Приемы артикуляционной гимнастики.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Мясникова Анна Анатольевна

Зачастую, артикуляционная гимнатска является не очень веселым занятием для детей, поэтому в статье наиболее интересные игровые приемы проведения гимнастики. А также в статье рассказывается о правилах проведения, о целях гимнастики. Представлена классификация артикуляционных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы артикуляционной гимнастики.

Автор: Мясникова Анна Анатольевна, учитель-логопед

Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу. Зачастую, это только верхушка айсберга, и коррекция речевого дефекта невозможна в полном объеме в условиях общеобразовательной группы детского сада.

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключение ОНР - общее недоразвитие речи. Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Для речи таких детей характерны следующие признаки:

- более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);

- экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);

- дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;

- у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;

- речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.

Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка. Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение в домашних условиях невозможно. Для таких детей создаются специальные логопедические группы, в которые дети зачисляются на два, три года. Коррекционная работа проводится комплексно. В зависимости от периода обучения, учитель-логопед ежедневно проводит групповые или подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи. Несколько раз в неделю с каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. В группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель – логопед и воспитатели.

Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателями логопедической группы, так как воспитатели являются непосредственными участниками коррекционно-развивающего процесса обучения.

Важным пунктом в вопросе взаимодействия учителя - логопеда и воспитателей  группы считается организация и проведение артикуляционной гимнастики, которая способствует повышению уровня компетенции воспитателей в вопросах коррекции речи детей.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика это хороший метод для достижения позитивного результата за короткий срок, если вовремя обнаружить отклонения и приняться за работу с ребёнком. Правильное звукопроизношение совместно с разнообразным словарным запасом и грамматически точной, связной, хорошо сформированной речью, являются главными показателями подготовленности ребёнка к школе!

Цель артикуляционной гимнастики – отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.

Мы правильно произносим различные звуки, благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

На первом этапе работы артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, как работает язык . Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку(особенно ребенку, имеющему нарушения речевого развития), необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

На втором этапе работы, дети, овладевшие основными артикуляционными упражнениями, могут их выполнять без зрительного контроля, толко по инструкции.

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков.

Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!

Классификация артикуляционных упражнений

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.

Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а качественное их выполнение, т.е. упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.

Правила выполнения упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Артикуляционную гимнастику для детей нужно разучивать перед зеркалом. Ребенок должен копировать ваши движения. (В дальнейшем, ког​да порядок действий будет усвоен, зеркало можно убрать.)
  2. При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребен​ка работали только те мышцы, которые необходимы для соверше​ния движения. (Ребенок не должен делать лишних движений — округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные дви​жения другими речевыми мышцами. Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут со​вершенствоваться.)
  3. Некоторые упражнения выполняются под счет, ко​торый ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
  4. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызы​вает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а до​статочно бывает лишь сказать «Поиграем в змейку» или «Поиграем в лошадку».

Для того, чтобы артикуляционные упражнения не были однообразными и скучными, применяйте различные игровые приемы:

  1. Песочные часы

Описание: в арсенале у воспитателя могут быть песочные часы: на 30 секунд, на 1 минуту и на 5 минут.

Проведение: перед началом логопедической зарядки малыш переворачивает пятиминутные часы: пока сыплется песок, воспитатель с ребенком делают весь комплекс упражнений.

Часы на 30 секунд понадобятся для выполнения так называемых статических артикуляционных упражнений, при которых язык принимает определенную форму и не двигается. Малыш выполняет упражнение, одновременно поглядывая на часы. Этот способ помогает сформировать самоконтроль и произвольное внимание при закреплении звуков.

  1. Фуитбол.

Описание: игровой прием для выполнения артикуляционных упражнений выполняется с помощью фитбола (большого резинового мяча с ручками, чтобы держаться).

Проведение: малыш садится на мяч и выполняет одно из артикуляционных упражнений, например, «Парус». Ребенку необходимо прыгать на фитболе по комнате, при этом удерживать язык в нужном положении.

  1. Кораблик

Описание: данный прием используется как пооощрение. Для этого необходимо иметь в наличии две миски, кораблик, шприц без иглы или какое-то другое приспособление для переливания воды из одной миски в другую.

Проведение:

За каждое правильно выполненное упражнение, ребенок набирает в шприц без иглы воду из одной миски и переливает в другую. В пустой миске может быть кораблик, который постепенно поднимается на воде. Возможны варианты:

-вместо шприца для переливания можно использовать резиновую грушу или губку;

- если нравится играть с сыпучими веществами, то за каждое упражнение малыш получает возможность набрать крупы из одной миски и насыпать в другую. При этом в полной миске на дне закопана маленькая игрушка – подарок за упорный труд. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. И вы увидите результаты.

Список используемой литературы:

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и роди- телям (коррекция общего недоразвития речи у дошкольников). – СПб.: Детство- Пресс, 2001.

2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической ра- боты в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы и приемы артикуляционной гимнастики

Презентация опыта работы "Игровые методы и приемы артикуляционной гимнастики", как средство формирования звуковой культуры речи дошкольников....

Игровые методы и приемы артикуляционной гимнастики

Статья к презентации "Игровые методы и приемы артикуляционной гимнастики"...

Консультации для родителей "Обучение приемам артикуляционной гимнастики традиционным и нетрадиционным способами"

quot;Обучение приемам артикуляционной гимнастики традиционным и нетрадиционным способами"...

"ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ТРАДИЦИОННЫМ И НЕТРАДИЦИОННЫМ СПОСОБАМИ"

Регулярное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики поможет:- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;- улучшить подвижность артикуляционных органов;укрепит м...

Консультации для родителей "Обучение приемам артикуляционной гимнастики традиционным и нетрадиционным способами"

Консультации для родителей "Обучение приемам артикуляционной гимнастики традиционным и нетрадиционным способами"Регулярное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики поможет:- улучшить...