Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.
материал по логопедии по теме

 

 

Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Алалия. Причины возникновения алалии.
  2. Симптоматика, дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.
  3. Направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии.
  4. Библиографический список.

  1. Алалия. Причины возникновения алалии.

АЛАЛИЯ - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Речь при алалии не развивается совсем или развивается с грубыми отклонениями, несмотря на то, что ребёнок:

  1. Находится в речевой среде.
  2. Имеет нормальный физический слух.
  3. Обладает речевым аппаратом без аномалий в анатомическом строении.
  4. Имеет потребность в общении с окружающими.
  5. Активно использует коммуникативные жестово-мимические средства.
  6. Доречевой период проходил без существенных отклонений в развитии.

ПРИЧИНЫ.

ПРЕНАТАЛЬНЫЕ

НАТАЛЬНЫЕ

ПОСТНАТАЛЬНЫЕ

  1. Интоксикация плода (алкоголь, лекарства, курение).
  2. Обменные нарушения в период внутриутробного развития плода.
  3. Поражение головного мозга из-за инфекционных заболеваний, перенесённых матерью (краснуха, грипп и др.)
  1. Кровоизлияния в мозге из-за тяжёлых и быстрых родов.
  2.  Асфиксия новорождённого.
  3. Черепно-мозговые травмы.
  4. Минимальная мозговая дисфункция и энцефалопатия.
  1. Тяжёлый рахит.
  2. Сложные заболевания дыхательной системы.
  3. Нарушение питания в ранние месяцы жизни.

Принятому клиническому  разделению алалии на моторную и сенсорную в МКБ-10 соответствуют расстройства экспрессивной (F80.1) и рецептивной речи (F80.2).

  1. Симптоматика, дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.

СИМПТОМАТИКА.

Картина речевого расстройства при алалии сводится к общему недоразвитию речи, страдают все стороны речи. Но это не просто временная задержка развития речи. При алалии весь процесс становления речи происходит в условиях патологического состояния ЦНС. При алалии наблюдаются речевые и неречевые симптомы, которые взаимосвязаны между собой. Отмечается сенсорная, психическая и неврологическая симптоматика.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ДЕТИ С МОТРНОЙ АЛАЛИЕЙ

ДЕТИ С СЕНСОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

О

Б

Щ

И

Е

Нарушения речи:

  1. -Недостаточность усвоения языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в невозможности грамматических, лексических  и фонематических операций (логопедическая формулировка).

- Недостаточность операций отбора и программирования на всех этапах порождения речевого высказывания (лингвистическая формулировка).

      2. Отсутствие общеупотребительной речи.

      3. Система средств языка не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень порождения речи.

4. Бедность логических                  4. В некоторых случаях

операций, пониженные                 отмечается вторичная

способности к общению и             умственная отсталость.

абстракции.

Интеллектуальная

пассивность.

         Интеллектуальная недостаточность вторична.

О

Т

Л

И

Ч

И

Я

О

Т

Л

И

Ч

И

Я

О


Т


Л


И


Ч


И


Я

ЦНС

Поражение премоторной и постцентральной зон.

Поражение височной доли доминантного полушария коры головного мозга.

Р

Е

Ч

Ь

  1. Недоразвитие экспрессивной речи при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Недоразвитие речи носит системный характер.
  2. Активный запас слов меньше пассивного. Словарный запас пополняется медленно, искажённо и ограничен предметно-бытовой тематикой. Бедность лексико-семантических средств.
  3. Страдают фонематический анализ, морфологический анализ слова и синтаксическая структура предложения.

  1. Слоговая структура формируется позже и имеет ряд нарушений: элизию, персеверацию, контаминацию, перестановку слогов.

  1. Собственная речевая активность понижена.

  1. Недоразвитие импрессивной речи, несмотря на хороший физический слух.

  1. Активный запас слов больше пассивного. При этом пассивный запас неустойчив.

  1. Страдают фонематическое восприятие и морфологический состав слова, произношение, синтаксическая структура предложения. Искажения слов непостоянны.
  2. Нарушена слоговая структура, что приводит к нечёткому проговариванию (персеверация, контаминация,элизия, неправильное ударение и звуковые замены) и неправильному произношению.
  3. Собственная речевая активность повышена, а внимание к речи окружающих понижено. Контроль за собственной речью отсутствует.

РЕЧЕВОЕ

РАЗВИТИЕ

  1. Лепет отсутствует или крайне однообразен. Гуление слабо выражено.
  2. Первые слова появляются позже, чем у детей с нормой (в 1 год 6 мес – 2 года). Фразовая речь формируется с задержкой, аграмматична.
  3. Собственная речь хуже, чем понимание чужой речи.

  1. Часто отсутствуют гуление и лепет.

  1. В основном используют мимику и жесты.

  1. Верно реагируют на интонацию. Понимание чужой речи значительно затруднено. Чаще не понимают.

ГОЛОС

В норме.

Звонкий, интонационно выразителен, модулирован.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЛИЧНОСТИ

Пассивность, утомляемость, истощаемость. Недостаточная ритмичность. Нарушено динамическое и статическое равновесие, мелкая моторика. Замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, раздражительность, обидчивость.

2 группы:

  1. Двигательная расторможенность, импульсивность (как у СА).
  2. Заторможенность, вялость, инертность, безынициативность, неуверенность.

Двигательное беспокойство, импульсивность,двигательная расторможенность,хаотичность, неуверенность. Может быть стеснительность.

ПОМОЩЬ ВЗРОСЛОГО

Помощь принимают.

Ищут поддержку взрослого.

КРИТИЧНОСТЬ К СВОИМ НЕДОСТАТКАМ

Достаточно критичны к себе.

Не критичны к себе.

СЛУХ

Физический слух в норме.

Физический слух в норме. Аудиограмма в норме, или непостоянство показателей.

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Понимание речи других людей относительно сохранно. 70% - понимают чужую речь, 20 % -понимание речи незначительно снижено, 10% - понимают плохо.

Нетчёткого порога восприятия, качество восприятия зависит от соматического и нервного состояния ситуации общения. Лучше воспринимается тихая спокойная речь. Наблюдается гиперакузия. Различают неречевые звуки. Наблюдается эхолалия. Часто не понимают даже простых инструкций.

ВНИМАНИЕ

Долгое включение в деятельность, быстрая истощаемость, утомляемость.

Понижено. Замедленность, неустойчивость. Нарушено произвольное слуховое внимание. Быстрая истощаемость, утомляемость. Отвлекаемость. Быстрая потеря интереса к звучанию.

  1. Направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии.

СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ

МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ


Н

А

П

Р

А

В

Л

Е

Н

И

Я

Н

А
П
Р
А
В
Л
Е
Н
И
Я

Здесь медикаментозное лечение имеет важную роль. Цель медикаментозного лечения, назначенного врачом, - нормализация деятельности ЦНС, стимулирование созревания клеток коры головного мозга.

До начала коррекционной работы необходимо:

А) Познакомиться с условиями жизни, быта ребёнка, его окружением.

Б) Выявить круг интересов ребёнка.

В) Уточнить объём и характер обращений к ребёнку.

Г) Уточнить степень восприимчивости звуков неречевого характера в условиях полной тишины и при наличии шумового фона.

После этого составляется список точно сформулированных, стандартизированных инструкций – побуждений обиходно-бытового характера, которые употребляются в неизменном виде на первых этапах коррекционной работы, как в повседневной жизни, так и на занятиях.

Работа по коррекции речи при сенсорной алалии начинается с организации звукового и речевого режима ребёнка. Ограничивается поступление речевых и неречевых сигналов. В часы отдыха и спокойствия детей ограждают от шумных обращений к ним окружающих, исключаются радио, телевизор, звонки и пр., чтобы вызвать у ребёнка «звуковой голод», что способствует увеличению восприимчивости ребёнка к звукам.

Логопедическое воздействие при сенсорной алалии направлено на:

1.Формирование психофизических основ речи.

  1.  Развитие направленного произвольного внимания.
  2.  Развитие основных видов деятельности, работоспособности.
  3.  Развитие зрительных дифференцировок.
  1. Побуждение интереса к звукам окружающей жизни, к речевым звукам.
  1.  Развитие потребности, желания и возможности подражать им.
  2.  Дифференциация речевых и неречевых звуков.
  3. Формирование фонематического восприятия.

Коррекционная работа направлена на всю систему речи и делится на три этапа.

1 этап:

  1. Воспитание речевой активности.
  2. Развитие активного и пассивного словарного запаса.
  3. Работа над предложениями, их распространением, небольшими диалогами, небольшим простым рассказом.

2 этап:

  1. Формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы.
  2. Распространение предложений и их грамматическое оформление.
  3. Диалог и рассказ, доступные для понимания и воспроизведения.
  4. Формирование высказывания, как основной единицы речевой деятельности.

3 этап:

Формирование связной речи на основе дальнейшего расширения словаря, практического овладения формами словоизменения и способами словообразования, различными типами словосочетаний и предложений.

Развитие связной монологической речи осуществляется в следующей последовательности:

  1. Составление высказывания по наглядному восприятию.
  2. Воспроизведение прослушанного текста.
  3. Составление рассказа-описания.
  4.  Рассказ с элементами творчества.

4.Библиографический список.

  1. Логопедия: Учебное пособие/ под общ. ред. Н.М. Борозинец. – Ч.2. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.
  2. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  4. Каше Г.А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. – М., 1982.
  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999.
  6. Логопедия. Методическое наследие / Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под ред. Л.С. Волковой, - М., 2003.
  7. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей, студентов / Под общей ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2002.
  8. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 2004.
  9. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М., 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциальная диагностика детей с моторной алалией и стертой дизартрией

Учитывая достоинства и недостатки предложенных ими методик мы составили дифференциальную диагностическую   программу для диагностики моторной алалии и стертой дизартрии. Она составлена с уче...

Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии.

Дифференциальная диагностика  моторной и сенсорной алалии. Таблица....

Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушения слуха.

Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушения слуха. Таблица....

Курсовой проект. по профессиональному модулю ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования Кинезиологические упражнения, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией.

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического разв...

Роль семьи на начальных этапах формирования речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией.

Раскрывается важность взаимодействия специалистов и семьи при работе с детьми с моторной алалией....

Использование стимульного материала по развитию и формированию лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с моторной алалией.

В данном материале содержатся рекомендации по примененеию стимульного материала в работе с детьми с ОНР....

Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией

Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии....