Главные вкладки

    Конспект занятия. Постановка звука С.
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Ястребова Инна Николаевна

    Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (старшая группа)

    ТЕМА: Звук С.

    Этап постановки звука.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_zvuk_s._etap_postanovki_zvuka.docx22.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии

    (старшая группа)

    ТЕМА: Звук С.

    Этап постановки звука.

    ТЕМА: Звук [с]. Этап постановки звука.

    Цели:

    Образовательные:

     - познакомить с буквой и звуком [с];

     - пополнять словарь детей;

     - развивать умение выделять звук [с] в речи;

     - развивать фонематический слух.

    Коррекционные:

     - устранение дефектов устной речи;

     - развивать подвижность органов артикуляции;

     - закрепление артикуляционных укладов  звука [с];

     - развивать общую, пальцевую, артикуляционную моторику, мимические мышцы;

     - развивать силу голоса и плавность ротового выдоха.

    Воспитательные:

     - воспитывать интерес к занятиям;

     - воспитывать внимание к речи логопеда;

     - воспитывать внимание к собственному произношению звука [с] в собственной речи;

     - воспитывать усидчивость, произвольное внимание;

     - воспитывать ответственное отношение к проверке своей работы;

     - воспитывать аккуратность и бережное отношение к рабочему материалу.

    Оборудование:

    Зеркала, артикуляционный профиль; предметные и сюжетные картинки, слоговые таблицы, музыкальный инструмент, куклы для пальчикового театра, макет дерева.

    Этапы работы

    Содержание   занятия

    Орг. момент.

    Общее расслабление

    Развитие общей моторики

    Развитие мелкой моторики

    Массаж лица.

    Развитие артикуляционной моторики

    Объявление темы урока.

    Анализ артикуляции звука [с].

    Закрепление изолированного звука.

    Связь звука с буквой.

    Развитие фонематического слуха.

    Закрепление звука [с] в слогах.

    Закрепление звука в словах.

    Закрепление звука в предложении.

    Закрепление звука в тексте.

    Домашнее задание.

    Итог занятия.

    Оценка работы детей на занятии.

    Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня на занятии мы будем учиться говорить правильно и красиво.

    Мы будем разговаривать,

    Мы будем проговаривать

    Так правильно и внятно

    Что будет всем понятно.

    Игра «Мельница»

    Дети встают в круг, каждый участник, не сходя с места, кружится. При этом все поют:

    Мели, мели, мельница,

    Жерновочки вертятся!

    Мели, мели, засыпай

    И в мешочки набивай!

    На последнем слове песни все должны остановиться, расслабиться и стоять не шевелясь.

    Упражнение «Тополек».

    Стоит тополек,

    Тонок и высок.

    Поднять прямые руки вверх, соединив кончики пальцев, смотреть вверх.

    Тонок и высок,

     Листвой широк.

    Развести руки в стороны.

              Его солнышко печет,

    Руки скрестить внизу, через стороны поднять вверх и там развести их в стороны.

                     Частым дождичком сечет,

    Резко встряхнуть кистями 4раза, опуская руки вниз.

                  Буйный ветер повевает,

    Покачать поднятыми руками из стороны в сторону.

                Тополечек наклоняет,

                А он маковкой звенит,

                                             Развеселый стоит.

    Вытянуть прямые руки вверх и быстро шевелить пальцами. В конце – улыбнуться.

     - Неподалеку от тополя вся в нежных кудряшках красуется березка: - Все на меня глядят. Кто ни пройдет, остановится, полюбуется.

    Танец «Березка»

     Среди лужочка

    Береза стояла,

      Ой, люли-люли,

    Береза стояла.

    Взявшись за руки, идут по кругу шагом с носочка.

    Среди лужочка

      Кудрявая стояла,

    Выставление ноги на носок с пружинящим полуприседанием.

     Ой, люли-люли,

       Кудрявая стояла.

    Кружение на топающем шаге, руки – «полочкой».

    Она листьями

    Шумела, шумела,

    Качать поднятыми вверх руками из стороны в сторону.

                                           Ой, люли-люли,

    Шумела, шумела.

    Кружение на носках, покачивая поднятыми вверх руками.

    Массаж пальцев «Пальчики»

    Где ладошки – тут? Тут.

    Дети показывают открытые ладошки.

                                     На ладошках – пруд? Пруд.

    Хлопают в ладоши. Потом на каждую строчку стихотворения массируют каждый пальчик.

              Палец большой – гусь молодой.

             Указательный палец – поймал.

                                    Средний палец – пощипал.

    Этот пальчик печь топил.

    Этот пальчик – суп варил.

             Полетел гусь прямо в рот. Вот.

    «Лесные дела». Одеваем на пальчики шапочки.

    Сегодня целый день

                                         Все звери у дела,

                                         Сестрица-лисичка

    Поднимаем указательный палец с «лисичкой». 

               Шубу подшивает

    Имитируем «шитье иголкой».

                                         Бурый мишка

    Поднимаем средний пальчик с «медведем»

                                         Сапоги подшивает,

    Кулачком правой руки стучим по левой руке.

                                          Зайчиха под елкой

    Поднимаем безымянный палец.

                                          Метет метелкой,

    Имитируем «подметание пола».

                                           Кошка лыки дерет,

    Поднимаем мизинец с «кошкой»

                                           Коту лапотки плетет.

                                           По болоту босиком

                                           Ходит кулик с посошком.

    Указательный и средний пальцы «ходят по столу».

    «Бурундук».

    Щечка, щечка-

    Два мешочка,

    Поглаживать лоб, щуки, крылья носа от центра к вискам.

    Три-четыре корешочка,

    Надавить пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки.

    Пять брусничек,

    С усилием, надавливая, провести указательными пальцами по бровям.

    Шесть морошек,

    Закрыть глаза и мягко погладить веки.

    Семь букашек,

    Надавливая на крылья носа, провести пальцами от переносицы к носовым пазухам.

    Восемь мошек…

    Лапой в щечку –

    Похлопать ладонями по щекам.

    Стук, стук:

     - На здоровье,

    Вытянуть ладони вперед и покачать головой.

    Бурундук.

    Упражнение « Улыбка»

    Цель: вырабатывать умение удерживать губы в растянутой улыбке.

    Упражнение «Наказать непослушный язык»

    Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

    Упражнение «Лопаточка»

    Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном состоянии.

    Упражнение «Пузыри»

    Эй, мышонок, посмотри,

    Звать к себе, помахивая кистями.

                                 Мы пускаем пузыри:

      Синий, красный, голубой.

    Перед тем как назвать каждый цвет, сильно надуть щеки и быстро выдохнуть.

                                 Выбирай себе любой!

    Упражнение «Желобок»

    Цель: вырабатывать плавную, длительную, поперерывную воздушную струю идущую по середине языка.

    Упражнение «Кто дальше загонит мяч»

    Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

    Загадка: Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

    Сегодня мы будем работать над звуком [с].

     - Язычок наш снова хочет встретиться с ребятами. Засиделся он в закрытом домике. Надоело ему там сидеть, открыл он дверку и запел: «И-и-и». Дети проделывают то же самое.

     - Вдруг стал он тоненьким, быстро закрыл домик и сильно подул, пустил холодный ветерок. Вот какая хорошая песенка получилась, будто вода из крана полилась. Логопед  показывает картинку.

    Как водичка льется? Логопед демонстрирует, как льется тонкой струей вода из кружки в таз.

     - Давайте вместе споем песенку водички. Дети подражают хором и индивидуально.

     - Водичка сильно течет. Приложите ладошку к домику язычка. Какой получается ветерок? Холодный.

     - Язычку очень нравится его песенка. Он решил поиграть: подул на полоску бумаги, и она отклонилась. Идите, поиграть с язычком.

    Дети подходят к столу с полоской бумаги  и пузырьками, упражняются.

    При звуке [с] зубы почти сомкнуты и все обнажены в «улыбке». Уголки рта оттянуты в стороны. Широкий кончик  языка упирается в верхнюю часть нижних зубов, боковые края прижаты к коренным зубам.

    Холодная, длинная воздушная струя идет по середине языка.

    Горлышко не дрожит, значит голос не образуется.

    Упражнение «Ручеек».

    Ручеек в лесу лопочет,

    К синей речке в гости хочет.

    А до речки далеко,

    К ней добраться нелегко:

    Через речки и овраги,

    Через камни и коряги,

    Под еловыми кустами,

    Под сосновыми мостками.

    Вот и речка впереди.

    Выходи да погляди.

    Дети двигаются за ведущим «змейкой» и поют «песенку ручейка»  - «с-с-с».

    Знакомство с буквой С.

    Детям раздаются буквы с шершавой поверхностью.

    Предложить детям обвести пальчиком букву С.

    Упражнение «Чудо-дерево».

     - Посмотрите, какое чудо-дерево у нас выросло. Украсьте дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется звук [с].

    • А теперь шутки -  малютки:

       Со-со-со – у Сони колесо;

    Са – са – са – летит оса;

         Су – су – су – яблоки несу.

     С помощью картинки со слогами придумаем стишки – стихотворки.

    Са – са – са  по лесу бежит лиса,

    Ас- ас – ас  лиса боится нас,

    Со – со – со   она катит колесо,

    Ос – ос – ос  у нее холодный нос,

    Су – су – су  у нас холодно в лесу,

    Ус – ус- ус лису я не боюсь,

    Сы –сы – сы пушистый хвостик у лисы,

    Ыс – ыс – ыс лиса бежит на мыс.

    Повторяем пословицы и поговорки.

     - Человек без друзей, что сокол без крыльев.

     - При солнышке тепло, при матери добро.

    -  Зима красна снегом, а осень хлебом.

    Киска, киска, киска – брысь!        Сова, сова, сова -

    На дорожку не садись!                 Совиньи глаза.

    Наша деточка пойдет,                   На суку сидит,

    Через киску упадет.                       Во все стороны глядит.

    Логопед раздает детям тетради в которых написано индивидуальное задание, которое они должны выполнить вместе с родителями.

    Дети с логопедом вспоминают, чем они занимались сегодня на занятии, уточняют над каким звуком работали.

    Логопед просит детей назвать слова, пословицы или стихотворения в которых встречается звук [с].

    Логопед оценивает работу детей: рассказывает что получилось, кто, как старался, кому, на чем надо еще поработать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ :"ПОСТАНОВКА ЗВУКА "Р" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ".

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ :"ПОСТАНОВКА ЗВУКА "Р"" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ....

    Конспект занятия "Постановка звука Л"

    Индивидуальное логопедическое занятие....

    Конспект занятия" Постановка звука "ш"".

    Конспект занятия по постановке звука " ш"....