Рекомендации логопеда при отклонении в речевом развитии ребёнка
консультация по логопедии на тему

Смирнова Наталия Васильевна

 Речевое развитие ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь ребёнка развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно, произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.

Дети в возрасте до трех лет неточно воспроизводят звуки. Конечно, родители понимают речь любимого чада с самого младенчества, но крайне важно, чтобы в определенном возрасте произносились следующие звуки:

  • 1-2 года - звуки: [А], [У], [О], [И], [П], [Б], [М];      
  • 2,5 года - звуки: [Г], [К], [X], [Й], [Ы], [Г], [К], [X];      
  • 3 года - звуки: [Ф], [С], [3], [Т], [Д], [Н], [Ц];      
  • 4 года - звуки: [Ж], [Ш], [Ч], [Щ];      
  • 5 лет - звуки: [Л], [Р].

Если это не происходит до пяти лет, проблему решить гораздо сложнее и вмешательства специалиста не избежать.

Основные рекомендации родителям:

♦ Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

♦ Не забывайте развивать и мелкую моторику — то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Каким бы утомительным вам это ни казалось, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеваться куклам и даже родителям.

♦ По мере того как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

♦ В детском возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте ребенка наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

♦ Ни в коем случае не подражайте неправильному произношению ребенка, не «сюсюкайте». Дети вполне способны воспринимать правильную литературную речь. Даже с самым маленьким ребенком говорите красиво и грамотно.

♦ Если ребенок говорит слишком громко или, наоборот, у него тихий голос - обратитесь к отоларингологу, т. к. ребенок может оказаться слабослышащим или иметь проблемы с голосовым аппаратом.

♦ Просматривайте видео- и прослушивайте аудиоматериалы, которыми увлекается ваш малыш, ведь ребенок будет произносить то, что слышит. Обратите внимание: качественно ли проведен дубляж, внятно ли и четко слышно каждое слово; нет ли наслоения перевода иностранной продукции на текст оригинала.

♦ Дома чаще читайте. У ваших детей должна быть детская библиотека. В неё входят произведения К. Чуковского, С. Маршака, Н. Носова «Приключения Незнайки в солнечном городе», произведения Д. Мамина – Сибиряка, М. Пришвина, Е. Чарушина о животных, стихи А. Барто, сказки Братьев Гримм и т.д.

Помните, что любые нарушения в произношении звуков, не соответствующие нормам возраста, рассматриваются как дефекты речи, исправлять которые бывает очень трудно.

И главное: родители, не забывайте, что ваша речь - образец для подражания.

От вас же, любящие родители, потребуется совсем немного – набраться терпения, заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу. 

 


Рекомендации логопеда для родителей детей младшего возраста

Уважаемые папы и мамы!

Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Понаблюдайте за вашим малышом.

Вас должно насторожить, если ребенок:

♦ очень вял, нехотя реагирует на окружающее;

♦ часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
        ♦  имеет сильное течение слюны;

♦ не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);

♦ не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;

♦ говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;

♦ употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» -молоко, «дека» — девочка.
Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к логопеду. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.


 Рекомендации логопеда для родителей детей среднего возраста

Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет), часто не соответствует возрастной норме. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия. Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей. Итак:

♦ критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к специалисту, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;

♦ обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта.

♦ большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;

♦ посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;

В случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы некомпетентных людей.


Рекомендации логопеда для родителей детей старшего возраста

6 лет— это возраст, когда ребенок должен готовиться идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.
Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:

  1. правильно произносить все звуки языка;
  2. выделять первый и последний звук в слове;
  3. разделять слово на слоги;
  4. определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
  5. придумывать слова на заданный звук;
  6. сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
  7. повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
  8. определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

Важно выяснить:

  1. насколько богат словарный запас ребенка, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
  2. насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
  3. что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
  4. сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
  5. может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп». Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый. Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи. Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.

В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как определить отклонения в речевом развитии ребёнка.

Из статьи вы узнаете, на что следует обратить внимание в речевом развитии ребёнка....

Рекомендации логопеда по речевому развитию ребёнка, или как вырастить маленького гения

Рекомендации родителям по развитию речи ребёнка 2-3 лет в летний период времени...

Рекомендации для родителей от учителя - логопеда «Особенности и трудности речевого развития детей дошкольного возраста"

Данная презентация и памятка для родителей были представлены мною на  общем родительском собрании  27.02.2017 в ГБОУ ШМК Бибирево ДО №4. Я расширила знания родителей об особенностях и трудно...

Рекомендации логопеда родителям малышей (раннее речевое развитие)

Как нужно играть с ребенком, что бы развивались фонематические процессы и активная речь....

Как определить отклонения в речевом развитии ребёнка

Консультация для родителей, о признаках нарушения речевого развития ребёнка...

Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников с отклонением в речевом развитии.

В настоящее время проблема воспитание детей дошкольного возвраста с отклонением в речевом развитии становится все актуальней....