Главные вкладки

    Конспект занятия "Что мы знаем о звуках и буквах"
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Ястребова Инна Николаевна

    Конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия в подготовительной к школе компенсирующей группе для детей с ТНР

    Тема: «Что мы знаем о звуках и буквах».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_chto_my_znaem_o_zvukah_i_bukvah.docx25.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Алёнка» г. Советский»

    Конспект

    открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия в подготовительной к школе компенсирующей группе для детей с ТНР

    Тема: «Что мы знаем о звуках и буквах».

    Подготовила

    Учитель – логопед

    Ястребова Инна Николаевна

    г. Советский

    2015г. 

    Цель: Уточнить представления детей о звуках и буквах.

    Коррекционно-образовательные задачи:

    -Обобщить и систематизировать знания детей о гласных и согласных  звуках: их акустических, артикуляционных признаках, слогообразующей роли гласного;

    -Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза путем выделения звуков из слов, определения их места и последовательности в словах;

    -Закрепить навыки фонематического слуха, анализа и синтеза;

    -Упражнять в делении слов на слоги;

    -Упражнять в чтении слогов, слов, составлении слов;

    -Совершенствование грамматического строя речи, умения грамматически правильно составлять предложения.

    Коррекционно-развивающие задачи: 

    - Активизация речевой деятельности;

    -Продолжать развитие зрительного внимания;

    -Совершенствовать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность;

    -Совершенствовать общую моторику, артикуляционную моторику, учить координировать речь с движением.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    -Продолжать воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

    -Продолжать формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания со сверстниками;

    - Продолжать воспитывать аккуратность и бережное отношение к рабочему материалу.

    Оборудование:

    12 отличительных нагрудных значков, фишки для обозначения звуков, разрезная азбука, схемы предложения,   предметные картинки , два подноса, предметы со звуком В, Т, два дерева, картинки родственных слов ВОДА, СНЕГ,  раскраски БУСЫ,  таблички для определения количества слогов (картинки домики с окошками), ткани голубого  цвета (2 шт.), кирпичики с картинками  , замки со звуковой схемой,  ключи с картинками, разрезная азбука, буквы АРБУЗ, КОШКА, презентация «Самомассаж языка с платочками в потешках», индивидуальные платочки из вафельной ткани 12 шт., таз.

    Методы и приемы.

    1. Практический – упражнения, совместные действия, самомассаж.
    2. Игровой – игры
    3. Наглядный – предметные картинки, показ упражнений, показ образца, показ предметов.
    4. Словесный – беседа, рассказ, объяснение, вопросы, пояснение. напоминание.
      -использование художественного слова (стихотворение) 

    Этап занятия

    Ход занятия

    Орг.момент:

    Правило красивой речи:

    Разминка

    1 задание.

    Развит.фонематического слуха.

    Найди картинки с заданным звуком.

    2 задание.

    Подбор родственных слов.

    Слова родственники.

    Самомассаж языка с платочками

    Гимнастика для глаз.

    3 задание Работа за столами.

    Фонематический слух.

    Определение твердости и мягкости согласных звуков на слух.

    «Цветные бусы».

    4задание.

    Деление слов на слоги.

    Сколько слогов?

    5задание.

    Составление схемы предложения.

    6задание.

    Звукобуквенный анализ слова.

    Физ.минутка.

    7задание.

    Позиция звука.

    «Волшебные кирпичики».

    6задание.

    Звуковой анализ и синтез.

    «Подбери ключ к замкам».

    Домашнее задание:

    Разрезная азбука – раскраска.

    Итог.

    Оценка работы на занятии.

    Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть!. Сегодня на занятии мы проведем викторину «Что мы знаем о звуках и буквах». Для этого нам нужно поделиться на две команды. Первая команда будет называться «Умники» а вторая «Знайки». (раздать значки)
    За каждое правильно выполненное задание, команды будут получать буквы. Та команда, которая выполнит все задания  в конце занятия сможет сложить из полученных букв слово и прочитать его.

    Команды, давайте поприветствуем, друг друга, расскажем правило красивой речи:

    Каждый день всегда, везде

    На занятиях, в игре,

    Громко, четко говорим

    Никогда мы не спешим.

    Вспоминаем обязательно,

    Что учили на занятиях.

    -Команды, постройтесь. Для начала проведем разминку.

    Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск волны,
    А  бывают звуки речи, мы их точно знать должны.
    Звуки четко произносим, слушаем внимательно,
    Буквы правильно читаем, пишем их старательно.

    Кто знает ответ на вопрос, должен поднять руку и ответить полным предложением.

     - Что мы можем делать со звуками?

     - Что мы можем делать с буквами?

     - Какие бывают речевые звуки?

     - Чем они отличаются?

    - Что может быть преградой во рту?

    - Какие бывают согласные?

     - Какие согласные всегда твердые?

    - Какие согласные всегда мягкие?

    - Какой звук никогда не живет в начале слова?

    Картинки на подносах.

    - Первой команде нужно назвать все предметы, в названиях которых звучит звук Т, а второй команде в названиях которых звучит звук В.

    Команда, которая назовет все слова, получает одну букву.

    Раздать буквы.

    Два дерева с картинками.

    Ой, ребята, смотрите, я вижу чудо -деревья, которые выросли из маленьких слов. Это дерево выросло из слова «вода», а это из слова «снег».  Что-то эти деревья выглядят больными. Наверное, на них появились листочки-слова, не родные им? Давайте им поможем. Разделитесь на две группы, найдите на листочках слова не подходящие, то есть не родственные словам «вода», «снег»

    Дети: дельфин, леденцы.

    Логопед: почему, вы решили, что дельфин, леденцы не родственники?

    Дети: у них другой смысл.

    Раздать буквы.

    Проходите и садитесь на свои места.

    Выполним массаж языка . Возьмите в руки платочки.

     «Месит баба тесто» Слайд 6.

     «Месит баба тесто,

    Месит баба тесто,

    Есть в печке место.

    Печет, печет каравай.

    Переваливай, валяй!».

    Производить легкое разминание мышц в горизонтальном направлении. Большой палец правой руки находится сверху, средний и указательный — снизу языка. Осуществляются перетирающие движения с постепенным продвижением от кончика языка к корню и обратно, сначала с одной стороны языка, а затем с другой. Движения очень легкие без нажима.

    «Застучали молотки» Слайд 7.

     «Ай, туки-туки-туки! 
    Застучали молотки, 
    Застучали молотки, 
    Заиграли локотки. 
    Тук-ток, тук-ток, 
    Скоро выстроим домок!»

    Большой палец находится сверху, средний и указательный — снизу языка, в его средней части, поднять язык вверх и слегка потянуть его. Затем аналогичное движение вниз.

    «Котик, котик, коток» Слайд 8.

     «Котик, котик, коток,

    Котя, серенький хвосток,

    Приди, котик, ночевать,

    Мою деточку качать.

    Уж как я тебе коту,

    За работу заплачу:

    Дам кувшин молока

    Да кусок пирога.

    Уж ты ешь, не кроши,

    Больше, котик, не проси».

    Большой палец находится сверху, средний и указательный — снизу языка, в его средней части, повернуть язык вправо и слегка потянуть его, как бы слегка подтягивая кнаружи корневую часть языка. Затем аналогичное движение в левую сторону.

    «Баба Яга» Слайд 9.

     «Баба Яга,

    Костяная нога,

    Печку топила,

    Кашу варила!

    С печки упала,

    Ножку сломала,

    Пошла на базар –

    Раздавила самовар!

    Пошла на улицу –

    Раздавила курицу!

    Пошла на лужайку –

    Испугала зайку!»

    Перекручивание языка.

    «Гуси» Слайд 10.

     «Гуси вы, гуси – 
    Красные лапки!
    Где вы бывали?
    Что вы видали?
    - Мы видели волка.
    Унёс волк гусёнка,
    Да самого лучшего!
    Да самого большего!
    - Гуси вы, гуси -
    Красные лапки!
    Щипите вы волка,
    Спасайте гусёнка!»

    Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю.

    «Ой, качи – качи – качи!» Слайд 11.

    «Ой, качи – качи – качи!

    Глянь – баранки, калачи!

    Глянь – баранки, калачи!

    С пылу, с жару, из печи.

    Все румяны, горячи.

    Налетели тут грачи,

    Подхватили калачи,

    Нам остались бараночки!»

    Подтянуть язык вперед, как бы слегка «накручивая» его на указательный палец, а затем осторожно совершить обратное движение.

    «Гармошка» Слайд 12.

    «Гусь купил себе гармошку,
    Но дырявую немножко,
    Хорошо гармошка пела,
    По-гусиному шипела ш-ш-ш...»

    Сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом положении 1 — 2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение.

    «Медведь» Слайд 13.

     «Медведь силющий,
    Медведь топтучий,
    Разгони тучи.
    Разгони тучи -
    Дам овса кучу.
    Разгони туман -
    Дам пирог румян».

    Производить надавливающие движения на язык. Ребенок должен языком сопротивляться надавливанию.

    «Решето» Слайд 14.

     «Ай тата, тата, тата!
    Пожалуйте решета:
    Мучки просеять,
    Пирожки затеять.
    А для нашей лапушки
    Затеем оладушки,
    Испечём блинка,
    Покормим сынка!»

    Захватив кончик языка правой рукой, производят легкое потряхивание.

    Молодцы, размяли свои язычки, кладите ваши платочки в таз.

    Чтобы выполнить следующие задания надо, чтобы глазки быть очень внимательными.

    Выполним гимнастику для глаз:

    Открываем глазки – раз.

    А зажмуриваем – два.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Раскрываем глазки шире

    А теперь опять сомкнули,

    Наши глазки отдохнули. 

    У вас на листочках изображены  бесцветные бусы. Давайте раскрасим бусы.  Только бусы мы будем закрашивать синим и зеленым цветом.

    Я вам буду диктовать слова, а вы определяйте какой звучит первый звук, твердый или мягкий. Если мягкий, то закрашиваем эту бусинку зеленом цветом, а если твердый то синим.

    (Пух, петух, баранка, письмо, бочка, бинокль).

    Посчитать количество слогов в словах и соотнести с подходящим домиком. Количество слогов должно совпадать с количеством окошек в домике.

    Слова (собака, кот, коза, жук, корова, лиса, лось, носорог, бегемот, зебра, крокодил, лев).

    Что изображено на картинке?

    1 команда – Дети идут в лес.

    2 команда – Белка сидит на дереве.

    Каждой команде нужно будет составить схему предложения по картинке, внимательно посчитать количество слов в предложении и выложить схему предложения.

    Командам должны посчитать количество звуков в слове, показать звуки фишками, превратить звуки в буквы.

    Раздать буквы.

    Звуки, буквы изучали -наклоны головы в стороны, руки на поясе;

    И немножечко устали.

    Все выходим по порядку, -маршируют на месте;

    Дружно делаем зарядку.

     Влево - вправо! Влево - вправо!- наклоны в стороны, руки на поясе;

    Получается на славу! -приседания, руки вперед;

     Встали! Выдохнуть! Вдохнуть! -руки через стороны вверх, опустить;

    Теперь можно отдохнуть! -потрясти кистями рук.

    Две реки и кирпичики.

    Перед нами две реки. Чтобы пройти через речку каждой команде нужно построить мост. Сложите кирпичики так, чтобы последний звук в названии картинок, оказался первым в следующем кирпичике-картинке.

    Дети выкладывают  мостик и проходят по нему.

    Раздать буквы.

    Замки и ключи.

    На замках изображена звуковая схема слов, а на ключах – картинки. Нужно подобрать ключ в соответствии со звуковой схемой слова.

    Вы должны взять ключ с картинками и подобрать к соответствующей схеме на замке.  

    Раздать буквы.

    Посмотри, в ваших тетрадях  я записала новое домашнее задание. Вам необходимо дома его вместе с родителями выполнить. Команде «Знайки» нужно нарисовать предметы на звук П, а команде «Умники» - предметы на звук Л.  Не забывайте, что домашнее задание нужно выполнять очень аккуратно.

    Наша викторина подошла к концу.

    Из заработанных букв сложите слова и прочитайте их?

    Какие слова у вас получились?

    1-я команда АРБУЗ

    2-я  КОШКА

    Какой задание больше всего вам понравилось?

    А какое задание вызвало затруднения?

    Подвести итоги занятия, определить победителя, рассказать детям, что у них  получилось, а над чем еще нужно поработать.

    Список использованной литературы:

    1. Воробьева И.А. , Крупенчук О.И. «Исправляем звукопроизношение».

    2. Куликовская Т.А. «Потешки для малышей».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального занятия по теме "Звук и буква О"

    Конспект фронтального занятия по теме "Звук О" в подготовительной к школе группе....

    Конспект занятия Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»

    Учебное занятие разработано в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет....

    Конспект занятия по грамоте Тема: «Звук (Ц). Буква (Ц).

    Цели:- закрепить навык произношения звука (ц);- умение слышать в слове, выделять и называть звук;- упражнять в определении места звука в слове, в звуковом анализ слов, в выделении ударного гласного;- ...

    Конспект подгрупповой НОД по теме "Звук и буква Ч" для детей подготовительной группы

    Данное занятие для детей с ФФНР в подготовительной к школе группе. Его цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч....

    Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква Ц" в подготовительной группе.

    Конспект занятия по уточнению и расширению знаний детей по теме "Звук и буква Ц"....

    Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

     Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...