сужение ее объема, особенно страдает вербальная память) , восприятия, мыслительных операций и др . При зрительном подкреплении дети запоминают легче), внимания (неустойчивое),  языковые обобщения не сформированы. Отмечаются  трудности в формировании логических операций .

Сенсорная

 Не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком, отмечаются несформированность акустико-гностических процессов, понижение способности  к восприятию речевых звуков. Не формируется связь между словом  и предметом (действием), который он обозначает. Дети могут спонтанно повторить некоторые слоги, слова, короткие фразы, которые они услышали от окружающих.  Сенсорное нарушение характеризуется тем, что дети не могут образовывать связи между предметом и его названием, у них не формируется предметная соотнесенность слышимых и произносимых ими слов. Пассивный словарь ребенка неустойчив и заметно отстает от активного. Часто ребенок называет предмет в любой ситуации, а узнает его название только избирательно в определенных условиях.

Нарушение: понимания (отмечается непостоянство слуховой функции), восприятие зависит от темпа поступления звуковых раздражителей, качества звука.

 

 

 

 

 

  1.  Игры-упражнения для развития речевой активности детей с алалией, возможность их использования на разных этапах коррекционной работы.
  • Игры для развития  эмоционального общения с ребенком: "Лови мячик!" На начальном этапе - развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.    При дальнейших встречах (занятиях) - может быть предложена игра с мячом, с сопровождением речи
  •  
  • "Дай ручку!" На начальном этапе - развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.  При дальнейших встречах (занятиях) - побуждать ребенка здороваться, с сопровождение речи.
  • "Хлопаем в ладоши!" На начальном этапе - развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.  При дальнейших встречах(занятиях) - при правильном ответе хлопать в ладоши, с сопровождением речи.

 

  • Игры на развитие внимания:
  • "Делай как я!" На начальном этапе - развитие подражания, понимания речи. При дальнейших встречах (занятиях)- действие сопровождается речью (что я сделал, например, я прыгнул, я сел и т.д.).
  • Игру на развитие речевого подражания:
  • « Кто как кричит?»- на начальном этапе повторение звукоподражаний животных , затем- повторение слов , называющих животных ,словосочетаний и  предложений с этими словами , стихов с данными словами .
  • "Самолет". На начальном этапе  - повторение звука "У" (гудит самолет). При дальнейших встречах (занятиях) - повторение слова "Самолет", словосочетаний , предложений, стихов со словом "Самолет".

 

  • "Большие ноги".  На начальном этапе  - подражание "Топ-топ". При дальнейших встречах (занятиях) - повторение слов - ноги, ножки, дорога; фраз - большие ноги,  ноги идут.

 

  •  

Речевая работа с алаликами начинается с развития и обогащения воспринимаемой речи( пополнение пассивного словаря). Логопед, показывая ребенку незнакомый предмет, ясно и четко называет его сам. После ознакомления с новым предметом проводится проверка понимания и усвоения нового: ребенку предлагается показать предмет или картинку, изображающую этот предмет.

     В начале работы с алаликами, развивая воспринимаемую речь, нужно одновременно с ознакомлением с предметом добиваться не только его показа, но и называния, хотя бы в лепетной речи. Например, добившись понимания слов папа, мама, целесообразно спросить ребенка " Кто это? " или после выполнения ребенком задания «Дай мне мячик» спросить "Что ты мне дал?".После названия предмета  работа идет по наращиванию фразы.

     Дальнейшая работа по расширению и накоплению словаря и совершенствованию произносимой речи ребенка ведется на материале, включающем овладение всех звуков речи. В первую очередь берутся звуки, легче всего поддающиеся зрительному и тактильному восприятию и более легкие по своей артикуляции, такие, как в, ф, п, б, т, д и др. 
     Получив устойчивое произношение звука, логопед вводит его в слова, легкие фразы и тексты, читает короткие стишки, рассказы, насыщенные этим звуком. Ребенок повторяет за логопедом прочитанное, а потом ему дается пересказ прочитанного. При воздействии на все анализаторы ребенка – слуховые, зрительные, тактильные – на первом месте должна стоять работа по развитию общей моторики и артикуляционного аппарата.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alaliya_sedova_o.n._2kurs.doc21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила логопед МБДОУ детского сада №15 г. Лысково Нижегородской    обл.  Седова О.Н.

                                     Алалия.

  1. Классификация алалии по различным принципам (этиологическому, патогенетическому, психологическому, лингвистическому).

Классификация по этиологическому принципу. Инфекционные болезни можно подразделять на:

  • вирусные;
  • микоплазменные (микоплазмозы);
  • хламидийные (хламидиозы);
  • риккетсиозные (риккетсиозы);
  • бактериальные (бактериозы);
  • спирохетозные (спирохетозы) инфекции;
  • болезни, вызванные грибами, называют микозами;
  • простейшими – протозойными  или протозоонозами.

Патогенетическая классификация ( по А Либманн 1925)

  • моторная слухонемота (при наличии понимания речи собственная речь у ребенка отсутствует; самопроизвольная голосовая продукция ограничивается только неартикулированными звуками или несколькими неразборчивыми словами; клинически напоминает моторную алалию взрослых);
  • сенсорная слухонемота (при нормальном слухе нарушение речи у детей, при котором они самопроизвольно совсем не говорят и стремятся лишь подражать словам, но это подражание напоминает слова только по мелодии; ведут себя, как взрослые с сенсорной афазией);
  • сенсомоторная слухонемота (Сторонники сенсомоторных концепций связывают речевое недоразвитие при алалии с патологией сенсомоторных функций – слуховой агнозией, апраксией. Сторонники языковой концепции  связывают недоразвитие речи  с несформированностью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний).

Психологическая классификация (по Р.Е. Левиной 1951) дети с:

  • неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием;нарушением зрительного (предметного) восприятия ;
  • нарушением психической активности.

Лингвистическая классификация (по В.К. Орфинской 1963), выделяя по ведущему типу нарушения языковых систем 10 форм алалии с первичным или вторичным нарушением языковых систем:

  • 4 формы моторной;
  • 4 формы сенсорной недостаточности;
  • 2 формы, связанные с двигательно - зрительными расстройствами, лежащими в основе недоразвития речи.

  1. Основные формы алалии. Симптоматика различных форм.

Основные формы алалии

Характеристика неречевых симптомов

нервно-соматические

нервно-психические

Моторная

 Нарушения глубокой чувствительности, слабо выраженные гемипарезы преимущественно органов речевого аппарата и дистальных отделов правой руки, оральную и артикуляторную апраксию, общемоторную неловкость (особенно в т.н. «ручной», «мелкой» моторике), у части детей находят нерезко выраженные вегетативные нарушения.

Нарушение: памяти (сужение ее объема, особенно страдает вербальная память) , восприятия, мыслительных операций и др . При зрительном подкреплении дети запоминают легче), внимания (неустойчивое),  языковые обобщения не сформированы. Отмечаются  трудности в формировании логических операций .

Сенсорная

 Не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком, отмечаются несформированность акустико-гностических процессов, понижение способности  к восприятию речевых звуков. Не формируется связь между словом  и предметом (действием), который он обозначает. Дети могут спонтанно повторить некоторые слоги, слова, короткие фразы, которые они услышали от окружающих.  Сенсорное нарушение характеризуется тем, что дети не могут образовывать связи между предметом и его названием, у них не формируется предметная соотнесенность слышимых и произносимых ими слов. Пассивный словарь ребенка неустойчив и заметно отстает от активного. Часто ребенок называет предмет в любой ситуации, а узнает его название только избирательно в определенных условиях.

Нарушение: понимания (отмечается непостоянство слуховой функции), восприятие зависит от темпа поступления звуковых раздражителей, качества звука.

  1.  Игры-упражнения для развития речевой активности детей с алалией, возможность их использования на разных этапах коррекционной работы.
  • Игры для развития  эмоционального общения с ребенком: "Лови мячик!" На начальном этапе - развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.    При дальнейших встречах (занятиях) - может быть предложена игра с мячом, с сопровождением речи
  • "Дай ручку!" На начальном этапе - развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.  При дальнейших встречах (занятиях) - побуждать ребенка здороваться, с сопровождение речи.
  • "Хлопаем в ладоши!" На начальном этапе - развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.  При дальнейших встречах(занятиях) - при правильном ответе хлопать в ладоши, с сопровождением речи.

  • Игры на развитие внимания:
  • "Делай как я!" На начальном этапе - развитие подражания, понимания речи. При дальнейших встречах (занятиях)- действие сопровождается речью (что я сделал, например, я прыгнул, я сел и т.д.).
  • Игру на развитие речевого подражания:
  • « Кто как кричит?»- на начальном этапе повторение звукоподражаний животных , затем- повторение слов , называющих животных ,словосочетаний и  предложений с этими словами , стихов с данными словами .
  • "Самолет". На начальном этапе  - повторение звука "У" (гудит самолет). При дальнейших встречах (занятиях) - повторение слова "Самолет", словосочетаний , предложений, стихов со словом "Самолет".

  • "Большие ноги".  На начальном этапе  - подражание "Топ-топ". При дальнейших встречах (занятиях) - повторение слов - ноги, ножки, дорога; фраз - большие ноги,  ноги идут.

Речевая работа с алаликами начинается с развития и обогащения воспринимаемой речи( пополнение пассивного словаря). Логопед, показывая ребенку незнакомый предмет, ясно и четко называет его сам. После ознакомления с новым предметом проводится проверка понимания и усвоения нового: ребенку предлагается показать предмет или картинку, изображающую этот предмет.

     В начале работы с алаликами, развивая воспринимаемую речь, нужно одновременно с ознакомлением с предметом добиваться не только его показа, но и называния, хотя бы в лепетной речи. Например, добившись понимания слов папа, мама, целесообразно спросить ребенка " Кто это? " или после выполнения ребенком задания «Дай мне мячик» спросить "Что ты мне дал?".После названия предмета  работа идет по наращиванию фразы.

     Дальнейшая работа по расширению и накоплению словаря и совершенствованию произносимой речи ребенка ведется на материале, включающем овладение всех звуков речи. В первую очередь берутся звуки, легче всего поддающиеся зрительному и тактильному восприятию и более легкие по своей артикуляции, такие, как в, ф, п, б, т, д и др. 
    Получив устойчивое произношение звука, логопед вводит его в слова, легкие фразы и тексты, читает короткие стишки, рассказы, насыщенные этим звуком. Ребенок повторяет за логопедом прочитанное, а потом ему дается пересказ прочитанного. При воздействии на все анализаторы ребенка – слуховые, зрительные, тактильные – на первом месте должна стоять работа по развитию общей моторики и артикуляционного аппарата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Алалия. Что это такое?"

Консультация для родителей и воспитателей речевых групп в доступной форме знакомит с основными характеристиками данного речевого нарушения....

логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией

Методика проведения музыкально-ритмических занятий с детьми,страдающими алалией....

Конспект совместной деятельности с детьми дошкольного возраста с диагнозом моторная алалия по теме "Дорога в весенний лес"

Конспект занятия с детьми дошкольного возраста с диагнозом моторная алалия по теме "Дорога в весенний лес"....

Определение алалии. Причины, локализация. Механизм нарушения.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка....

Как помочь детям, страдающим алалией в условиях логопункта.

      Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией - сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Основным из которых является развитие мелкой мото...

Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.

Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии....

Реферат на тему "АЛАЛИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОЛОГИЯ, СИМПТОМАТИКА. КЛАССИФИКАЦИЯ АЛАЛИИ"

Специальные исследования показали разнообразие проявлений речевых патологий. В одних случаях отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи, в других - у детей нарушается формирование в...