Рекомендации для родителей от учителя - логопеда «Особенности и трудности речевого развития детей дошкольного возраста"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) по теме

Ратникова Светлана Александровна

Данная презентация и памятка для родителей были представлены мною на  общем родительском собрании  27.02.2017 в ГБОУ ШМК Бибирево ДО №4. Я расширила знания родителей об особенностях и трудностях речевого развития детей дошкольного возраста. И дала рекомендации как они с помощью дидактическиз игр могут помочь детям преодолеть эти трудности и развивать, совершенствовать речь детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности и трудности речевого развития детей дошкольного возраста» Учитель – логопед: Ратникова Светлана Александровна ratnikovasa@smcbibirevo.ru Ф.И.О

Слайд 2

Родители – главные помощники в преодолении трудности речевого развития ребёнка. Развиваем речь ребёнка: - артикуляционная гимнастика ; развиваем речевое дыхание; развиваем мелкую моторику; слышим и правильно произносим звуки, слова; развиваем словарный запас; развиваем связную речь .

Слайд 3

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Фомичева М.Ф.



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Родители – главные помощники в преодолении трудности речевого развития ребёнка.

   Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Окружающие ребёнка люди должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопится, не «съедая» слоги и окончания слов.

Слайд 2

Развиваем речь ребёнка:

   У детей дошкольного возраста часто возникают трудности  звукопроизношения. Преодолеть и предупредить нарушения звукопроизношения поможет

    - артикуляционная гимнастика: тренируйте артикуляционный аппарат ребёнка, выполняя артикуляционную гимнастику.

- развиваем речевое дыхание: развивайте речевое дыхания ребёнка, используя различные дыхательные игровые  упражнения:

  • ИГРА «Снежок». Разделите вату, лист бумаги на небольшие кусочки, положите их на стол, превратив его в сугроб. Ребёнок предстаёт в роли ветерка, которые раздувает снежок. При выполнении задания губки малыша должны быть округлёнными и вытянутыми вперёд. Следите, чтобы он не надувал щёки. Вдох обязательно через нос – выдох всегда происходит через рот. Так же можно дуть в трубочку, мыльные пузыри, на вырезанных бумажных бабочек.

- развиваем мелкую моторику: в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Правильно подобрав пальчиковую игру, Вы не только совершенствуете мелкую моторику ребенка, но и расширяете его знания об окружающем мире. Например, игра на тему «Весна»:

ИГРА «Весна»

Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки)

Два – капель, (согнуть безымянный палец)

Три – сосульки тают. (согнуть средний палец)

Март прошел, идет апрель, (согнуть указательный палец)

Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица»).

Так же для развития мелкой моторки можно широко использовать подручный материал: бусины, пуговицы, крупу, пластилин.

 Слышим и правильно произносим звуки, слова: умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Важно научиться различать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.  Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3 лет.

Хороший фонематический слух необходим для усвоения звуковой системы языка, грамотной устной и письменной речи.

ИГРА «Выдели слово» Предложите ребёнку хлопнуть в ладоши (топнуть ногой, поднять руку) тогда, когда он услышит слово с заданным звуком.

ИГРА «Какой звук есть во всех словах»  Взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (шуба, кошка, мышь), и спрашивает у ребёнка, какой звук есть во всех словах.

ИГРА «Звуковые песенки» Взрослый предлагает ребёнку составить звуковые песенки типа «АУ» – дети кричат в лесу. Сначала ребёнок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем второй.

Игра «Назови лишнее слово» Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных.    Нап., гора, гора, нора, гора. Коса, коса, коза, коса.

 развиваем словарный запас;

ИГРА «Расскажи о предмете» Ложка какая? …. Стол какой? И т.д.

ИГРА «Назови одним словом» сандалии, ботинки, сапоги - … .

ИГРА «Наоборот» Дорога широкая, а тропинка узкая. Чай горячий, а мороженое - … .

 Развиваем связную речь. Читаем сказки, рассказы. Учим отвечать на вопросы по содержанию. Давать полные ответы. Составлять небольшие рассказы.

С уважением, учитель – логопед Ратникова С.А,



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей 

  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
  • Не копируйте детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
  • Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ.

Игры и упражнения, способствующие речевому развитию детей.

  •  «Обобщающие слова».

Предложите ребёнку назвать  фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…, домашних/диких животных и т. д.

  • «Четвёртый лишний».

Предложите ребёнку назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

  • «Посчитай».

 Считаем всё, что можно посчитать, обучая, тем самым, детей правильно изменять слова. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока, …, пять красных яблок и т.д.

  • «Скажи наоборот».

Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот». Например, день – ночь, высокий – низкий, холод – жара и т.д.

  • «Подбери слово»

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом - по теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…).

  • «Расскажи сказку».

Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

  • «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Учитель – логопед: Ратникова С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста. Рекомендации учителя- логопеда для родителей.

Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть п...

Консультация для родителей на тему: "Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста"

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываютс...

Консультация для родителей «Настольно-печатные игры Как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Настольно-печатные игры Как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Настольно-печатные игры, как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста"

В данной консультации содержится материал, помогающий родителям разобраться в полезности и значимости для детей настольно-печатных игр. Предоставленны некоторые виды игр с описанием правил и действий....

Взаимодействие педагогов в речевом развитии детей дошкольного возраста: рекомендации учителя-логопеда

В данной консультации освещена модель по активизации развития речи дошкольников в условиях ДОУ. Выделены основные направления взаимодействия педагогов ДОУ в работе над развитием речи у дошкольников....

«Использование игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателя по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и в подготовке их к обучению грамоте».

совместной работы логопеда и воспитателя в условиях реализации образовательной области «Речевое развитие»-это создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию пот...