Конспект занятия "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ястребова Инна Николаевна

Конспект коррекционно-развивающего занятия  с использованием ИКТ в старшей компенсирующей группе для детей с ТНР.

Тема: «Зимующие птицы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zimuyushchie_ptitsy.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Алёнка»

Конспект

коррекционно-развивающего занятия

с использованием ИКТ

в старшей компенсирующей группе для детей с ТНР

 

Тема: «Зимующие птицы»

Ястребова И.Н., учитель-логопед

г. Советский

2013 г.

Цель: расширение активного словаря детей по теме: «Зимующие птицы»

Образовательные задачи:

  1. Расширять знания детей по теме «Зимующие птицы»;
  2. Активизировать в речи детей название зимующих птиц (снегирь, голубь, клест, воробей, сорока, ворона, синица, сова, свиристель)

Коррекционные задачи:

  1. Развивать  моторику (общую, пальцевую, мимическую, артикуляционную);
  2. Развивать силу голоса и плавность ротового выдоха;
  3. Упражнять в подборе определений к существительному СНЕГ;
  4. Упражнять в образовании новых слов от звукоподражания ;
  5. Упражнять в правильном использовании предлогов (НА, ПОД, В, К);
  6. Развивать подвижность органов артикуляции;
  7. Развивать внимание, зрительную память.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к животному миру.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация на тему «Зимующие птицы», дидактический материал по теме «Зимующие птицы», мольберт, карандаши, индивидуальные бланки с заданиями для каждого ребенка, «волшебный снежок», бумажные снежинки, макет дерева, сюжетная картинка с изображением дерева и кормушки, птиц, костюм Хранительницы леса, индивидуальные зеркала; корзинка со снежинками.

Ход НОД

Организационный момент

(дети находятся  в холле)

Учитель – логопед читает потешку:

Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт, 
Вдоль по улице метёт.
Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать не пройти.

Логопед: - О каком времени года говорится в этой потешке? (о зиме)

Логопед:  - Я предлагаю вам отправиться в зимний лес. .. Вы согласны? … На чем можно отправиться в лес? А я вам предлагаю пойти в лес на лыжах. Обувайте  лыжи, берите палки . Пошли!!! Идите все за мной, по лыжне , не отставайте. ( имитация движений лыжника, логопед читает потешку)

Развитие общей моторики

Упражнение «Метель»

Ух, ты, зимушка – зима, закружила, замела

Все дорожки, все пути – ни проехать, ни пройти.

Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали  (музыка)

(имитация ходьбы  на лыжах)

(1слайд – зимний лес)

Логопед:  - Вот мы и прибежала в лес.  Посмотрите, какой он красивый!   Вот  «волшебный снежок», (логопед поднимает снежок) я предлагаю с ним поиграть.

 Упражнение «Назови признак»

Логопед: - Передаем, друг другу снежок и называем, какой бывает снег зимой: белый, пушистый, мягкий, легкий, липкий, мокрый, рыхлый, чистый, холодный и т.д. (дети подбирают определения и передают снежок). Молодцы, много красивых слов придумали о снеге.  

Развитие дыхания

Упражнение «Греем ладошки»

Логопед:  - Волшебный снежок такой холодный. Давайте погреем ладошки.

(Рот открыть. Губы вытянуть вперед. Произносить на выдохе звук (х-х-х), как бы согревая ладошки).

Логопед:  - Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (птицы не поют) Почему птицы не поют? (улетели в теплые края).

Логопед:  - А вот  я вижу здесь птиц, значит, не все птицы улетели. Вот и первый сюрприз нам зима приготовила.

(2слайд с птицами)

Развитие пальцевой моторики

Пальчиковая гимнастика «Птицы»

Логопед: Каких птиц вы видите? (дети перечисляют птиц). Предлагаю вам поиграть с пальцами. Будем растирать каждый пальчик.

(Поглаживать и загибать  пальцы)

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек — стайка.

Эта птичка — синичка,

Эта птичка — воробей.

Эта птичка совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — сорокушка,

Эта птичка — воронушка,

Черненькое перышко.

Эта — птичка клёст,

Эта — снегирёк,

Эта —глухарек,

Ну, а эта — голубок,

Гуля – гуля, воркоток!

(3 слайд  с птенцами)

Артикуляционная гимнастика.

Логопед:  Посмотрите – это клест. Единственная птица, которая выводит птенцов зимой.

Упражнение «Птенцы» - Птенцы просят кушать, широко открывают рот. Мы тоже широко открываем рот и закрываем.

Упраж. «Птенчики глотают пищу» - произносим  слоги «АМ-АМ» и сглатываем слюну, запрокидывая голову.

(4 слайд с вороном)

Упраж. «Клюв»  -Посмотрите какой у вороны длинный толстый клюв. Покажем какой у неё клюв.  Плотно сомкните и вытяните губы вперед,  медленно всасывайте щеки.

(5 слайд с дятлом)

Упраж. «Дятел» – Посмотрите, как дятел долбит дерево. Широко откройте рот, язык поднимите за верхние зубы и постучите им произнося : «д-д-д-д».

Массаж лица «Воробей»

Логопед: Послушайте, о какой птице эта загадка?

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)

(6 слайд с воробьём)

Логопед: Приготовьте два указательных пальчика, будем выполнять массаж лица.


Сел на ветку воробей  - массируем точку у начала бровей.
И качается на ней.  – точка у переносицы.
Раз, два, три, четыре, пять — Неохота улетать.  – точка  - точка у крыльев носа

Чистил крылышки, хвосток – точка у по бокам верхней губы.

И по веткам прыг да скок. – точка на подбородке.

(7 слайд с зимним лесом и музыкой)

Логопед: Послушайте к нам кто-то идет. (под музыку в зал входит Хранительница зимнего леса)

Хранительница леса:  Здравствуйте.  У меня в лесу случилась беда. Налетел злой ветер, унёс все снежинки с деревьев. И теперь деревья и птицы замерзают без снега.

Хранительница леса:  Помогите деревьям и птицам.

Логопед: Поможем?

Хранительница леса:  Для того чтобы снежинки вернулись на деревья, нужно выполнить задания. Вы готовы? Тогда вперед на помощь лесу!

1.Игра «У кормушки».

Логопед: Предлагаю вам  поиграть в игру «У кормушки».

( на столе лежат картинки, дети стоят…)

Логопед: Рассмотрите изображения птиц, которые лежат перед вами. Выберите  по одной птице. Назовите вашу птицу.

(1 - й  ребенок. Дятел. 2-й ребенок. Синица. 3-й ребенок. Клест. 4-й ребенок. Воробей.)

Логопед. Теперь поместите свою птицу на дерево, в кормушку или рядом с ней.

Логопед:  Расскажите о том, что делает птица.

(1-й ребенок. Дятел сидит на дереве.

2-й ребенок.   Синица сидит на кормушке.

3-й ребенок. Клест летит к кормушке.

4-й ребенок.  Воробей сидит в кормушке.)

Логопед: Внимательно посмотрите на птиц, запомните, где они сидят. Теперь снимите изображения своих птиц с доски и поменяйтесь ими.

Дети выполняют задание логопеда.

Логопед. Поместите каждую птицу туда, где она была. Проверьте, все птицы сидят на местах?

Дети выполняют задание и, если это необходимо, исправляют ошибки друг друга. Логопед убирает пособия с доски.

Хранительница леса:  Молодцы ребята! С этим заданием вы справились. Вот вам первая снежинка. (возвращает снежинку на дерево).

2.Упражнение «Кто как голос подает?»

(презентация со звуком пения птиц)

Логопед:

 Послушайте, и назовите, как разные птицы подают голос.

(8слайд с вороной)

Что делает ворона? (каркает)

(9 слайд с воробьем))

Что делает воробей? (чирикает)

(10слайд с голубем))

Что делает голубь? (воркует)

(11 слайд с совой)

Что делает сова? (ухает)

(12 слайд с сорокой)

Что делает сорока? (стрекочет)

Хранительница леса:  Молодцы, справились с заданием, вот вам снежинка. Проходите за столы.

3.Упражнение «Кто улетел»

Логопед  Назовите  птиц которые вы видите на доске. (ответы детей). Закройте глаза (убирает одну картинку). Откройте глаза и посмотрите, какая птица улетела. (ответы детей).

Упражнение повторяется 3 раза.

Хранительница леса:  Молодцы, справились с заданием, вот вам снежинка. Проходите за столы.

Развитие высокого и низкого звучания голоса.

4.Упражнение «Сорока – сорока».

Логопед: Я хочу вам еще одну загадку загадать. Послушайте, о какой птице эта загадка?

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ...(Сорока)

(12 слайд с сорокой)

- Споем песенку про сороку, а ручками будем себе помогать петь высоким и низким голоском.

Сорока-сорока, где была? Далеко.

Кашу варила, деток кормила,

На порог скакала, гостей созывала.

Гости услыхали, быть обещали.

Хранительница леса:  Молодцы! И загадку отгадали, и песню хорошо спели.  Вот вам снежинка. (возвращает снежинку на дерево).

5.Упражнение «Скажи какая? Какой? 

(13 слайд с птицами)

 - Если у птицы белый бок, она какая? (белобокая)

 - Если у птицы желтая грудка, она какая? (желтогрудая)

 - Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)

 - Если у птицы толстый клюв, она какая? (толстоклювая)

 - Если у птицы длинный хвост, она какая? (длиннохвостая)

Хранительница леса:  Молодцы, справились с заданием, вот вам снежинка

6.Игра «Кто, где сидит».

(14 слайд с птицами)

Логопед. Ребята, к нам прилетело погреться несколько птиц. Они сели на ветку.

Кто сидит посередине? Кто слева от голубя? Кто справа от синицы?

Хранительница леса:  Посмотрите, сколько снежинок вы вернули. Теперь лес и птицы не замерзнут. Спасибо за помощь. До свидания.

Итог НОД «Волшебный снежок».

Логопед: Мы будем передавать по кругу снежок  а вы мне скажите- что вам сегодня запомнилось. (ответы детей)

А теперь скажите, что было трудным для вас в выполнении заданий. (ответы детей)

(Дети по кругу передают «Волшебный снежок»», и говорят о том, что сегодня у них получилось, что вызвало затруднение,  и о том, над чем еще стоит поработать)….

Логопед:  Мне тоже очень понравилось с вами гулять по зимнему лесу. Все задания  мы выполнили, хозяйке леса помогли. Но пришла пора нам возвращаться в группу.

Обратно в группу мы тоже пойдем на лыжах.

Ух, ты, зимушка – зима, закружила, замела

Все дорожки, все пути – ни проехать, ни пройти.

Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.

(имитация бега на лыжах)

Список используемой литературы:

1.Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду»

2.Бахметьва Т.И., Соколова Г.Т.  «Детские частушки, шутки, прибаутки».

3.Нищева Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшейгруппе детского сада для детей с ОНР».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...

Конспект занятия «Птицы зимой» Тема: «Птицы зимой»

Конспект занятия «Птицы зимой»Тема: «Птицы зимой»Цель: Обобщить знания детей. Полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием...